Исследование микроклимата в производственных помещениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:59, лабораторная работа

Описание

Целевая установка: изучить измерительную технику и методику исследования состояния микроклиматических условий в рабочей зоне производственных помещений, особенности нормирования показателей, характеризующих микроклимат производственных помещений.

Работа состоит из  1 файл

Введение,лаб. № 1.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

 

        Примечание. Для промежуточных значений  температур относительная влажность  определяется линейной

                               интерполяцией.

 

 

 

 

ров, устройство лабораторного стенда, типы и устройство приборов, закрепленных над лабораторным столом. Затем следует подготовиться к записям – см. табл. 1.8, получить секундомер или использовать свои наручные часы с секундной стрелкой.

Лабораторная установка, на которой  выполняется работа, изображена на рис. 1.1. В ее левой части вмонтирован  вентилятор 13, в правой   установлен аспирационный психрометр МВ-4М.

На лицевой панели смонтированы переключатели 2, регулирующие подачу воздуха на анемометры; переключатель 4, управляющий арретирами анемомет-ров; тумблер 1 «Сеть», тумблер 3, включающий электродвигатель вентилятора. При включении электродвигателя загораются сигнальные лампочки 11, 12. Для смачивания резервуара 16 правого термометра психрометра предусмотрены пипетка 14  с изогнутой стеклянной трубкой.

2.3. Последовательность выполнения  работы.

2.3.1. Получите секундомер и номер задания у преподавателя. Варианты заданий указаны в табл. 1.9. Составьте таблицу для записи показаний. Форма её должна соответствовать форме табл. 1.8.

2.3.2. Смочите обертку резервуара  правого термометра психрометра.  Для этого воспользуйтесь пипеткой 14 со стеклянной трубкой. Набрав дистиллированную воду, осторожно введите конец трубки в гильзу 16 правого термометра и, резко нажав на пипетку, увлажните обертку резервуара термометра.

2.3.3. В соответствии с номером  задания установите в нужное положение переключатели 2 (оба переключателя должны быть установлены в одинаковое положение).

2.3.4. Поверните переключатель 4 вправо  до отказа. Запишите показания  чашечного анемометра.

2.3.5. Включите штепсельную розетку  в электросеть. Затем включите питание на установку – тумблер 1 поверните вверх.

2.3.6. Включите электровентилятор  – тумблер 3 поверните вправо  или влево от нейтрального положения в зависимости от варианта задания.

Таблица 1.8

Форма записи результатов  работы

 

Наименование позиций

Результаты работы

№ варианта задания

 

Положение переключателей 2, 3

 

Период года

 

Категория работ по уровню энергозатрат

 

Показания

анемометров

чашечного

Конечный отсчет

 

Начальный отсчет

 

Разность

 

Время экспозиции, с

 

Число делений на 1 с

 

Скорость, м/с

 

крыльчатого

Конечный отсчет

 

Начальный отсчет

 

Разность

 

Время  экспозиции, с

 

Число делений на 1 с

 

Скорость м/с

 

Показания психрометра

Сухой термометр

 

Влажный термометр

 

Относительная

Влажность,

%

По формуле (1.5)

 

По психрометрической  таблице

 

По психрометрическому графику

 

Нормированные

значения

параметров

микроклимата

оптимальные

Температура, оС

 

Относительная влажность, %

 

Скорость движения воздуха, м/с

 

допустимые

Температура, оС

 

Относительная влажность, %

 

Скорость движения воздуха, м/с

 

Допустимое время пребывания на рабочем месте, ч

 

Мотивированный вывод  о том, какими (оптимальными или допустимыми) являются замеренные микроклиматические условия – по всем показателям микроклимата

 

 

2.3.7. Приготовьте секундомер и  одновременно с поворотом переключателя 4 влево до отказа, включите секундомер. Через 100 с выключите секундомер и одновременно поверните переключатель 4 вправо до отказа.

Таблица 1.9.

Варианты заданий на лабораторную работу

№№

вариантов

Положение

переключателей 2 подачи воздуха

Положение тумблера 3

Сезон года

Категория работ

1

3

влево

холодный

легкая – 1 а

2

4

вправо

холодный

тяжелая - Ш

3

2

вправо

теплый

средней тяжести – П а

4

5

влево

теплый

тяжелая – Ш

5

1

влево

холодный

средней тяжести – П б

6

2

влево

теплый

тяжелая - Ш

7

3

вправо

холодный

легкая – 1 б

8

4

влево

теплый

легкая – 1 а

9

2

вправо

теплый

легкая – 1 б


 

2.3.8. Запишите показания чашечного  анемометра. Найдите разность показаний, число делений шкалы, соответствующее 1 с и определите скорость движения воздуха – порядок определения пояснялся ранее. Если скорость оказалась менее 3 м/с, то нужно измерить скорость с помощью крыльчатого анемометра. С этой целью:

а) поверните переключатель 4 влево  до отказа и запишите показания крыльчатого анемометра;

б) подготовьте секундомер и одновременно с поворотом переключателя 4 вправо до отказа, включите секундомер. Через 100 с выключите его и одновременно поверните переключатель 4 влево до отказа. Переведите тумблер 3 и переключатель 4 в нейтральное положение;

г) запишите показания крыльчатого  анемометра. Вычислите разность показаний, число делений шкалы, соответствующее 1 с и скорость движения воздуха. Помните, что для крыльчатого анемометра имеются два градуировочных графика – они находятся на лабораторном столе.

2.3.9. Поверните тумблер 1 вниз  и вытащите вилку из сети.

2.3.10. Определите влажность воздуха.  Заведите ключом 9 (см.рис. 1.1) механизм психрометра. Ключ необходимо повернуть не более чем на 5 полных оборотов. Прибор при этом придерживайте за головку 8. На четвертой минуте после пуска вентилятора психрометра произведите отсчет по сухому (левому) и влажному (правому) термометрам.

2.4. Указания по подготовке отчета  по работе

2.4.1. Запишите цель работы, вычертите  лицевую панель лабораторного стенда, укажите расположение и названия приборов, назначение органов управ-

ления.

2.4.2. Рассчитайте по формулам (1.2), (1.3), (1,4), (1.5) величины Pa, d, rв.п. и j. Расшифруйте все буквенные обозначения.

2.4.3. Определите величину j по психрометрическому графику и по психрометрической таблице, находящимся на лабораторном столе.

2.4.4. Заполните сводную таблицу  результатов работы, форма которой  должна соответствовать табл.1.8.  Нормированные значения микроклиматических условий берите по табл. 1.1 и 1.2 с учетом варианта задания. Укажите время пребывания на рабочих местах для всех категорий работ – см. табл.  1.3 и 1.4.

2.4.5. Температуру воздуха в помещении  принимают по показаниям сухого термометра аспирационного психрометра МВ-4М или  психрометра ПБУ-1М.

 

  1. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

 

3.1. Для привода вентилятора используется  электродвигатель, подключенный к электросети высокого напряжения – 220 В. Такое напряжение опасно для жизни человека.

3.2. В связи с изложенным в  п. 3.1 при выполнении работы нужно  соблюдать меры электробезопасности. Запрещается выполнять какие-либо ремонтные работы при включении стенда в сеть.

3.3. Соблюдайте осторожность при работе с психрометром. Помните, что термометры психрометра заполнены ртутью, являющейся чрезвычайно опасным ядовитым веществом.

 

4. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО  КОНТРОЛЯ 

ГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

 

4.1. Для контроля каких показателей микроклимата можно использовать аспирационный психрометр?

4.2. При какой среднесуточной  температуре наружного воздуха  период года считается холодным?

4.3. Какую категорию тяжести имеют  физические работы, связанные с  постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения?

4.4. Каковы допустимые перепады  температуры воздуха по высоте  и по горизонтали, а также изменения в течение смены при обеспечении оптимальных величин микроклимата?

4.5. На какой высоте от пола  или рабочей площади нужно  измерять относительную влажность воздуха при работах сидя?

4.6. За какое время до начала  замеров необходимо увлажнить  обертку правого термометра аспирационного психрометра при замерах влажности воздуха зимой?

4.7. При какой скорости воздуха,  измеренной с помощью чашечного  анемометра, студенту рекомендуется перейти на крыльчатый анемометр?

4.8. Какова продолжительность измерения  скорости воздуха с помощью  анемометров?

4.9. Каковы известные способы определения относительной влажности воздуха, если известны показания психрометров?

4.10. На какой минуте после  пуска вентилятора аспирационного  психрометра необходимо произвести отсчеты по сухому и влажному термометрам психрометра?

 

5. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ГОТОВНОСТИ

К ЗАЩИТЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

 

5.1. Какие показатели характеризуют  микроклиматические условия в  производственных помещениях?

5.2. Какие приборы используются  для исследования микроклиматических  условий?

5.3. Каковы пределы измерения чашечным и крыльчатым анемометрами?

5.4. Как устроен и как используется  аспирационный психрометр?

5.5. Что понимается под рабочим  местом?

5.6. В каких местах следует  измерять температуру воздуха?

5.7. Где следует измерять относительную  влажность воздуха?

5.8. Какие факторы принимаются  во внимание при назначении  норм микроклимата?

5.9. Что понимается под оптимальными  микроклиматическими условиями.  Каковы их преимущества по  сравнению с допустимыми?

5.10. Почему в нормах микроклимата  учитываются категории тяжести выполняемых работ?

5.11. К какой категории тяжести  относится работа студента в  лаборатории по охране труда?  Приведите соответствующие обоснования.

5.12. Как подразделяются и чем  характеризуются легкие физические  работы?

5.13. Что понимается под терморегуляцией?

5.14. Как нормируется интенсивность  теплового облучения работающих?

5.15. Как рассчитывается ТНС-индекс? Что он характеризует?

Литература: [1], [2], [4], [5], [11].

1 Терморегуляция –способность организма поддерживать постоянство температуры тела независимо от изменения параметров микроклимата и степени тяжести выполняемой работы.

2 Сейчас выпускается МВ-42М


Информация о работе Исследование микроклимата в производственных помещениях