Аварии и катастрофы на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:22, реферат

Описание

Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ.
В данной работе будет присутствовать еще один термин, который понадобится для раскрытия темы работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Историческая справка………………………………………………..5
Аварии и катастрофы на автотранспорте…………………………...7
Аварии и катастрофы на морских и речных судах………………..12
Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте…………16
Заключение…………………………………………………………..21
Список литературы………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 650.07 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



 

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет управления

 

 

 

КАФЕДРА  МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ

 

 

Кожуханцева Евгения Олеговна

Реферат

студентки 3 курса д/о 6 группы ФУ

 

Аварии и катастрофы на транспорте

 

 

 

 

Москва 2012

Оглавление

Введение………………………………………………………………3

Историческая  справка………………………………………………..5

Аварии  и катастрофы на автотранспорте…………………………...7

Аварии  и катастрофы на морских и речных судах………………..12

Аварии  и катастрофы на железнодорожном транспорте…………16

Заключение…………………………………………………………..21

Список  литературы………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире знание основ  безопасной жизнедеятельности приобретает  первостепенное значение, так как  аварии и катастрофы техногенного и  природного характера случаются  практически ежедневно. Опасность поджидает современного жителя на каждом шагу: в доме, транспорте, на работе и даже во время отдыха на природе. Поэтому знание основных правил безопасности, а также действий во время черезвычайных ситуаций просто необходимо для каждого человека.

В данной работе  будут подробно рассмотрены аварии и катастрофы, которые могут случится на транспорте, и правила поведения во время ЧС. Но для начала рассмотрим понятия «авария» и « катастрофа» и их отличия.

Авария — (от итал. avaria — повреждение, ущерб) — происшествие на экономическом объекте, транспорте или на линиях коммуникации, представляющее угрозу жизни и здоровью людей либо приводящее к разрушению производственных помещений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, а также к нарушению производственного процесса. Авария может являться страховым случаем или рисковым обстоятельством. Для выяснения фактов, обстоятельств и причин возникновения аварий, повлекших существенные материальные потери или приведших к гибели людей, создаются ведомственные или правительственные комиссии с привлечением компетентных органов, а также представителей страховой компании

Катастрофа - крупная авария на объекте народного хозяйства или на транспорте, повлекшая за собой человеческие жертвы или ущерб здоровью людей либо разрушения или уничтожение материальных ценностей в значительных размерах.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в  тяжести последствий и наличии  человеческих жертв.

Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и  взрывы, в результате которых разрушаются  производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а  также агрессивных жидкостей  и АХОВ.

В данной работе будет присутствовать еще один термин, который понадобится  для раскрытия темы работы.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историческая справка

Первые правила безопасности появились за тысячи лет до нашей эры, когда древние люди учились защищаться от огня, гроз и других природных явлений, опасных для жизни.

Многие философы и ученые говорили о важности безопасности жизнедеятельности. Например, Гиппократ говорил : «Здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания”, а Плиний исследовал влияние пыли на здоровье человека.

Одно из главных изобретений  для безопасности изобрел  Бенджамин Франклин -молниеотвод.

В России в начале XX в. стала формироваться  русская школа безопасности ( Кипричев и др.), появились курсы безопасности, тогда же появился термин “техника безопасности”.

В 1965 г. был введен предмет “охрана  труда” в ВУЗах, а также читались курсы “Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки  для создания единого учения.

А в 1991 году Приказом Министерства образования  РСФСР был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в государственных общеобразовательных учебных заведениях. Инициаторами введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного  и ответственного отношения к  личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний  оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них и оказывать само- и взаимопомощь.

Курс ОБЖ основан на ряде Федеральных  законов: «О безопасности», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности граждан», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др., а также ряда Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документов в области обеспечения безопасности граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Аварии и катастрофы на автотранспорте

Ежедневно на дорогах нашего города образуются длинные пробки из-за большого количества крупных и мелких ДТП. Причинами становятся нарушение  и незнание правил дорожного движения, вождение не в трезвом состоянии, неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, плохое состояние  дорог. Также причиной аварий может стать невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.

Проведя исследования ДТП по Москве были сделаны следующие выводы: большинство несчастных случаев происходит по вине водителей, не соблюдающих скоростной режим. А вот ДТП по вине нетрезвых водителей стало значительно меньше. На лицо тот факт, что автомобилисты стали строже относиться к этому вопросу и уже не позволяют себе садиться за руль, сомневаясь в своей трезвости.

Все это в совокупности приводит к огромным потерям. Только в Москве на дорогах ежегодно погибают до 80 детей, травмы получают 1000. В России за год под колесами машин и в дорожных авариях погибают до 40 тыс. человек.

Полная статистика ДТП за 2011 год

Общее количество ДТП, число погибших и раненых за 2011 год в России

 

ДТП

Погибло

Ранено

Тяжесть последствий ДТП

абс.

% относ.

абс.

% относ.

абс.

% относ.

Российская Федерация

199868

0,2

27953

5,2

251848

0,5

10


 

По сведениям Всемирной организации  здравоохранения, в результате дорожно-транспортных происшествий в Западной Европе ежегодно погибают приблизительно 100 тыс. человек  и более 200 тыс. получают серьезные  травмы.

Безопасность на дороге в равной мере зависит и от водителей и  от пешеходов.

 

Правила безопасности для водителей

В первую очередь водитель должен соблюдать основные правила и  нюансы дорожного движения. Это, собственно, ПДД, технические параметры автомобиля, дорожные знаки на дороге и прочее. Также водителю самостоятельно необходимо определять оптимальную скорость вождения, передачу и так далее.

Водитель должен быть был психологически здоров, не сильно подвергаться утомляемости. Ведь эти факторы существенно  влияют на процесс вождения. Не следует садиться за руль в нетрезвом состоянии. Очень часто водитель по неосторожности из-за алкогольного опьянения становится виновников ДТП с летальным исходом ни в чем не повинных пешеходов.  

Важным фактором предупреждения аварийных  ситуаций является правильное вождение водителя при  разных погодных условиях (сильный дождь, туман, метель, гололед и т.д.). И это касается не только зимней резины на самой машине. Если дорога скользкая, необходимо двигаться с максимальной осторожностью, ни в коем случае не превышать скорость, потому как в данном случае машина превращается в потенциально опасный объект не только для водителя, но и для окружающих. Ведь уже не раз случались случаи, когда машину из-за скользкой дороги заносило на тротуар. А во время сильного дождя или тумана следует ехать со включенными фарами и на низкой скорости, так как видимость снижена.

 

 

Правила безопасности для пешеходов

 

Основным правилом является, конечно  же, осмотр дороги перед переходом  на противоположную сторону. Как  ни банально это правило, но, если бы его соблюдали все пешеходы, дорожно-транспортных происшествий было бы раза в два меньше. Также следует переходить дорогу только на светофор или зебру – нередки случаи, когда пешеходы сами буквально бросались под колеса автомобиля.

Во время гололеда двигаться по возможности желательно только по засыпанным песком участкам дороги или по снегу. Во время перехода дороги нужно быть предельно осторожными и переходить только на зеленый свет. Потому что если вдруг появится машина, перебегать дорогу, покрытую ледяной коркой, весьма рискованно. Также желательно носить обувь на рифленой подошве, а дамам – без каблуков. Если нет такой обуви, можно наклеить на подошвы обычной несколько кусочков пластыря.

Если же авария все же произошла, то следует быстро оценить ситуацию и принять необходимые меры.

При автокатастрофе главное - своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим, остановить  кровотечение. И должно быть это произведено не позднее 20-30 мин. Иначе будет уже поздно.

К месту происшествия вызываются работники  ГИБДД (ГАИ), скорая медицинская техническая  помощь. Место катастрофы ограждается  предупредительными знаками.

Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения.

Для ликвидации последствий аварий с автотранспортом, перевозящим  химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные невоенизированные  формирования ГО, силы противопожарной  службы.

В целом транспортно-дорожная безопасность человека как пассажира  и пешехода обеспечивается высоким  уровнем профессиональной подготовки водителей (машинистов, пилотов), конструктивными свойствами транспортных средств, составляющими их техническую безопасность, а также строгим и неукоснительным выполнением пассажирами, пешеходами правил пользования различными видами транспорта и правил дорожного движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аварии на речном и морском транспорте

 

Катастрофы на речных и  морских судах постоянно происходили на протяжении всей истории судоходства. В 20 веке эти катастрофы стали более опасными, так как могут случаться не только из- за природных условий, но и из-за ошибок команды и неисправности судна. Кроме того, много людей гибнут во время катастроф в самом судне, потому что не успевают выйти на палубу. 

Самой известной катастрофой  на морском судне является печальная  судьба "Титаника", унесшего тысячи жизней. В исторических документах, фильмах и других источниках говорится о массовом нарушении правил безопасности во время спасения пассажиров с утопающего лайнера, так как на корабле находилось огромное число пассажиров и не все из них были ознакомлены с правилами безопасности.

 

Однако и в наши дни  случаются подобные ситуации. Чтобы  выжить в черезвычайной ситуации на судне нужно знать несколько основных правил.

 

Во -первых, на самом судне существуют приборы для предупреждения и ликвидации ЧС. На каждом судне имеется радиостанция, которая позволяет не только поддерживать связь с береговыми службами, но и в случае возникновения опасной ситуации подать сигнал бедствия - «808». На случай аварии на судах предусмотрены средства спасения: спасательные круги, спасательные жилеты и костюмы, шлюпки и надувные плоты.

 

Чтобы во время ЧС не расстеряться, нужно заранее изучить правила пользования спасательным жилетом и посадки в шлюпки и плоты.

 

 

 

Правила использования жилета:

 

• одеть его быстро и  правильно (по возможности, предварительно, для защиты от переохлаждения надеть головной убор, теплую одежду, обуться);

• перед прыжком в воду следует глубоко вдохнуть и задержать  дыхание;

• во время прыжка за борт надо одной рукой крепко закрыть  рот и нос, а другой оттянуть спасательный жилет за верхний край вниз, чтобы  его не сорвало;

• попав в воду, выдохнуть  нужно тогда, когда вы перевернетесь  лицом вверх (через 5—10 с после  касания воды);

• оказавшись в воде, необходимо быстро отплыть от судна, а затем  держаться на воде, делая как можно  меньше движений для сохранения тепла;

• если поблизости находятся  спасательные плоты или катера, постарайтесь подплыть к ним, посигнальте свистком, который находится в кармашке жилета, чтобы вас заметили.

 

Спасательные жилеты снабжены лампочками со специальными батарейками, работающими в морской воде, их свет хорошо заметен в ночное время. Кроме того, к жилету прилагается  свисток для подачи звуковых сигналов, а иногда и специальный порошок, окрашивающий воду в ярко-зеленый  цвет, хорошо видимый с воздуха, и  сигнальное зеркало (гелиограф).

Информация о работе Аварии и катастрофы на транспорте