Факторы опасности БЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:13, реферат

Описание

Известно, что любая деятельность потенциально опасна, а сами опасности носят перманентный характер (перманентный - постоянный, непрерывно продолжающийся, от латинского permaneo - остаюсь, продолжаюсь).
Не смотря на принимаемые меры в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера.

Содержание

Введение
1. Пожары и взрывы
1.1. Факторы опасности
1.2. Меры предупреждения
1.3 Действия населения при пожаре и взрывах
2. Аварии в железнодорожном, автомобильном, морском, речном и авиационном транспорте, а также в метрополитене
2.1 Аварии в метрополитене
2.2 Аварии на автомобильном транспорте
2.3 Аварии на морском и речном транспорте
2.4 Аварии на авиационном транспорте
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Факторы опасности БЧС.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

без сознания или в состоянии общей слабости, повернуть на бок, чтобы он не задохнулся от западания языка, от рвотных масс и т.п.

Установить, не остановилось ли дыхание, имеются ли раны, переломы, вывихи, ушибы. Если пострадавший в сознании, следует выяснить, на что он жалуется, ободрить и успокоить его.

Держать пострадавшего необходимо в тепле. Для обогрева можно использовать одеяла, грелки, бутылки с горячей водой или кирпичи и камни, нагретые в костре.

При оказании первой медицинской помощи следует помнить, что нельзя:

- переносить пострадавшего на другое место, если ему не угрожает огонь, обвал здания, не требуется делать искусственное дыхание и оказывать срочную медицинскую помощь;

- накладывая повязку, шину, причинять дополнительную боль, ухудшающую самочувствие пострадавшего;

- вправлять выпавшие органы при поврежденных грудной и, особенно, брюшной полостей;

- давать воду или лекарство для приема внутрь пострадавшим, находящимся без сознания;

- прикасаться к ранам руками или какими-либо предметами;

- удалять видимые инородные тела из раны брюшной, грудной, или черепной полости;

- снимать с поврежденных участков тела одежду и обувь, не разорвав или не разрезав их;

- позволять пострадавшему смотреть на свою рану;

- пытаться вытащить пострадавшего из огня или здания, грозящего обвалом, не приняв должных мер для собственной защиты.

Оказывать помощь следует спокойно и уверенно, успокаивая и подбадривая пострадавшего.


2.      Аварии в железнодорожном, автомобильном, морском, речном и авиационном транспорте, а также в метрополитене

 

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваныстолкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами. Непосредственную опасность для пассажиров в этих случаях представляют огонь и дым, приводящие к ожогам и отравлениям, ударная волна и осколки разрушающихся конструкций, удары о различные выступающие элементы конструкций вагона, что может привести к ушибам, переломам и другим травмам или гибели пассажиров.

Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения при нахождении в поездах. В вагонах запрещается: провозить легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные и токсичные вещества; пользоваться любыми электробытовыми приборами, кроме бритв; зажигать спички, свечи, курить в неустановленных местах; выбрасывать непогашенные спички и окурки; размещать чемоданы и другие предметы на верхних полках без соответствующего крепления.

Во время и после аварии пассажиры должны сохранять спокойствие, не поддаваться панике, действовать в соответствии с указаниями должностных лиц поездной бригады, покинуть поврежденный или горящий вагон и по возможности оказывать помощь пострадавшим.

 

2.1 Аварии в метрополитене

 

Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров и их вещей на станционные пути. Спуск пассажира с платформы на пути опасен, так как пути находятся под напряжением.

При обнаружении обезличенных вещей пассажир обязан немедленно сообщить о находке машинисту поезда или сотруднику милиции, в дальнейшем действовать по их указаниям.

При чрезвычайной ситуации для оповещения пассажиров используется на станции громкоговорящая связь или мегафон, а в поезде устройство громкоговорящего поездного оповещения.

Эвакуация со станции может осуществляться эскалаторами или на прибывающих поездах.

Высадка пассажиров на перегоне осуществляется по команде локомотивной бригады, без паники, с соблюдением личной безопасности. После выхода из вагонов, перемещаться по тоннелю в указанном направлении.

В случае отказа в работе громкоговорящего оповещения пассажиры оповещаются локомотивной бригадой в каждом вагоне. Высадка пассажиров производится, как правило, через боковые двери вагонов на одну или две стороны или через разблокированные двери между вагонами, начиная с вагона, ближайшего к станции, на которую пассажиры будут направлены.

Если возникла обстановка, угрожающая безопасности пассажиров в одном или нескольких вагонах поезда, высадка пассажиров производится в первую очередь из этих вагонов.

В случае повреждения тоннельного освещения машинист локомотивной бригады включает на головном вагоне белые фары и прожектор в сторону станции, куда направляются пассажиры.

 

2.2 Аварии на автомобильном транспорте

 

Ежегодная статистика дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации однозначно свидетельствует о том, что автомобильный транспорт является источником повышенной опасности и обеспечение безопасности участников движения на автодорогах страны - актуальная, многоплановая задача. Ее успешное решение зависит от многих факторов, среди которых важное значение имеют действия самих участников движения.

Если вопреки принимаемым превентивным мерам дорожно-транспортного происшествия не удается избежать, то его участникам не следует покидать машину до ее остановки, управляя машиной до последней возможности. Сохраняя самообладание и не впадая в панику, предпринять меры, чтобы уйти от встречного удара: свернуть в кювет, забор, кустарник, даже лучше в дерево, чем в идущий на вас автомобиль, а если нет возможности, перевести встречный удар в скользящий, боковой.

Когда удар неизбежен, самое главное - препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову, для этого необходимо упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо (переднюю панель). Пассажир находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место для пассажира - переднее сидение, поэтому детям до 12 лет Правила дорожного движения находиться там запрещают без специального устройства. Как правило после удара двери заклинивает и выходить приходится через окно. Если машина упала в воду, она может некоторое время держаться на плаву, выбираться из нее также надо через открытое окно. При аварии в первую очередь следует оказать помощь пострадавшим: по возможности освободить, извлечь из машины, помочь принять удобное положение тем, кто не имеет возможности сделать это самостоятельно. Обязательно принять меры к вызову на место происшествия сотрудников ГАИ и скорой помощи, по возможности организовать доставку пострадавших в ближайшее медицинское учреждение.

 


2.3 Аварии на морском и речном транспорте

 

Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. Ежегодно на планете терпят кораблекрушение около 8000 морских и речных судов, гибнет свыше 2000 человек.

При перевозках на морских и речных судах соблюдаются следующие правила:

- посадка и высадка пассажиров начинается после полной швартовки

судна и установки трапа;

- после отхода судна из порта организуется ознакомление вновь прибывших пассажиров с правилами пользования спасательными индивидуальными (жилет, круг, плотик и др.) и коллективными (шлюпка, надувной плот и др.) средствами и местами их нахождения;

- в каютах запрещается перевозка бензина, нитролака, красок, спирта и других легковоспламеняющихся жидкостей, взрывоопасных и токсичных

веществ;

- не разрешается зажигать спички, свечи, курить в неустановленных местах, выбрасывать непогашенные спички и окурки.

Как показывает практика, при кораблекрушении возникает паника и в этом, как правило, участвует небольшая группа людей, которую необходимо успокоить и приступить к спасению людей и судна.

Организованная на судне спасательная команда по распоряжению капитана немедленно приступает к выполнению своих прямых обязанностей по спасению пассажиров, осуществляя их посадку в шлюпки и плоты -вначале детей, женщин, раненых и стариков. В шлюпки грузятся вода, лекарства, продовольствие, одеяла и т.д.

Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пасса-

жирских судов.

Необходимо постоянно поддерживать и поднимать настроение у ослабленных и пострадавших пассажиров, организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом, запасами воды и пищи, особенно за питьевыми запасами, так без воды человек живет от 3 до 10 дней, а без пищи может прожить более месяца. Пассажиры морского и речного транспорта подлежат обязательному государственному страхованию от несчастных случаев во время пребывания на судне или пристани, страховой платеж включается в стоимость билета.

Пассажиры считаются застрахованными с момента объявления посадки на морское или речное судно.

 

2.4 Аварии на авиационном транспорте

 

Безопасность полета зависит не только от экипажа лайнера и специалистов, обеспечивающих полет, но и от пассажиров, которые должны действовать в соответствии с указаниями экипажа, соблюдая спокойствие и организованность.

Занимать места в салоне самолета следует согласно номерам, указанным в авиабилетах, садиться в кресло так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги, например, следует упереть их в пол, выдвинув как можно дальше, но не под переднее кресло. Заняв свои места, пассажирам необходимо выяснить, где находятся аварийный выход, медицинская аптечка, и другое вспомогательное оборудование.

Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета поинтересоваться, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.

При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремень безопасности, имеющийся на каждом кресле. Несоблюдение этого требования, как правило, приводит к тяжелым травмам.

При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. Как правило, по бортам самолета в пассажирском салоне имеется четыре аварийных выхода, оснащенных надувными двухдорожными трапами.

Следует помнить, что основной или аварийные выходы не открывают, если за бортом у выхода пожар или густой дым.

В случае пожара в салоне самолета пассажир должен защищать себя от огня, покрыв как можно большую часть кожи одеждой; стараться меньше дышать воздухом, содержащим дым; если есть возможность, то смочить носовой платок и дышать через него; быстро двигаться к выходу пригнувшись или на четвереньках; не бросаться сквозь стену огня, пока не будет абсолютной уверенности, что нет другого пути эвакуации. Покинув борт самолета, оказать помощь другим и не оставаться вблизи самолета.


Заключение

 

В заключение следует отметить, что в Российской Федерации действует эффективная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, что, однако, не исключает вероятности возрастания общего количества аварий, стихийных бедствий и катастроф.

Стихийные бедствия, аварии и катастрофы на транспорте опасные для жизни и здоровья значительных групп населения.

Пожары и взрывы сопровождаются уничтожением материальных ценностей, создают угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде. Чем быстрее развивается общество, наука и техника, тем актуальнее становится проблема пожаров и обеспечение пожаробезопасности.

Поэтому предотвращение ЧС, связанных с пожарами и взрывами, можно считать достигнутыми, если каждый человек будет знать причины и последствия пожаров и взрывов, и уметь предотвращать их.

Развитие транспортной системы, повышение ее роли в обществе сопровождается негативными факторами, среди которых наиболее отрицательным является высокий уровень аварийности транспортных средств и ДТП. Любое транспортное средство – источник повышенной опасности. Это связано с возможными ДТП, крушениями и авариями пассажирских поездов, воздушных и морских судов, травмами при посадке в транспортное средство и в процессе его движения.

Лучший способ повысить личную транспортно-дорожную безопасность – это не создавать аварийные ситуации, а в случае их возникновения (не зависимо вследствие чего, они возникли) успешно им противодействовать.


Список использованной литературы

 

1.      Бурылев Ю.В., Павлова Е.И. Безопасность жизнедеятельности на транспорте. – М., 1999.

2.      Возможный характер аварий, катастроф, стихийных бедствий, правила поведения и действия населения в чрезвычайных ситуациях/Сост. В.А. Цветков - Ульяновск: УлГТУ, 2001. -70 с.

3.      Действия населения в чрезвычайных ситуациях. МЧС России. - Москва, 1995

Информация о работе Факторы опасности БЧС