Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:46, творческая работа
Логистику по праву можно считать существенным фактором реализации мероприятий, направленных на увеличение экономической эффективности производства и сбыта. Значительный прогресс в деле рационализации этих сфер деятельности может быть достигнут путем максимальной координации материальных и информационных потоков при их объединении, что и является одной из основных задач логистики. Для ее решения необходимы широкое применение электронной обработки данных, стандартизация материально-технических связей, организация работы на основе научного функционального анализа и структуризации, а также применение новых технологий, ведущих к автоматизации операций.
• плановые;
• диспозитивные (или диспетчерские);
• исполнительные (или оперативные).
Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т. е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.
Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:
- создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
- управление условно-
- планирование производства;
- общее управление запасами;
- управление резервами и другие задачи.
Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:
- детальное управление запасами (местами складирования);
- распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
- отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.
Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.
Выше рассмотрены особенности информационных систем различных видов в разрезе их функциональных подсистем. Но, как уже отмечалось, различия имеются и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся подробнее на характерных особенностях программного обеспечения плановых, диспозитивных и исполнительных информационных систем.
Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечения, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой - высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям.
В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ. Однако применимы они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.
Наиболее высок уровень стандартизации при решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение. В диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например:
- производственный процесс
на предприятиях складывается
исторически и трудно
- структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей.
В исполнительных информационных системах на оперативном уровне управления применяют, как правило, индивидуальное программное обеспечение.
В соответствии с принципами
системного подхода любая система
сначала должна исследоваться во
взаимоотношении с внешней
С позиций системного подхода
в процессах логистики
Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т. е. передвигается, разгружается, упаковывается грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.
Второй уровень – участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.
Третий уровень — система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.
Рис. 50. Уровни в процессах логистики с позиций системного подхода
В плановых информационных
системах решаются задачи, связывающие
логистическую систему с
Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.
В соответствии с концепцией
логистики информационные системы,
относящиеся к различным
Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков. Принципиальная схема вертикальных информационных потоков, связывающих плановые, диспозитивные и исполнительные системы, приведена на рис. 51.
Рис. 51. Принципиальная схема информационных потоков в микрологистических системах
Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.
В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:
— возрастает скорость обмена информацией;
— уменьшается количество ошибок в учете;
— уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;
При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы [38, с. 74].
— обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;
— повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;
— снизить их стоимость;
— ускорить их построение.
2. Принцип возможности
поэтапного создания системы. Л
3. Принцип четкого установления мест стыка. «В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных задач логистики» [38, с. 70].
4. Принцип гибкости
системы с точки зрения
5. Принцип приемлемости
системы для пользователя
В данном разделе работы представлен расчет оптимального размера заказываемой партии в ЗАО «Техстройсервис» с использованием формулы Уилсона. В качестве примера возьмем строительный материал - доски строительные.
Формула Уилсона для определения размера заказываемой партии имеет вид [1, 15 и др.]:
, (1)
где С опт- оптимальный размер заказываемой партии, тыс. руб.
К - стоимость доставки одной партии материала, тыс. руб.
Q – месячный оборот склада, тыс. руб./ мес.
М – стоимость хранения материала на сумму 1 тыс. рублей в течение месяца, тыс. руб./ мес.
В нашем случае имеем следующие исходные данные по строительному материалу - доски строительные (данные взяты из первичной документации, используемой на складе):
При данных исходных данных, подставленных в формулу (8), получим:
Полученное значение величины заказа означает, что товара в течение месяца завозиться дважды ( 20/ 10 = 2). В этом случае расходы по хранению и доставке составят:
С опт = 0,* 10/2 + 0,25* 20/ 10 = 1 (тыс. руб.)
Игнорирование полученных результатов приведет к завышению расходов. Например, при завозе партии размером в 12 тыс. руб., расходов составят:
С опт = 0,1 * 12/2 + 0,25 * 20/ 12 = 1,02 (тыс. руб.)
При завозе партии в 8 тыс. руб.:
С опт = 0,1 * 8/2 + 0,25 * 20/ 8 = 1,025 (тыс. руб.)
Ошибка в определении объема заказываемой партии на 20%, в нашем случае, увеличит месячные расходы предприятия на 2%.
Оценку эффективности использования складов в ЗАО «Техстройсервис» проводим в следующей последовательности:
Склад на ЗАО «Техстройсервис» относим к непродовольственным складам.
В таблице 5 представлены технологические характеристики по обоим складам в организации.
Таблица 5. Технологические характеристики складов в ЗАО «Техстройсервис»
Общая площадь,м2 |
Установочная площадь, м2 |
Коэффициент установочной площади |
Экспозиционная площадь, м2 |
Коэффициент экспозиционной площади |
Количество товарных единиц, размещаемых на 1 м2 экспозиционной площади, ед. |
9508,3 |
2567,2 |
0,27 |
6750,9 |
0,71 |
16 |
Размер установочной площади определен умножением коэффициента установочной площади, взятого из таблицы 6 для непродовольственного склада, на размер общей площади склада: 9508,3* 0,27= 2567,2 (м2).
Коэффициент экспозиционной площади для склада ЗАО «Техстройсервис» взят из таблицы 6. Размер экспозиционной площади определен умножением общей площади склада на коэффициент экспозиционной площади склада: 9508,3*0,71=6750,8 (м2).
Количество товарных единиц, размещаемых на 1 м2 экспозиционной площади определено методом прямого подсчета работники склада.
Таблица 6. Экономическая эффективность работы складов в ЗАО Техстройсервис»
№ п/п |
Экономические показатели |
Единица измерения |
Склад № 1 |
1 |
Годовой оборот на складе |
руб. |
333356 |
2 |
Годовой оборот на 1 м2 |
||
2,1 |
- общей площади |
руб. |
35 |
3 |
Численность работников |
||
всего |
чел. |
3 | |
в том числе |
|||
3.1 |
- управленческий персонал |
чел. |
1 |
3.2 |
- складской персонал |
чел. |
2 |
4 |
Годовой оборот на складе |
||
4.1 |
- на 1 работника в целом |
руб. |
111118,7 |
5 |
Издержки обращения в расчете |
||
5.1 |
всего |
руб. |
297890 |
в том числе зарплата |
тыс. руб. |
112345 | |
5.2 |
- в% к обороту |
||
всего |
% |
89,4 | |
в том числе зарплата в объеме издержек |
% |
37,7 | |
6 |
Прибыль |
тыс. руб. |
35460 |
7 |
Уровень рентабельности |
% |
10,6 |
Информация о работе Информационные логистические систем и принципы их построения