Развитие социологической мысли а России(Ю.Крижанич,П.Лавров,М.Ковалевский,В.Ленин,П.Сорокин)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:24, контрольная работа

Описание

Развитие Социологической мысли в России.Девиантное поведение.Этатистская и деэтатитстская тенденции в развитии современных государств

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по социологиии политологии.doc

— 205.01 Кб (Скачать документ)

Депрессивный политический стиль олицетворяет «Соратник». Лидер этого типа не способен играть ведущую роль и поэтому пытается объединиться с теми, кто реально может «делать политику». «Соратник» часто идеализирует других политиков и политические движения, а сам плетется в хвосте событий. Он не имеет четкого политического курса, устойчивых подходов к решению возникающих проблем. Политическую реальность воспринимает настороженно и пессимистически, постоянно обнаруживая слабость и политическое безволие.

Шизоидальный политический стиль тесно связан с депрессивным. Его представляет лидер «Одиночка». Самоизоляция и самоустранение от участия в конкретных событиях у него имеют более отчетливый характер. «Одиночка» не желает присоединяться ни к какому конкретному движению и предпочитает позицию стороннего наблюдателя. Политическая ответственность в подобных случаях практически отсутствует. Естественно, стремление к лидерству не позволяет долго удерживаться на позициях стороннего наблюдателя, заставляя либо присоединяться к какому-либо движению, партии, либо создавать собственную партию. Шизоидальный стиль поведения исторически преходящ и неэффективен. «Одиночка» по мере участия в политической жизни и расширения властных полномочий, как правило, трансформирует свой стиль, дополняя его чертами параноидального и демонстративного стиля. 
 

Вопрос  №4.Этатистская и деэтатистская тенденции в развитии современных государств .

По вопросу  о происхождении государства обществоведы выдвигают ряд теоретических версий:

   По  одной из них, государство возникло естественным путем в результате общественного разделения труда и обособления особой группы людей, специализирующихся на управлении обществом.

       По второй, оно явилось плодом «победы» одних групп людей над другими и того, что «победившие» создали государство для обеспечения своего политического господства. По третьей, государство образовалось в соответствии с божьим установлением. Четвертая версия видит зарождение первых государственных органов в тех особых группах людей, которые контролировали в первобытных социумах соблюдение запрета на инцест, поскольку он угрожал вырождением данному роду или племени. И так далее.  Некоторые    из теоретичес-   ких версий о происхождении государства: 

Государство возникло в результате:

- общественного  разделения труда;

- «победы» одних групп над другими;

- божьего  установления;

- необходимости  остановить инцест;

- общественного  договора.

Заметной  популярностью у социологов и  политологов разных веков пользуется концепция общественного договора. Предельно упрощая, ее суть можно свести к следующему. В досоциальных,естественно-природных условиях разрозненно жившие индивиды были свободны и равны между собой. В суровой борьбе за выживание они тысячелетиями неизбежно вступали в изнурительную войну «всех против всех», пока, наконец, не осознали, что разумнее договориться друг с другом, взаимно ограничив безбрежные права каждого соблюдением определенных правил и норм.Это гарантирует всеобщий мир и индивидуальную безопасность. Так люди объединились в общество и начали постепенно создавать и отлаживать властные органы социального управления и контроля - государство.

        Как бы то ни было, появление государства в истории человечества — закономерный ре-зультат стремлений людей жить в цивилизованном, благоустроенном обществе. Только государство, если оно служит обществу, способно эффективно регулировать социальные отношения и обеспечивать всем гражданам такие фундаментальные блага, как мир, безопасность, собственность, равноправие, свобода. Однако не стоит слишком полагаться на государство, ибо история знает немало примеров, когда из слуги народа оно превращалось в его хозяина.

         Государство и гражданское  общество

Все пространство многогранной жизнедеятельности человека условно можно разделить на две большие социальные сферы:

               Две социальные  сферы  в жизни людей

 

 
 
 

Сферы государства и гражданского общества в социуме:

    Первая  представляет зону государственно-политических отношении, в которой социальные связи между индивидами всецело регламентируются государством. Сюда, например, можно отнести действия и взаимоотношения людей, связанные с их службой в правительственных учреждениях, армии, милиции и других государственных структурах, с получением гражданами паспортов, водительских прав, регистрации различных лицензий, с уплатой ими налогов и прохождением таможенного досмотра; с участием в выборах и т.д. Все подобные процессы детально регламентируются законами и другими государственными установлениями и потому относятся к социальному сектору государства.

    Вторая  социальная сфера - это сфера частногражданской жизни людей, зона свободных действий и взаимоотношений индивидов в соответствии с их личными интересами, целями и желаниями. Она и образует сферу гражданского общества.Таким образом, гражданское общество это  та  сфера   социальной   жизни,  в   которой   люди      взаи-    модействуют самостоятельно и свободно, исходя из своих индивидуальных целей и потребностей, это сфера самодеятельности, самоорганизации и самоуправления людей. Здесь граждан сплачивает не сила закона и предписаний государства, а взаимный интерес, взаимная выгода и добровольные связи. 

    Структура гражданского общества включает в себя две главные подсистемы:

     
     
     

Основные  элементы структуры гражданского общества:

    Во-первых, всю совокупность свободных взаимоотношений людей, развивающихся без вмешательства и контроля государстваЭто могут быть:   а) .   совместный    бизнес       или коллективные научные исследования людей; б) их общие занятия в клубах по интересам (театральные студии, литературные кружки, спортивные секции и т. д.), в) взаимоотношения людей в семье, г) их деятельность в какой-либо политической партии, общественной организации, движении, д) международные контакты людей на частном уровне (семейные обмены, гастроли артистов, участие в деловых встречах, в работе международных организаций, симпозиумов, конференций, в соревнованиях, конкурсах  и т. д.).

    Во-вторых, в структуру гражданского общества входят и те социальные институты, которые порождаются свободными взаимоотношениями людей (семья, частная собственностьдомашнее    хозяйство,     предпринимательство,    художественная самодеятель- ность, различ ные ассоциации, церковь, женские, молодежные, партийные, экологические и многие другие организации как внутри страны, так и на международном уровне).

В то же время, границы сфер гражданского и «негражданского» обществ трудно определить чисто «географически». Они (эти сферы) взаимосвязаны, тесно переплетаются и «населены» одними и теми же людьми.

Важнейшими  предпосылками развития гражданского общества являются: а) частная   собственность (материальная основа самостоятельности и независимости граждан от государства); б) закрепленность в стране других экономических, а также гражданских и политических прав и свобод личности; в) содействие государства развитию демократии и самоуправления в обществе; г) гражданская зрелость людей (законопослушность; умение пользоваться правами,   не   забывая    об   обязанностях;   неравнодушие   к   судьбам соотечест-         венников, общества в целом и ко всему тому, что происходит на Земле, готовность активно сотрудничать с другими людьми и т. д.).

В свою очередь развитое гражданское общество имеет для страны большое значение, т. к., во-первых, оно создает условия для свободной самореализации индивидов и их различных объединений и групп, а во-вторых, оно удерживает государство от подавления индивидов и общества, делая его все более демократичным и правовым.

Гражданское общество зарождалось и развивалось  постепенно. В традиционных (феодаль-ныхсословно-иерархических обществах отношения между людьми жестко регламентировались государством и «коллективами» (кастами, сословиями, «высшим обществом», «светом», крестьянской общиной и т. п.). В индустриальных же (капиталистических) обществах люди становились все более самостоятельными, независимыми и свободными. При этом на разных исторических этапах и в разных странах соотношение между гражданским обществом и государством меняется, то расширяется сфера и усиливается влияние первого, то доминирует государство. 

Две тенденции  в развитии современных государств

Отношение к государству во все времена  отличалось неоднозначностью и сопровождалось

Информация о работе Развитие социологической мысли а России(Ю.Крижанич,П.Лавров,М.Ковалевский,В.Ленин,П.Сорокин)