Анализ скидок в цепях поставок и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:11, реферат

Описание

Изучение истории скидок показывает, что первоначально скидки появились и стали использоваться в условиях уличной торговли товарами, когда продавец в результате торга предоставлял скидку тому покупателю, который приобретает больше товаров. Также при помощи торговых скидок пытались сгладить воздействие физических сил природы на результат реализации, что выражалось в естественной потере количества или качества реализуемого товара.

Работа состоит из  1 файл

Анализ скидок в цепях поставок и их классификация.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

  Анализ скидок  в цепях поставок  и их классификация.

     Изучение  истории скидок показывает, что первоначально  скидки появились и стали использоваться в условиях уличной торговли товарами, когда продавец в результате торга  предоставлял скидку тому покупателю, который приобретает больше товаров. Также при помощи торговых скидок пытались сгладить воздействие физических сил природы на результат реализации, что выражалось в естественной потере количества или качества реализуемого товара.

     В случае потери количества товара применялись следующие скидки с веса: «привес» – скидка в случае потери товара при развесе в мелкой продаже; «куляж» - скидка на испарение жидких товаров; «беземшон» – скидка на товар, который пристает к стенкам упаковки. Скидки с веса делались с нетто товара (очень редко с брутто) и выражались или процентно или с места. Скидка с веса производилась также при потере качества товара: «рефакция» – скидка в случае  частичного повреждения товара; «фусти» – скидка на товар, который содержит примеси (листья, камушки). В случае потери качества товара могла устанавливаться и скидка с цены: «декорд» – скидка на тот случай, если качество товара оказалось ниже оговоренного.

     В наше время в учете подобные виды скидок за потерю количества были трансформированы в естественную убыль товаров, вес которых уменьшается в силу их физических качеств (усушка, испарение, утечка). Естественная убыль товаров – одна из статей издержек обращения и никак не связана в учете с торговыми скидками [4]. Скидка «беземшом» была трансформирована в отечественном учете нашего времени в завес тары товара, пристающему к стенкам тары. Он списывается в учете за счет разницы между продажной и покупной ценами товара. Таким образом, современный отечественный товарный учет заменил понятие этих скидок на нормируемые потери.

     Современный рынок также внес понимание, что  ценность товара может быть снижена (уценена) и в результате морального старения товара или несоответствия спросу покупателей.

      В настоящее время в учебной  литературе можно найти различные определения понятия «скидка» [2,4,17,18]. В наиболее общем виде ценовая скидка представляет собой снижение цены продавцом с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры, взаимоотношений с потребителями продукции, условиями ее поставки и платежа в момент заключения сделки.

      Анализ  литературы [2,5,6,9] позволил определить, что сегодня в мировой практике насчитывается более 100 видов скидок. Разработанная нами классификация позволила систематизировать скидки, исходя из их коммерческой природы,  в виде табл.2.

      Таблица 2.

Классификация скидок
 
Признак

классификации

  Вид/характер скидки
     
    Плановая
    Тактическая
         
    Для потребителей промежуточных уровней   Для конечных потребителей
         
По  результатам работы торговли   оптовые (простая оптовая (некумулятивная); дифференциальная (кумулятивная);  ступенчатая (сверх порогового значения); интегральная (на общую сумму закупки))   рабат: за партию товара, приобретенную в розничной  торговле
Накопительная (с суммы покупок за определенный период)
    при предъявлении установленного количества упаковок
  прогрессивная (серийная)  
  за гарантию объема продаж   скидка (в % или фиксированная) от суммы покупки
  за повышение  объема продаж  
  Скидка-подарок  в явной форме – за объем  приобретенного товара или услуги   Скидка-подарок  в явной форме – за объем  приобретенного товара или услуги
         
Временные скидки   за освоение нового продукта   при предъявлении купонов
  за внесезонную (предварительную) закупку   за внесезонную (предварительную) закупку 
  на старый (устаревший) товар   на старый (устаревший) товар
  по  событиям и датам (праздники: день рождения фирмы, день строителя и т.д.)   по событиям и датам (праздники: день рождения фирмы, день строителя и т.д.)
    сезонная (по окончании сезона)
    скидки  распродаж: «два за одну цену»; «один магазин - одна скидка»; плавающая в установленном диапазоне; диапазон скидок (для разных товаров одного магазина устанавливаются дифференцированные скидки) цены пени-базара (единая цена на любой товар, находящийся на прилавке); спец.предложение.
      по нестандартным  поводам (при плохой погоде: дождь, снег и т.д.)
    в определенное время: выходные дни, с 12.00-15.00, дни презентаций
         
Поощрительные скидки 
  за преданность (регулярные покупки)   за преданность (регулярные покупки)
  на пробные  партии и заказы   за почин (первым покупателям)
  за условия  оплаты (в срок до определенной даты, вид: наличный/ безналичный, валюта платежа)   для определенных групп покупателей (социальных, возрастных, профессиональных, ветеранам и т.д.)
  сконто (за оплату наличными или досрочный  платеж)   клубные
  за большие  объемы продаж и сотрудничество с  производителем  
  скидка-подарок  в скрытой форме (бонусная, в виде призов, подарков к рождеству и  т.д. )   скидка-подарок  в скрытой форме (бонусная, в виде призов, подарков из товаров ежедневного спроса)
         
Имиджевые скидки 
  для престижных покупателей   для престижных покупателей
  индивидуальные/персональные (стратегически важным партнерам)   индивидуальные/персональные (стратегически важным партнерам)
  за сотрудничество с производителем  
  Особые (акционерам фирмы N, рекламодателям, организациям: общественным, бюджетным и т.д.)  
         
Функциональные (за выполнение покупателем определенных функций) 
  за мерчендайзинг (за оптимальную выкладку товаров производителя (дилера) на полках)    
 
  за логистические  операции: хранение товара, ведение  учета и т.п.  
  за доставку на выгодных для  поставщика условиях (на центральный склад полных однородных паллет)  
  за совместные акции продвижения  
  за рекомендуемый  уровень цен  
  за ликвидность (за оперативную торговлю и оплату товара)  
         
Специальные скидки 
  за приобретение в определенной таре   за приобретение в определенной таре
  за качество   за качество
  за приобретение разносортной партии (ассортиментная)   при продаже  товаров, бывших в употреблении
  за возврат  ранее купленного в зачет нового   за возврат  ранее купленного в зачет нового
  сервисные (в случае отсутствия у продавца сервисного обслуживания товара)   сервисные (в случае отсутствия у продавца сервисного обслуживания товара)
  Как компенсация  вынужденного временного неудобства для  покупателя   Как компенсация  вынужденного временного неудобства для  покупателя
  с учетом межкультурных коммуникаций   спец.кредиты (возьми сейчас, плати потом)
  за автономную поставку оборудования для комплектов (за поэлементную поставку)   при предъявлении установленного количества этикеток, крышек, флаконов, штрих-кодов и т.п. от фирменного товара и т.д
  комплексная (при приобретении взаимодополняющих товаров(доп.оборудование))   Бонус-малус (изменяет размер премии, оплачиваемой клиентом в зависимости от истории  его страховых случаев)
  дилерские (постоянным посредникам по сбыту)   незащищенным  слоям населения (инвалиды, многодетные семьи и т.д.)
  вынужденные (для срочного высвобождения денежных средств)   нестандартным клиентам (в чьей фамилии есть буквы  названия фирмы и т.п.)
  на основной товар и др.   на основной товар
  экспортные (посредникам по сбыту при продаже иностранным покупателям)   на определенные группы товаров
  на  основной товар и др.   каждому n-ному клиенту (10-му, 100-му)
    за специальный  набор 
    за полный комплект  и др.

1.Плановая: формируется за счет общей суммы накладных расходов, в том числе на рекламу своей продукции с указанием торговых фирм, которые реализуют эту продукцию, что равнозначно предоставлению торговым фирмам дополнительной скидки, в виде отсутствия их собственных затрат на рекламу.

2.Тактическая: скидки этого типа объединяет экономический критерий – прибыль, а также решение общей задачи – создание дополнительных стимулов для покупателя (чтобы совершить покупку) и снижение издержек обращения (транспортные расходы, хранение товара, оплата труда и т.п.) у продавца.

Пояснения по ряду скидок:

2.1. Оптовые  скидки (за покупку большего количества  аналогичного товара)

                2.1.1. Простая оптовая  скидка (некумулятивная)

                2.1.2. Кумулятивная (дифференциальная) скидка (действует в случае превышения суммарной величины закупок разными по объему партиями на протяжении определенного периода)

                2.1.3. Ступенчатая  скидка (распространяется на объем  закупки сверх порогового значения)

                2.1.4. Интегральная скидка. Это единовременная скидка, которая предоставляется на общую сумму закупки (в денежном эквиваленте). Широкое применение эти скидки находят при многономенклатурных и много продуктовых поставках

          2.2. Комплексная скидка (действует при приобретении покупателем  взаимодополняющих товаров)

          2.3. Прогрессивная  (серийная) скидка (предоставляются покупателю при условии заранее согласованного определенно увеличивающегося количества товара)

          2.4. Сезонные скидки (снижение цены товара по окончании сезона)

          2.5. Скидки за внесезонную закупку (стимулируют приобретение товара до начала сезона)

          2.6.  Клубные скидки (скрытая агентская сбытовая сеть на основе дисконтных программ)

          2.7. Скидки за возврат (покупатель получает скидку при покупке новой модели товара и возврате ранее купленного устаревшего товара данной фирмы).

          2.8. Сервисные скидки (предоставляются в случае отсутствия у продавца сервисного обслуживания товара, нуждающегося в техническом обслуживании в период эксплуатации)

          2.9. Функциональные скидки (за выполнение покупателями определенных функций: хранение товара, ведение учета и т.п.)

          2.10. Дилерские скидки (предоставляется постоянным представителям или посредникам по сбыту)

          2.11. Экспортные скидки (предоставляются посредникам по сбыту при продаже товара иностранным покупателям. Цель этих скидок – повысить конкурентоспособность товара на внешнем рынке).

     Представленный  перечень скидок не является полным или  окончательным, так как виды скидок постоянно пополняются в связи  с активным поиском новых возможностей стимулирования сбыта. Кроме того, на практике возможны варианты суммирования скидок.

     В то же время анализ используемых на сегодняшний день классификации  скидок показывает, что они практически  не отражают специфики управления процессами в цепях поставок и требуют  корректировки и дополнения по ряду причин, в частности, помимо скидки с цены товара, сегодня также широко распространены скидки при доставке и хранении этого товара, применение  которых играет большую роль  в системе управления запасами.

     Скидки  при доставке. Как правило, на всех видах транспорта предоставляются оптовые скидки - скидки на перевозку определенных объемов грузов. Кроме того, существуют специфические виды скидок. Например, на железнодорожном транспорте при контейнерных отправках применяют скидки за одновременную отправку в адрес одной станции трех контейнеров, что позволяет сразу и полностью задействовать ж/д платформу без дополнительных затрат на ожидание комплекта контейнеров. На воздушном транспорте в качестве скидки используются льготные грузовые тарифы – корейты, размер скидки при этом колеблется в пределах от 40 до 90% от установленного тарифа. На морском транспорте при перевозке количества груза близкого к грузоподъемности и грузовместимости судна в качестве льготного тарифа можно использовать «лампсум» - твердая сумма, выплачиваемая за фрахт судна независимо от веса груза.

     Кроме того, на многих видах транспорта существует система надбавок за перевозку отдельных  категорий грузов (например, опасных, скоропортящихся или особо ценных) – классовые тарифы.

     Скидки  на хранение. В основном при хранении товаров, так же как и при транспортировке, предоставляются оптовые скидки: постоянным клиентам за «долгосрочные отношения», за хранение больших объемов, за хранение малономенклатурных или низкозатратных при складской обработке товаров (не требующих содержание большого штата складского персонала, закупки и обслуживания спецоборудования). Но, вместе с тем, на хранение могут устанавливаться и надбавки. Основными надбавками при хранении являются наценки за хранение определенных категорий товаров (например, опасных или особо ценных).

     Проведенные исследования показали, что скидки, учитываемые при управлении цепями поставок, могут быть классифицированы по различным признакам, приведенным  в табл. 3.

     Разработанная классификация позволяет охватить различные варианты определения  EOQ при наличии различных видов скидок и их комбинаций в цепях поставок.

     Таблица 3  

     Классификация скидок, применяемых при управлении цепями поставок. 

Признак классификации Характеристика  скидок
1. По  плановости
  • плановая;
  • внеплановая (тактическая).
2. По  типу
  • оптовые;
  • дифференциальные;
  • интегральные.
3. По  номенклатуре поставки
  • однономенклатурные;
  • многономенклатурные и многопродуктовые;
  • многономенклатурные по системе кратных периодов.
4. По  отношению к логистическим функциям и операциям
  • в системах снабжения: закупки, заказы (комплектация) и распределения;
  • при транспортировке;
  • при хранении (складирование, переработка).
5. По  виду зависимости от основных  показателей
  • от объема закупки;
  • от времени (выполнения заказа, хранения и т.д.);
  • комбинированные.
6. По  учету фактора времени
  • статические (одноцикловые), например, задача «газетчика»;
  • динамически (многоцикловые).
7. По  сроку действия
  • краткосрочная;
  • прогрессивная.
8. По  сложности
  • простые;
  • комплексные.
9. По  адресности
  • для любой категории покупателей;
  • для отдельных групп покупателей.
10. По  открытости
  • очевидные;
  • скрытые.
11. По виду аналитической зависимости  для описания
  • дискретные;
  • непрерывные.

Информация о работе Анализ скидок в цепях поставок и их классификация