Инженерная психология и эргономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:37, реферат

Описание

История становления инженерной психологии в нашей стране насчитывает уже 20 лет, однако еще и сейчас нельзя с полным на то основанием утверждать, что эта дисциплина окончательно определилась как в отношении своего объекта, так и основных понятий, представлений и методов. Она до сих пор находится в процессе формирования, расширяет границы своего объекта и пересматривает свое предметное содержание. Наличие значимых изменений за относительно короткий срок порождает многочисленные трудности как научно-теоретического, так и организационного порядка.

Работа состоит из  1 файл

Инженерная психология и эргономика.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

Общеизвестно, однако, что «психологический» аспект (если вообще его противопоставлять всем другим) только с течением времени, по мере формирования инженерной психологии (эргономики) стал приобретать подобающее ему место в системе инженерно-психологического знания, не заменяя и не вытесняя все другие, а только перестраивая само целое. И этот процесс еще и сейчас далек от своего завершения. Поэтому на первом месте в инженерной психологии (эргономике) на начальных этапах развития были, увы, отнюдь не «психологические» аспекты. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в 'любую из ранних инженерно-психологических работ.

Итак, подводя итоги нашего рассмотрения взаимоотношений понятий «инженерная психология» и «эргономика», мы можем утверждать, что к настоящему моменту времени перед нами фактически одно понятие и два разных термина. Существующие попытки ввести два разных понятия недостаточно обоснованы. Все они, как правили, сводятся к формулировке определений того, что тот или иной автор считает инженерной психологией, а что — эргономикой. Различение понятий инженерной психологии и эргономики без сколь-нибудь серьезного анализа реальной истории их употребления и сложившегося в результате этого употребления содержания представляется некорректным. Если же иметь в виду, что речь идет о понятиях, фиксирующих определенность целых областей деятельности и в течение долгого времени «проецировавшихся» на одну и ту же область, то введение таких понятий подразумевает необходимость разделения этой ранее единой области (направления) надвое, начиная от методологических концепций и кончая областью соответствующего эмпирического материала, причем так, чтобы не вступить в противоречие с их реальной историей.

Конечно, из того, что к настоящему времени никому из предпринимавших такие попытки не удалось значимым образом разделить понятия инженерной психологии и эргономики, не следует, что этого сделать нельзя. Такое разделение, безусловно, возможно и, быть может, в силу тех или иных обстоятельств — например, организационных — даже необходимо. Однако, поскольку недопустимо переписывать задним числом реальную историю дисциплины, это разделение, не являясь фактом прошлого, может стать лишь фактом будущего. Но и на этом пути есть свои трудности.

В этом отношении интересны самые последние работы «эргономистов» по различению инженерной психологии и эргономики. Упор делается на то, что «теоретический водораздел между ними начинает осознаваться по факту принадлежности инженерной психологии к психологии» [23; 34] и что необходимо более строгое определение и сужение «области исследования инженерной психологии в целях эффективного ее развития как отрасли психологии, ведущего раздела психологии трудовой деятельности человека» [8; 28]. Другими словами, предлагается относить к эргономике все комплексные разработки, а к инженерной психологии — лишь те работы, которые связаны с чисто психологическими аспектами деятельности в автоматизированных системах.

На первый взгляд может показаться, что это достаточно четкое и последовательное решение задачи различения инженерной психологии и эргономики. Однако только на первый взгляд. Дело в том, что большинство специалистов единодушно считают, что термин «инженерная психология» крайне неудачен. Поэтому, пересматривая содержание понятия и отказываясь от традиции употребления термина, совершенно незачем оставлять этот неудачный термин: это имело смысл делать только ради традиции. Таким образом, в этом отношении программа просто не доведена до логического конца. С другой стороны, если инженерная психология рассматривается лишь как раздел психологии труда, то нет и необходимости в специальном термине (ведь обходится без специального названия раздел психологии труда, изучающий психологические аспекты трудовой деятельности в неавтоматизированных системах). Но основное возражение против этой программы заключается в том, что различение инженерной психологии и эргономики фактически подменяется различением эргономики и психологии труда, т. е. вместо одной проблемы обсуждается другая.

Другими словами, желающим различать инженерную психологию и эргономику (безразлично, в каком плане: прошлого или будущего) предстоит специальная работа по их разделению. Такое разделение не может быть произвольным — у него должны быть вполне определенные основания, без предъявления которых все попытки различать инженерную психологию и эргономику являются малосодержательными. Нам представляется, что существуют два вида таких оснований: сторонники разделения должны продемонстрировать либо его необходимость, указывая на пагубные (или нежелательные) последствия смешения этих понятий (в частности, фиксируя теоретические, организационные или практические противоречия, возникающие в этом случае), либо его целесообразность, указывая на несомненные выгоды (преимущества) такого различения. Пока же ни то, ни другое не имеет места. Вместо этого сторонники разделения инженерной психологии и эргономики раз за разом повторяют одно и то же: «эргономика шире», «инженерная психология уже»16.

Однако возможен другой подход к этой проблеме. Этот подход основывается на достаточно «прозрачной» установке, что «специалисты в области инженерной психологии», с одной стороны, и «эргономисты», с другой, претендуя на самый лучший, наиболее адекватный охват соответствующей проблематики, выдвигают принципиально разные программы развития дисциплины и именно из-за различия программ не хотят, чтобы их путали. В этом случае правильнее было бы говорить не о разграничении понятий инженерной психологии и эргономики, а о разграничении различных концепций и программ (одну из которых ее авторам нравится называть «эргономикой»). Ведь не в названии же дело, как это признают все.

Но тогда должна быть изменена и сама формулировка вопроса: обсуждение проблематики «инженерная психология и эргономика» следует перевести в форму «инженерная психология или эргономика». Решение же этого вопроса должно зависеть от того, какая из программ более обоснована и наиболее адекватна современным научно-теоретическим представлениям и общественно-практическим запросам.

 

 



Информация о работе Инженерная психология и эргономика