Деятельность учителя физической культуры

Дата добавления: 06 Декабря 2011 в 18:55
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать (11.63 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

Деятельность учителя физической культуры.doc

  —  41.00 Кб

Деятельность  учителя физической культуры

  Цель  физического воспитания — способствовать развитию физических и психических  качеств школьников, формируя у них  не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется  в образовательном процессе в ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Решение этих задач определяет основные функции учителя физической культуры, к которым относятся: воспитательные, образовательно-просветительские, управленческо-организаторские, проектировочные, административно-хозяйственные.

  Воспитательные функции состоят в формировании нравственных и идейных взглядов личности школьника. Образовательно-просветительные функции заключаются в передаче ученикам специальных знаний и умений. Управленческо-организаторские функции состоят в организации уроков, занятий в спортивных секциях, спортивных соревнований и в управлении всей спортивной деятельностью учащихся. Проектировочные функции сводятся к перспективному и текущему планированию мероприятий по физической культуре, учебных нагрузок и определенных результатов, которых должны достигнуть ученики. При этом, осуществляя контроль за темпами реального развития школьников, необходимо вносить коррективы в план работы. Особая роль принадлежит проектированию (планированию) уроков. Это подбор учебного материала в соответствии с задачами урока, возрастом школьников, спецификой группы, половыми и индивидуальными особенностями учеников.

  Все это находит отражение в конспекте  урока. Кроме того, важно внести в  конспект информацию о системе, содержании и последовательности собственных действий учителя, а также о приемах для повышения активности учащихся на уроке.

  Административно-хозяйственные функции учителя физической культуры многообразны. Они направлены на материальное обеспечение процесса физического воспитания. Это приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря, создание и благоустройство пришкольных спортивных площадок, обеспечение туристических походов и многое другое.

  Формы деятельности учителя физической культуры представлены на рис. 3.

  По  сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических  условиях. В психологии физического  воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.

  Условия психической напряженности:

  шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который  отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя;

  необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;

  значительная  нагрузка на речевой аппарат и  голосовые связки

  ответственность за жизнь и здоровье учеников, так  как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм.

  Условия физической нагрузки:

  необходимость показывать физические упражнения;

  осуществление физических действий совместно с  учениками (особенно в походах);

  необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.

  Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:

  климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;

  санитарно-гигиеническое  состояние спортивных классов, залов.

  Деятельность  учителя физической культуры всегда связана с решением педагогических задач.

  Решение педагогической задачи проходит через  ряд этапов: анализ педагогической ситуации, выдвижение гипотез о возможных  способах решить стоящие перед учителем задачи, прогностическая оценка предполагаемых способов и выбор наиболее подходящего  из них для имеющихся условий (педагогической ситуации), реализация принятого решения и текущий анализ информации о ходе его реализации, а при необходимости, и корректировка, после получения результатов — ретроспективный анализ достигнутого результата и сопоставление его с планируемым.

  Чтобы сформировать умение учителя физической культуры успешно решать педагогические задачи и на уроке, рекомендуется  использовать специально разработанную  систему самостоятельного психологического анализа урока. Эта система соответствует общим для педагогики и психологии принципам развивающего и воспитывающего обучения и условно делится на три направления:

  1)  воспитательное: развитие личности  ученика, формирование его нравственности, мировоззрения;

  2)  методическое: разбор урока (обоснование  целей, содержания и организации  соответственно уровню подготовленности  учащихся, их интеллектуальному  развитию, возрастным и индивидуальным  особенностям);

  3)  проблемное, излагающее современный  взгляд на урок, т.е. на совместную деятельность в группе с двумя адресатами: учеником (что дает ему данный урок в плане развития речемыслительной деятельности, коммуникативных способностей, индивидуальных и психологических качеств) и учителем (урок является инструментом совершенствования собственных педагогических умений, личностных качеств, коммуникативных способностей, речемыслительной деятельности, самосознания).

Способности, необходимые учителю физической культуры

  1) дидактические способности - это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Учитель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность в учебной деятельности. Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, неясное - понятным;

  2) академические способности— это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам ведет исследовательскую работу;

  3) перцептивные способности— это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния;

  4) речевые способности— это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и к пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;

  5) организаторские способности — это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;

  6) авторитарные способности - это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся побиваться у них авторитета;

  7) коммуникативные способности — это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности;

  8) педагогическое воображение — это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников;

  9)аттенционные  способности — это способность  распределять свое внимание между  несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель.

  Oбщие требования к тренерской деятельности:

  1)  высокий уровень нравственного самосознания;2)  педагогическое образование;

  3)  широкий идейно-политический кругозор;4)  устойчивые морально-волевые качества;

  5)  интерес к современным достижениям  в педагогике, психологии и биологии;

  6)  высокий общий культурный уровень;7)  умение управлять собой в любых условиях;

  8)  хорошие организаторские способности;9)  умение руководить коллективом  и пользоваться авторитетом у  своих учеников.

  Специальные требования к тренерской деятельности:

  1)  знание теоретических и методических  основ физического воспитания, медицинского контроля;2)  умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;3)  умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;4) способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности;5)  умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом;6) способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях.

Описание
Цель физического воспитания — способствовать развитию физических и психических качеств школьников, формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Решение этих задач определяет основные функции учителя физической культуры, к которым относятся: воспитательные, образовательно-просветительские, управленческо-организаторские, проектировочные, административно-хозяйственные.
Содержание
содержание отсутствует