Садово-парковое исскуство Англии

Дата добавления: 05 Января 2013 в 20:51
Автор работы: i************@list.ru
Тип работы: реферат
Скачать (46.27 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

садово-парковое искусство Англии.docx

  —  49.37 Кб

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса.

Кафедра социальной психологии и педагогики

Факультет менеджмента  и маркетинга.

(заочное  обучение с применением дистанционных  технологий)

 

 

Реферат

Тема: Садово-парковое искусство Англии.

 

 

Выполнила:

Студентка I курса 45 группы

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

Нижний  Новгород, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Историография. 3

2.Концепция сада. Райский сад и средневековое обожествление садов. Отход от регулярности, смена вкусов в CUIII веке. 4

3.Пейзажный парк в CUIII веке. Архитектура внутри пейзажного парка. 5

4.Стили садово-паркового искусства в  Англии CUIII века. 9

Forest style (Лесной стиль) 10

Augustan Style (Августианский стиль) 11

Serpentine Style (Извилистый стиль) 12

Picturesque Style   (живописный стиль) 14

Landscape Style  (Пейзажный стиль) 15

5.Заключение. 16

Использованная литература 18

 

 

1.Историография.

В период возникновения «Английского живописного  парка», в XVIII веке было написано огромное количество трактатов, так как основы идеологии садово-паркового искусства были прежде написаны, а потом воплощены в жизнь.

XVIII век  оставил богатое литературное  наследство. Одним из первых, кто  затронул проблематику паркового  строительства был Чарльз Эддисон.  В эссе «Удовольствия воображения»  он впервые указал ключевые  факторы для достижения идеала в затрагиваемой нами области.

Сэр Юведал Прайс, Ланселот Браун  Хемпри Ремптон  и Ричард Найт, будучи архитекторами, выражали свои требования к парковой архитектуре в многочисленных трактатах. Самый известный и значительный трактат, в котором подробно описывается как надо оформлять усадебные парки и даются характеристики целостного стиля называется «Red Books» («Красные книги»). 

 Гораций  Уолпал выразил вкус нового  стиля в письме: «Пропасти, горы, потоки, волны, Сальватор Роза», чем произвел сильный фурор и дал мощный толчок к созданию нового «живописного стиля».

Очень известный  теоретик XVIII века Уильям Гилпин написал  три очень популярных эссе « Три эссе на живописную красоту, на живописные путешествия и на живой ландшафт».

Из современных  исследователей в первую очередь  хотелось бы отметить  Николаса Певзнера, который в 50-е, 60-е гг. выступая с  лекциями вывел «английскую национальную теорию планировки» (без границ), определил связь садово-паркового искусства с поэзией и эстетикой XVIII века «от Поупа до Прайса», а так же признал, что парки—это главный вклад англичан в мировую культуру.

Из отечественных  исследователей, занимающихся непосредственно  этой проблематикой нужно отметить А. Соболеву и её статью «Семантика руин», Д. Швидковского и его основную работу по данной проблеме «Британские  сады и их отражение в Европе», где речь идет об английском влияние  и распространении английской культурной гегемонии на Европу. А так же А.П.Вергунов и В.А.Горохов, в их работе «Русские сады и парки» уделяется огромное внимание появлению в России английского влияния, и дается подробный анализ возникновения данного стиля.

2.Концепция сада. Райский сад и средневековое обожествление садов. Отход от регулярности, смена вкусов в CUIII веке.

 

После войны (1642-1649) в Англии начался динамичный период развития стилей и направлений  в искусстве. Впервые в Англии было создано несколько уникальных, не имеющих аналогов в Европе так  называемых «английских стилей». Англия становиться законодательницей мод по всей Европе со второй половины CUIII века. Именно здесь, впервые в живописи появляется пейзаж как отдельно взятый жанр искусства. Именно английские художники, такие как Томас Гейнсборо с его новой типологией портрета человека и природы как одного целого, так называемого жанра «портрета-прогулки» или первыми пейзажами («Лес в Корнаке»), распространяют своё влияние на всю Европу.

Важно отметить, что «регулярный» французский стиль  отходит на второй план. И тема красоты  и естественности, слияния человека с окружающим миром занимает ведущее  место.

Наиболее  характерно новые веяния проявились в области садово-паркового искусства.

Война изменила подход к пониманию садово-парковой архитектуры. Владельцы усадеб не относятся к искусственному ландшафту как к месту для увеселений, а как к среде обитания, словно к конкретной личности, как к убежищу от опасностей политической жизни. Возродилась древняя традиция сада—уединенного места для созерцания и размышлений, восходящая еще к философии древнегреческой и римской. Основная идея  данной философии—совмещение красоты и удовольствия с пользой, а работы—с созерцанием природы.

Очень важную роль играет и христианская теология. Прежде всего, Ветхозаветное описание райского сада—Эдема. Адам до грехопадения был садовником, работал и наслаждался дивным садом, но и после изгнания добывал хлеб от земли. Соответственно, согласно христианской традиции, садоводство—один из чистейших и божественных видов деятельности, доступных человеку. Это попытка вернуться в рай, воссоздать его приблизиться к Богу.

Такая концепция  появилась в средние века, в  монастырских садах. Возделывая эти сады, монахи проводили время в размышлениях и созерцании мира, соединяя пользу и духовную жизнь. Эти сады появились в Англии после нормандского завоевания (1066г.). В CUI и CUII веках монастырские сады испытывали ренессансное влияние. Позже, в CUII-CUIII веках на месте монастырских садов расположились парки нового времени, оставив лишь монастырские постройки и полностью уничтожив средневековый сад.

Так же происходило  и со средневековыми феодальными  замками, на месте которых или по схеме которых строились теперь загородные резиденции, усадьбы.

3.Пейзажный парк в CUIII веке. Архитектура внутри пейзажного парка.

 

Итак, как  уже говорилось выше, в CUIII веке владельцы поместий решили воплотить мечту о земном рае в реальность. Происходит так называемая «Великая революция во вкусе». Её основными факторами являлись: любовь к природе, восстание против формальности, романтизм и открытие новых территорий, а именно китайское и японское влияние. Целью стало создание идеального места пребывания.

Чтобы создать идеал, использовали, заимствованные из разных источников идеи. Идеи черпались из философии, политики, искусства, науки и даже экономики. Как считают Н.Певзнер, Дж.Д.Хант, Р.Паульсон, М.Баридон, пейзажный парк обязан своим рождением отнюдь не профессиональным садоводам и архитекторам, но литераторам, философам и знатокам искусства, то есть своего рода английским «гуманистам» CUIII века. И в дальнейшем большинство устроителей парков в Англии были теоретиками, причем на раннем этапе развития нового стиля теоретические рассуждения одних и тех же авторов оказывались намного радикальнее их практической деятельности. Пейзажный парк—явление чисто философского порядка, как, впрочем, и любой другой садовый стиль, поскольку сад всегда отражает представления определенной эпохи о мире в целом. В таком случае наметившееся на рубеже CUII-CUIII веков радикальное изменение вкуса в области паркостроения свидетельствует о том, что эти представления изменились. Все очевидные внешние различия между французским и английским парками являются следствием или отражением того, что картезианское восприятие мира как устойчивой системы, в которую включено все сущее, и в том числе воспринимающий ее человек, уступило место взгляду на мир со стороны, как на картину. Таким образом, садовод должен быть в первую очередь художником- пейзажистом. Один из многочисленных поэтических примеров—строки из знаменитой поэмы Ж.Делиля «Сады»: «Ведь каждый сад—пейзаж, и он не повторим, / Он скромен иль богат—равно любуюсь им. / Художниками быть пристало садоводам!».

  Пейзажная живопись CUII века (прежде всего пейзажи Лоррена, Пуссена и С. Розы) была едва ли не основным источником вдохновения, а нередко и «цитатником» для устроителей пейзажных парков. Сооружение парков никогда не начиналось с умозрительного архитектурного плана, то есть создания системы, что было единственно возможным решением для предыдущей эпохи. Общая структура представляла собой совокупность отдельных видов, обычно программно связанных между собой, каждый из которых садовод сочинял как законченную картину, делая предварительные графические наброски или акварельные эскизы. В восприятии посетителя набор отдельных видов складывался в единый целостный образ сада. Важную роль здесь играет то, что важнейшим источником формирования философии пейзажного парка были метод и достижения новой эмпирической науки, которую активно распространяло Английское Королевское общество по всему миру. Новые ученые-эмпирики были яростными противниками картезианства.

Одним из первых «рупоров» новых идей был  Чарльз Эдисон, один ведущих мыслителей своего времени. В 1712 году вышло эссе «Удовольствия воображения», где он указал ключевые факторы для достижения идеала:

  • Уединение человека в окружающей природе
  • Неоплатонизм
  • Эмпиризм Локка
  • Загородная усадьба должна иметь парк, лес и с/х участки.

 

В эссе было четко сформулированы главные признаки нового идеала, и  через короткое время оно дало мощный импульс для динамичного  развития садово-парковой архитектуры в Англии CUIII века.

Основной  идеей стало соединить красоту  с пользой, простоту с величественностью, т.е. соединение искусства и природы, приспособленного для пользы человека. Парк в идеале должен воздействовать на состояние ума и души человека, он должен вносить гармонию в человека, и тогда он будет любить все вокруг себя.

От архитектуры  как таковой требовалось улучшить ландшафт, преобразить его и слиться  с ним воедино.

Слово «landscape» пришло в английский язык из Голландии в конце CUI века, и было чисто живописным термином. Тогда этот термин не обозначал что-то такое, по чему можно ходить, на чем можно строить или продавать и покупать. Теперь «landscape» это идеальное место вне повседнесной жизни, частичка Эдема.

Английский  парк, как уже говорилось выше был  создан не только по типу монастырских садов, но и античных вилл. Идеалом  античной виллы было соединение с  природой, следовательно отсутсвие  границ и симметричной системы парка.

В середине CUIII века Гораций Уолпол писал о том, что первым шагом на пути к созданию нового английского парка стал отказ от визуальных границ. Исчезла граница между парком и окружающим пейзажем.1 Регулярность и прямые аллеи будут изгнаны из парка, а гарантом целостности картины мира станет сам человек. Устоявшиеся каноны барокко пошатнулись, а «возвращение к природе», к простоте крепнет все более и более. Неизбежным становится отказ от искусственности, пышности, сложности, парадности и линейности, господствовавших в стилях к CUII- первой половине CUIII века.

Что же касается архитектуры на территории парка, то здание интегрируется в пейзаж и  существует по его законам. Архитектурные  принципы уступают место живописным, иррегулярность становится главным  достоинством постройки. В этой ситуации парковые павильоны приобретают  совершенно новую для архитектуры  задачу—они должны воздействовать на чувства зрителя, вызывать в нем  определенные ассоциации и настроения. Об этом, в частности, писал Т.Уотли  в своих «Замечаниях о современном  садоводстве» (1770), одном из первых значительных трактатов по теории пейзажного парка. Каждая парковая постройка выражает свой характер, который «может быть слабым в одном случае и сильным в другом, серьезным или веселым, великолепным или простым, и по своему стилю может, или не может, соответствовать тому месту, которому она принадлежит. Но это соответствие само по себе не является единственным достоинством здания, которое иногда обладает столь твердым характером, что может определить, усовершенствовать или исправит характер самого пейзажа».2 

Одним из самых передовых и новаторски мыслящих архитекторов этого времени  был Ланселот Браун. Он высказал требования к архитектуре при создании ландшафта  так, что это должен быть хороший  и четкий план, он должен быть грамотно и точно исполнен, он считал, что  архитектор должен идеально знать  строение местности и всех объектов на ней и естественных, и искусственных. Так же считал он, архитектор должен обладать талантом садовника  и бескрайним чувством вкуса при посадке деревьев и цветов.

Но если сад, или парк, отражал в себе идеи античности и палладианства, то архитектура  зачастую была представлена отнюдь не в классическом стиле.

Характерным примером может стать знаменитая загородная усадьба «Строберри Хилл», построенная Горацием Уолполом в  неоготическом стиле.

Предполагалось, что планировка ренессансных палаццо  и виллы, особняка и усадебного дома в духе классицизма должна быть «правильной», регулярной, с симметричными, четкими, прямоугольными контурами. Как уже  не раз говорилось выше, регулярность и  картезианское восприятие мира были «врагами» для нового идеального мира, мира гармонии и меланхолического спокойствия. Обращение к готике как к возвышенному старинному идеалу давало свободу, допускало асимметрию и живописность композиции, присущие зодчеству средневековья. Можно  было планировать дом так, как  хотелось и как того требовало  функциональное устройство здания.

Гораций Уолпол так сказал об этом: «Я собираюсь построить маленький  готический замок… Греческий стиль  годится только для величественных и общественных зданий. Колонны и  все замечательные классические орнаменты выглядят смешно, если украшать ими дом размером с комод или  творожный торт. Разнообразия никакого, и не допускаются никакие приятные неправильности». Личный вкус каждого уважался и был поставлен выше общепринятой архитектурной формы. «Ну и что, коль скоро кому-нибудь хочется покрыть сумраком аббатств и соборов собственное жилище…тогда сад, наоборот, должен передавать не что иное, как солнечность и веселье природы».3 

Строберри Хилл состоит из нескольких узнаваемых средневековых  построек различных типов. Один фасад  напоминает каменный готический дом  горожанина CIU-CU века. Другой представляет собой стену готического собора, с характерными вынесенными вперед опорами, контрфорсами, большими стрельчатыми окнами и пристройками, похожими на часовни. Два сходящихся под углом корпуса объединяет высокая башня с зубцами и приставленной к ней остроконечной башенкой.

После создания усадебного дома в  Строберри Хилл мода на жилища в  средневековом, неоготическом стиле  охватила Англию и не только её. По всей Европе неоготические тенденции  в построении усадеб и вилл были неотъемлемой частью паркового искусства. И даже в далекой России были построены  такие замечательные памятники  садово-парковой архитектуры в неоготическом  стиле как Царицыно, Петровский дворец в Москве, Гатчина и десятки  других построек.

Страницы:123следующая →
Описание
После войны (1642-1649) в Англии начался динамичный период развития стилей и направлений в искусстве. Впервые в Англии было создано несколько уникальных, не имеющих аналогов в Европе так называемых «английских стилей». Англия становиться законодательницей мод по всей Европе со второй половины 18 века. Именно здесь, впервые в живописи появляется пейзаж как отдельно взятый жанр искусства. Именно английские художники, такие как Томас Гейнсборо с его новой типологией портрета человека и природы как одного целого, так называемого жанра «портрета-прогулки» или первыми пейзажами («Лес в Корнаке»), распространяют своё влияние на всю Европу.
Содержание
1.Историография. 3
2.Концепция сада. Райский сад и средневековое обожествление садов. Отход от регулярности, смена вкусов в 18 веке4
3.Пейзажный парк в 18 веке. Архитектура внутри пейзажного парка. 5
4.Стили садово-паркового искусства в Англии 18 века. 9
Forest style (Лесной стиль) 10
Augustan Style (Августианский стиль) 11
Serpentine Style (Извилистый стиль) 12
Picturesque Style (живописный стиль) 14
Landscape Style (Пейзажный стиль) 15
5.Заключение. 16
Использованная литература 18