Волновая и циклическая концепция развития инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 21:25, контрольная работа

Описание

Инновация (нововведение) – конечный результат внедрения новшеств с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического или другого вида эффекта. Инновационная деятельность как форма общественного разделения труда направлена на практическое использование научного, технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания.

Содержание

1. Волновая и циклическая концепция развития инноваций 2
2. Критерии оценки инновационного менеджмента 7
3. Показатель чистого дисконтированного дохода как экономический критерий эффективности инноваций 11
Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Волновая  и циклическая концепция развития инноваций
 

     Инновация (нововведение) – конечный результат внедрения новшеств с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического или другого вида эффекта. Инновационная деятельность как форма общественного разделения труда направлена на практическое использование научного, технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания.

     В условиях рынка основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения.

     В результате научно-технического прогресса  одна технология замещает другую. Объем  средств, необходимых для вложения в новую технологию с целью  достижения ею такой же результативности, которую на сегодня имеет старая технология, называется технологическим разрывом. В дальнейшем (после преодоления технологического разрыва) выгоднее вкладывать средства в новую технологию, чем в совершенствование старой (рис. 1).

 
Рис. 1. Эффективность затрат на НИОКР  на разных стадиях жизненного цикла изделий, производимых с использованием разных технологий (А и Б)

     Зависимость между затратами, связанными с разработкой  и улучшением продукта или технологического процесса, и результатами, полученными  от вложенных средств, представляет S-образную кривую, характеризующую жизненный цикл технологии. На начальной стадии, когда средства вкладываются в исследования нового продукта, успехи весьма скромны. Далее, когда знания реализуются в разработки, результаты улучшаются стремительно. На этапе зрелости прирост затрат в НИОКР уже не дает ожидаемого результата, в этом случае происходит смена технологии (А) на более перспективную (Б), но не на базе тех же знаний, которые лежат в основе старой технологии, а на базе совершенно новых знаний.

     Примерами преодоления технологических разрывов могут служить следующие: переход от электронных ламп к полупроводникам; от винтовых самолетов к реактивным; от тепловых электростанций к атомным; от магнитной ленты к компакт-дискам и т. д.

     В истории преодоление технологических разрывов происходило достаточно часто, но при этом экономисты убеждены, что волны нововведений, связанные с преодолением технологических разрывов, за последние 250 лет возникали более или менее регулярно – примерно 50-летними циклами (см. рис. 2 и рис.3.).

Рис.2.Волновой характер возникновения базовых технических нововведений 

Рис. 3. Иллюстрация цикличности возникновения важнейших нововведений 

     В первые несколько лет в цикле  происходит накопление нового технологического потенциала (накапливаются важные открытия и изобретения, образуются резервы свободных капиталов, низкий уровень прибыли и высокие издержки заставляют предпринимателей обращаться к новым технологиям). Потом наступает период, когда нововведения набирают силу, а затем, в ходе их коммерческой эксплуатации, темп событий постепенно замедляется. Эту закономерность сформулировал русский экономист Н. Кондратьев, а затем, в 1830 г., его поддержал немецкий экономист И. Шумпетер. Он показал, что первая волна продолжалась с 1790 по 1840 г. и в ее основе лежали преимущественно новые технологии в текстильной промышленности, использовавшие возможности угля и энергии пара. Вторая волна охватила 1840-1890 гг. и непосредственно связана с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства. Третья волна (1890-1940 гг.) базировалась на электроэнергии, успехах химии и двигателях внутреннего сгорания.

     Были  внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили, самолеты, начали применяться цветные  металлы, алюминий, пластмассы. Четвертая  волна (с 1940 по 1990 г.) сформировала технологический уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились компьютеры и программные продукты для них. Атом используется в военных и мирных целях. Пятая волна (1990-2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, получения и использования новых видов энергии, материаловедения, освоения космического пространства, спутниковой связи и т. п.

     Периодичность возникновения радикальных нововведений с 1740 по 1970 гг.

     Таким образом можно сделать вывод, что:

  • волновую (циклическую) концепцию развития нововведений впервые предложил русский экономист Н.Д. Кондратьев;
  • в основе каждой “волны” лежат доминирующие базисные технологии.
  • внедрение новых технологий вызывает кризисное состояние экономики, но в итоге создается базис для появления новых продуктов и создания новых рабочих мест. В начале цикла происходит постепенное нарастание технического потенциала нововведения, затем его бурная коммерческая эксплуатация, за которой следует замедление. «Длинная инновационная волна» состоит из двух «гребней» - «волны» изобретений и «волны» инноваций, которые по мере распространения волны сближаются.
  • множество нововведений, появляющихся в период процветания, является тем самым фактором, который нарушает равновесие и настолько изменяет условия промышленной жизни, что после этого неизбежно наступает период перестройки цен, стоимостей и производства.
  • закономерности технологической эволюции и роль инноваций на различных этапах цикла развития науки и технологий сформулированы Й.Шумпетером в начале ХХ века. Такие изобретения, как телефон, радио, телевидение, самолет, электроника и компьютерная техника существенно преобразили жизнь людей и обеспечили революционные изменения в социально-культурной и производственной сферах. В большинстве случаев технический прогресс происходит незаметно в виде небольших изменений, направленных на повышение качества продуктов и услуг, совершенствование коммуникационной, производственной и других систем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Критерии  оценки инновационного менеджмента
 

     Каждая  инновация, прежде всего, имеет своей целью достижение некого результата. Результат не всегда может совпадать с поставленной задачей, т.к. свои коррективы вносит сама экономическая обстановка (ее стабильность и нестабильность), помимо этого на результат влияет и общество. Оно и определяет спрос на нововведения в организации.

     Один  из важных факторов распространения  любой инновации состоит в  ее взаимодействии с соответствующим  социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии.

     Субъектов инновационного процесса можно разделить  на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и  отстающие.

     Новаторы  являются генераторами научно-технических  знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

     В роли ранних реципиентов выступают  предприниматели, первыми освоившие  новшество. Они стремятся к получению  дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название "пионерских" организаций.

     Раннее  большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество  в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

     Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

     Применение  инновационного менеджмента - это всегда трудный и болезненный процесс  для любой организации.

     Во  всех случаях для принятия решений  каждым субъектом альтернативные технологии сравниваются с решениями, принятыми  предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке.

     Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом пионерских организаций. Оценить относительные преимущества нововведений в ранней фазе их диффузии трудно, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей..

     Инновационный процесс имеет циклический характер.

     Деятельность, представляющая инновационный процесс, распадается на отдельные различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие этого процесса лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях.

     Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения  новой техники, т.е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, тем самым повышается восприимчивость к инновациям.

     В общем виде инновационные процессы можно записать так:

ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб., где

     ФИ  — фундаментальное (теоретическое) исследование; ПИ — прикладные исследования; Р — разработка; Пр — проектирование; С — строительство; ОС — освоение; ПП — промышленное производство; М — маркетинг; Сб — сбыт.

     Для анализа этой модели следует абстрагироваться от факторов обратной связи между  различными ее элементами, учесть длительность цикла ФИ — ОС, который может продолжаться свыше 10 лет, и относительную самостоятельность каждой из фаз (ФИ — ПИ; Пр — С) и т. д.

     Начальной стадией инновационного процесса является фундаментальное исследование (теоретическое), связанное с понятием научной деятельности. Конечно, и каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщение научной деятельностью, связанной с ФИ.

     В связи с этим необходимо выяснить сущность научной работы в данном направлении. Научная работа — это  исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

     Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно  с решением конкретных прикладных задач.

     Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются  в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по определенной схеме.

     Исходя  из всего вышесказанного, можно сделать  вывод, что инновационный менеджмент — это совокупность принципов, методов  и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

     Классификация инноваций. Важную роль в классификации  играет такой показатель как новизна  инновации. Она оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Информация о работе Волновая и циклическая концепция развития инноваций