Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:50, реферат

Описание

Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой – одновременно и отрицательным (негативным).

Содержание

Введение………………………………………………………………...…2
Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций……………………3
Характеристика основных средств защиты населения в ЧС…………..5
Предупреждение ЧС. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций…….8
Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС……………………………………………………………………13
Тактика действий при ликвидации ЧС………………………………….16
Заключение………………………………………………………………..19
Список используемой литературы………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

БЧС!.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

     Прогнозирование техногенных ЧС включает выявление  и аттестацию потенциально опасных  объектов, оценку возможных последствий  аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, предупреждение органов управления о возможных ЧС. 

     Решение задач прогнозирования техногенных  ЧС в РФ возглавляет Государственный  комитет по техническому контролю. Непосредственными исполнителями  по прогнозированию ТХН ЧС являются ведомственные органы контроля. В Министерстве ГОЧС с этой целью в Департаменте предупреждения и ликвидации ЧС создается система наблюдения за предвестниками катастроф, а также диагностических комплексов по оценке устойчивости зданий, сооружений, потенциально опасных объектов. Органы такой системы должны функционировать во всех РЦ и субъектах. 

     Прогнозирование природных ЧС является наиболее сложной  проблемой в силу их больших масштабов  и значительной неопределенности в  возникновении и развитии процессов. Прогнозирование природных ЧС осуществляется в масштабе страны, а в некоторых случаях и во взаимодействии с международными организациями. Руководство всей системой наблюдений, прогноза метеорологических и гидрологических ЧС, а также массовых лесных пожаров в стране возложено на Государственный комитет РФ по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромет РФ). Для прогноза землетрясений на территории страны развернута Единая система сейсмических наблюдений (ЕССН), включающая региональные центры. Региональные центры имеют сети сейсмических станций и вычислительные центры. 

     Прогноз возникновения и развития природных  ЧС проводится в Гидрометцентре страны и его региональных центрах и  доводится до территориальных и  ведомственных ОУ ГОЧС по системе  предупреждения в различные сроки. Наиболее часто используется форма представления в виде карт заблаговременного прогноза на определенный период (год, сезон) или срочной информации по средствам связи. 

     Прогнозирование ЧС для военного времени осуществляется на основе оценки военно-политической обстановки в стране и регионах, проводимых периодически в Генеральном штабе и штабах военных округов. 

     На  основе этой информации в департаментах  предупреждения и ликвидации ЧС, гражданской  обороны, а также в региональных центрах осуществляется прогноз  наиболее опасных ЧС в данном вооруженном конфликте или войне. По существующим методикам оцениваются масштабы очагов поражения, возможные потери населения и материальный ущерб. Данные прогнозирования используются для проведения заблаговременных мероприятий защиты по обеспечению устойчивости объектов территорий, войск ГЗ, формирований РСГЗ, а также подготовки населения, войск и формирований к действиям с началом вооруженного конфликта, войны. 

     Основу  прогнозирования биолого-социальных ЧС составляет ретроспективный эпидемиологический анализ, т.е. анализ инфекционных заболеваний в текущее время с учетом информации за определенный прошедший период. Прогноз осуществляет Главное эпидемиологическое управление Минздрава РФ и региональные медицинские службы. Процесс прогнозирования включает проведение эпидемиологического анализа и своевременное оповещение местных органов власти, здравоохранения и медицинских служб органов управления территориальных систем ГЗ о возможности возникновения биолого-социальной ЧС. 

     Прогноз возникновения экологических ЧС в определенном районе или на объекте осуществляется на основе непрерывного наблюдения и контроля за характеристиками экологической обстановки и соответствия её критериям безопасности. Организацию прогноза ЭЧС осуществляет Государственный комитет по охране окружающей среды и его региональные и местные экологические службы. 

     В последние годы в МЧС России, учитывая важность прогнозирования для снижения рисков катастроф, создается общегосударственная  система мониторинга ЧС природного и техногенного характера. Эта система включает ведомственные и региональные подсистемы мониторинга ЧС.  

     Под мониторингом понимают систему наблюдений и анализа изменений состояния  окружающей среды, вызванных антропогенными и природными причинами, которая  позволяет прогнозировать развитие этих изменений, в том числе и приводящих к ЧС. Термин «мониторинг» (от лат. monitor) означает «впередсмотрящий» и переводится как «наблюдающий» или «предостерегающий». Мониторинг включает наземные, воздушные и космические средства наблюдения. Мониторинг может организовываться на глобальном, государственном, региональном, территориальном и местном уровне. Создание системы мониторинга МЧС явилось одной из основных задач Федеральных целевых программ РФ, возложенных на МЧС. Учитывая важность этой задачи, решением Межведомственной комиссии по предупреждению и прогнозированию ЧС создано Агентство по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций МЧС России. В состав этого агентства вошли 25 различных научных учреждений и организаций. 

     Таким образом, прогнозирование является базовым процессом, обеспечивающим предупреждение ЧС на этапе проведения мероприятий заблаговременной защиты. 

     На каждом объекте защищаемой территории для повышения их устойчивости проводятся мероприятия на случай прогнозируемых аварий и природных бедствий. Эти мероприятия будут различны в зависимости от возможных ЧС. 

     По  характеру решаемых задач их можно  объединить в следующие группы:

  • защита населения и персонала производственных объектов, что достигается заблаговременным возведением и поддержанием в готовности убежищ и других сооружений;
  • подготовка служебных сооружений и жилых зданий для снижения степени радиоактивного и химического заражения;
  • обеспечение устойчивости производственных и коммунальных объектов;
  • подготовка объектов к переводу на аварийный режим работы;
  • подготовка к проведению восстановительных работ в кратчайшие сроки;
  • планирование и подготовка к эвакуации или выводу населения и производственного персонала из опасных зон;
  • формирование нештатных отрядов и групп и обучение их выполнению конкретных работ при возникновении ЧС и ликвидации их последствий;
  • организация обеспечения населения, персонала производственных и других объектов средствами индивидуальной защиты;
  • обучение населения и персонала объектов способам защиты и действий при возникновении прогнозируемых ЧС;
  • организация и поддержание в готовности системы оповещения о ЧС и обучение действиям по сигналам;
  • исключение или ограничение поражения от вторичных поражающих факторов ЧС.
 

   Мероприятия и способы этого периода этапа  непосредственной защиты могут проводиться  и реализоваться при условии  наличия времени от момента возникновения  угрозы до возникновения ЧС. В этих условиях могут проводиться следующие  группы мероприятий: 

  • мероприятия информационного обеспечения;
  • мероприятия усиления безопасности;
  • завершение организационных мероприятий;
  • непосредственная подготовка населения и персонала объектов;
  • непосредственная подготовка войск ГЗ и специальных формирований объектов;
  • завершение материально-технического обеспечения.
 

   Мероприятия информационного обеспечения имеют  цель исключить или максимально  ослабить фактор внезапности возникновения  аварий и катастроф различного происхождения  и подготовить население и  персонал объектов к строгому соблюдению первичных мер безопасности в условиях прогнозируемой ЧС. 

   Мероприятия усиления безопасности имеют цель провести защитные действия до возникновения  ЧС на защищаемой территории, что позволит снизить ущерб, смягчить последствия  ЧС и уменьшить потери людей. Мероприятия этой группы, в основном, сводятся к рассредоточению людей, техники и завершению мероприятий заблаговременной подготовки. 

   Завершение  организационных мероприятий имеет  цель завершить выполнение плановых мер, направленных на предупреждение и снижение ущерба. К мероприятиям этой группы, прежде всего, относятся подготовка или проведение эвакуации, решение вопросов взаимодействия, подготовки объектовых сил и средств к выполнению задач в условиях обстановки после возникновения ЧС. 

     Непосредственная подготовка населения и персонала объектов имеет цель обеспечить уверенность в возможности успешной защиты, предотвратить этим возможную панику и психологическую неустойчивость. Особое внимание уделяется напоминаниям и инструктажам о правилах действий при возникновении конкретно угрожаемой ЧС. 

     Непосредственная  подготовка войск ГО и специальных  формирований объектов имеет цель обеспечить их полную готовность к выполнению задач по предназначению. К этой группе мероприятий, прежде всего, относятся сбор сил и средств, уточнение плана действий, подготовка техники и т.п. 

     Завершение  материально-технического обеспечения  имеет цель создать все условия  для эффективного действия войск, формирований и населения в условиях конкретной ЧС и непрерывно обеспечивать их по всем вопросам жизнедеятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Организация аварийно-спасительных и других неотложных работ в зоне ЧС. 

    Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при  ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), органа управления (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований. Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии, степени повреждения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта, жилого сектора и других условий.

     

    При возникновении производственной аварии немедленно проводится оповещение рабочих и служащих предприятия об опасности. Если на предприятии во время аварии произошла утечка (выброс) сильнодействующих ядовитых веществ, то оповещается также и население, проживающее в непосредственной близости от объекта и в направлениях возможного распространения ядовитых газов.

     

    Руководитель  объекта — начальник ГО (председатель КЧС объекта) докладывает об аварии и принимаемых мерах в вышестоящие органы управления (власти) по производственной подчиненности и территориальному принципу КЧС. Немедленно организует разведку, оценивает обстановку, принимает решение, ставит задачи и руководит аварийно-спасательными и другими неотложными работами. 

      Аварийно-спасательные работы приходится  проводить при взрывах, пожарах,  обрушениях, обвалах, после ураганов, смерчей, сильных бурь, при наводнениях и других бедствиях. Экстренная медицинская (доврачебная) помощь должна быть оказана непосредственно на месте работ, затем — первая врачебная и эвакуация в лечебные учреждения для специализированного лечения. Оказание помощи пострадавшим людям в большинстве случаев не терпит промедления, так как по истечении даже незначительного времени все усилия могут оказаться бесполезными. 

      Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" устанавливает ряд важных принципов деятельности аварийно-спасательных служб и формирований. Это:

    • приоритетность  задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей, оказавшихся в опасности;
    • единоначалие руководства;
    • оправданность риска и обеспечение безопасности при проведении АСДНР;
    • постоянная готовность аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.
 

      В соответствии с положением  о РСЧС руководство работами  по ликвидации ЧС, т.е. прежде  всего проведение АСДНР, является  одной из основных задач КЧС  органов исполнительной власти субъектов РФ, КЧС органов местного самоуправления и КЧС предприятий и организаций.

     

    Вместе  с тем Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и  статусе спасателей" установлено, что руководители аварийно-спасательных служб и формирований, прибывшие в зону ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС, установленные в соответствии с Законодательством РФ. 

Информация о работе Безопасность в чрезвычайных ситуациях