Возможен ли переход к инновационному развитию без государственного вмешательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 23:31, творческая работа

Описание

Эта работа посвящена исследованию роль государства в инновационном развитии. Прежде всего, необходимо рассмотреть инновационное развитие и инновационную политику. В данной работе это глава 2.
Я считаю, что переход к инновационному развитию без государственного вмешательства не возможно. В последующих частях моей работы постараюсь раскрыть этот тезис и привести аргументацию в их пользу.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть
2.1. Инновационное развитие
2.2. Инновационная политика
2.3. Инновационное развитие и государство
3. Заключение
4. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

эссе мое1.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования РФ

Новосибирский государственный  университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эссе

на  тему: 

Возможен ли переход к инновационному развитию без государственного вмешательства” 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Бадмажапова Дулма Жаргаловна

Студент 874 гр.

Проверил:

Бажанов Виктор Андреевич

кандидат  экономических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск

2010

План: 

    1. Введение
    2. Основная часть

                             2.1. Инновационное развитие

                     2.2. Инновационная политика

                     2.3. Инновационное развитие и государство

    1. Заключение
    2. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Современный этап мирового развития связан с процессами глобализации в самом широком  смысле, поскольку характеризуется  резким усилением и усложнением  взаимосвязей и взаимозависимостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни. Это выражается в формирование мировых рынков капиталов, финансов, производства, торговли, рабочей силы. Однако наибольшее воздействие оказывает построение глобальных информационных сетей, позволяющих интенсифицировать информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере, культуре, бизнесе. Иными словами, происходит создание глобального информационного поля, генерирующего знания и оказывающего существенное влияние на появление экономики нового типа – инновационной, где сектор знания играет решающую роль, а производство знаний представляет источник экономического роста.

     Инновационная экономика, экономика знаний, является уже реальностью для США и ряда стран западной Европы, которые находятся в вершине списка стран с наиболее высоким валовым внутренним продуктом (ВВП) на душу населения. Она характеризуется относительно высокими долями людей с высшим образованием в структуре рабочей силы, компьютеров, и других многочисленных показателей, которые не оставляют сомнений, что существенная доля ВВП создаётся именно за счёт инновационной составляющей. Так что лидерство в мировой экономике и инновации являются сейчас практически синонимами

     Из великой инновационной державы второй половины XX века Россия перешла в начале XXI века во вторую сотню стран мира и тенденция отставания только нарастает.

     Переход России к новому этапу экономического развития предполагает учет высших мировых достижений научно-технического прогресса в соединении с национальной конкретно-исторической спецификой страны, ее экономики и особенностями ее современных проблем. Одна из таких проблем связана, с тем, что курс на модернизацию российской экономики провозглашен после 15-17-летнего перерыва в инновационном процессе. Поэтому ее ориентирами должны объективно служить новейшие результаты, которые получены мировой наукой и техникой за прошедшие годы, «перешагивая» промежуточные ступени.

     Эта работа посвящена исследованию роль государства в инновационном развитии. Прежде всего, необходимо рассмотреть инновационное развитие и инновационную политику. В данной работе это глава 2.

     Я считаю, что переход к инновационному развитию без государственного вмешательства  не возможно. В последующих частях моей работы постараюсь раскрыть этот тезис и привести аргументацию в их пользу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Основная часть

2.1. Инновационное развитие 

     Ускорение темпов развития мировой экономики, экономического роста отдельных

стран за последние десятилетия в значительной мере обусловлено раскрытием потенциала инновационной деятельности человека. Традиционная парадигма экстенсивного использования ресурсов, природных богатств, человеческого капитала, финансовых активов, знаний – сменяется инновационной. В результате многократно возрастает добавленная стоимость экономической деятельности, происходит радикальное изменение национальных институциональных систем, мировой экономики в целом.

     Количественные  и качественные характеристики мировой  экономики все в большей мере определяются технологическими сдвигами на основе инноваций, причем основной эффект достигается не столько за счет их непосредственного(первоначального) внедрения, сколько благодаря широкому распространению и применению инновационных продуктов и услуг. Научная деятельность становится все более сложной и многообразной, а инновации

возникают везде, в том числе и в областях, прямо не сопряженных с  ней, – в корпоративном менеджменте, маркетинге, секторе деловых услуг, финансовой сфере, государственном управлении и др. Заметно меняется вся «экосистема», в которой функционируют индивидуумы, организации, институты.

     Инновационный рост как стратегическое направление  развития глобальной экономики в предстоящие десятилетия будет обеспечиваться преимущественно за счет конвергенции технологий. В ходе этого процесса появляются широкие возможности возникновения огромного спектра технологических направлений на стыке существующих, что значительно расширяет базу для прорывных инноваций. Наиболее перспективными зонами конвергенции считаются информационно-коммуникационные (ИКТ), био- и нанотехнологии. Достижения в этих областях будут иметь самые различные приложения и эффекты практически для всех секторов экономики и сфер общественной жизни.

     В большинстве стран увеличиваются  масштабы финансирования исследований и разработок (ИиР) из всех источников (рис. 1), растет также их результативность.

         Рис. 1 Источник [Индикаторы науки, 2008; Наука, технологии и инновации, 2007] 
 

     Научная деятельность выступает основным источником инноваций и ключевым фактором инновационного роста. Динамика промышленного производства, рост его концентрации привели к расширению масштабов исследований и увеличению численности занятых в этой сфере. Только за первую половину XX в. численность ученых в мире увеличилась в 8 раз, а затраты на ИиР – в 400 раз. Импульс новым закономерностям дала Вторая мировая война, когда впервые потребовалась мобилизация усилий ученых для укрепления военного потенциала, быстрой переориентации ИиР с целью совершенствования производственных и управленческих технологий. Инерция роста сохранилась и в послевоенный период. В итоге если в начале прошлого века численность занятых в науке в мире не превышала 100 тыс. чел., то к середине 1990-х годов она уже приблизилась к 7.5 млн чел. Однако наука лишь создает знания. Для полноценного инновационного развития требуются определенные предпосылки, формирующие условия для их распространения и превращения в конечные экономические блага, продвижения

инновационных продуктов и услуг на внутренние и внешние рынки. Этот тезис снова возвращает нас к проблеме создания развитой системы взаимосвязей.

     Мощные  финансовые и торговые связи являются необходимым условием минимизации рисков коммерческой деятельности, продвижения на промежуточных и конечных фазах инновационного цикла. Для их развития требуется определенная открытость национальных экономик. Расширение мировых валютных, кредитных и финансовых рынков позволяет смягчить противоречия между высвобождающимися инвестиционными ресурсами в одних регионах мира и их дефицитом в других. Наконец, динамичный инновационный рост невозможен без системного подхода к формированию социально-экономической и научнотехнологической политики. Необходимы единые рамки, позволяющие объединить все направления и факторы роста и участвующие в них институты. На мировой арене активно реализуются много- и двусторонние политические инициативы в области научно-технологической и инновационной политики, которые

подробнее будут рассмотрены ниже.

     Помимо  положительных факторов, следует  учитывать и тормозящие условия. Любые рестрикционные меры, направленные на ограничение финансового и товарного обмена (протекционизм, высокий уровень монополизации, наличие мощных картелей и т.д.), излишняя «зарегулированность» экономических систем – все это способно значительно ослабить темпы роста отдельных стран и глобальной экономики в целом. Сюда следует добавить и некоторые мобилизационные эффекты – обострение политических отношений, вооруженные конфликты, внутреннюю политическую неопределенность, масштабные катаклизмы, катастрофы и др. Они, несомненно, увеличивают риски инновационной деятельности, сдерживают потоки инвестиций, подталкивая компании к переходу от долгосрочных стратегий к краткосрочному мобилизационному поведению.

     Ключевой вопрос инновационного развития - обновление основного капитала. Однако кризис 1990-х гг. прервал этот процесс, который в советской экономике непрерывно протекал и в годы так называемого «застоя». Даже в последней пятилетке 1986-1990 гг. ввод в действие основных фондов составил 4,2% годового прироста. В 1991-1995 гг. он сокращался в среднем на 20,5% в год. Сокращение, хотя и медленное, продолжалось и в следующем пятилетии (-1,5%). Только затем начался положительный рост этого показателя (12% в период 2001-2005 гг.). Такую же динамику показывают и инвестиции в основной капитал, служащий источником расширения и обновления на инновационной основе. Между ними существует близкая, почти прямая корреляционная связь, удлиняющаяся в зависимости от лага времени, характера инвестиций и эффективности их использования. До 1990 г. вложения в основной капитал росли, с 1991 г. стали резко падать (-22,1%), а в 2001-2005 гг. снова увеличиваться. В 2006 г. ввод в действие основных фондов превысил уровень предшествующего года уже на 16,1%, а инвестиции выросли на 13,7%.

     Как известно, периодический кризис как фаза нормального капиталистического цикла завершается депрессией, затем подъемом при обновлении основного капитала, и только благодаря этому он выводит экономику на новый уровень, более высокий, чем тот, что обернулся закономерным циклическим кризисом. Трансформационный же кризис не дал России обновления основного капитала на новой технико-технологической основе. До сих пор восстановление прежнего масштаба производства и отчасти обновление основного капитала происходит преимущественно на прежней технико-технологической базе. По своему характеру и содержанию весь трансформационный цикл оказался не-инновационным (исключая локальные нововведения).

     Ныне в России, по различным оценкам, в обновлении нуждается от 50 до 80% (по разным отраслям) основного капитала. Теоретически, как уже отмечалось, обновление действующего и расширение основного капитала может происходить и на прежнем материально-техническом уровне. На таком пути Россия будет отставать на поле мировой экономики, снижать свою конкурентоспособность на мировом рынке и ослаблять, не обеспечивая самостоятельное расширенное воспроизводство, систему своей экономической, политической и национальной безопасности. Другой путь - инновационное развитие.

     Если расширенное воспроизводство происходит при неизменных технической базе, органическом строении капитала и уровне производительности труда, то, как показывает двухсекторная модель Маркса, наблюдается одинаковая равновесная динамика роста I и II подразделений общественного производства. Но переход к инновационному варианту той же модели требует - и это показали еще М.И. Туган-Барановский и В.И. Ленин в 1890-х гг. - более быстрого роста производства средств производства, причем особенно средств производства для самого I подразделения. Эта идея указывает на стимулы растущего эффективного спроса и источники его удовлетворения со стороны самого производства средств производства, если экономика переходит на функционирование в режиме инновационного развития.

     Понимание этой закономерности имеет важное значение для выработки рациональной макроэкономической политики при переводе российской экономики на рельсы инновационно-интенсивного экономического роста, открывающего возможности неуклонного подъема производительности общественного труда. Вместе с тем не менее важно учесть и то обстоятельство, что автономность роста «производства ради производства» небеспредельна, она ограничена в конечном счете взаимодействием производства и личного потребления массы населения, удовлетворение потребностей которого является предназначением, естественной целью производства благ. Этого требуют не только выводы абстрактной теории, но и миссия современного социального государства в условиях социально-ориентированной конкурентной экономики. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Возможен ли переход к инновационному развитию без государственного вмешательства