Философские темы в творчестве Стасиса Красаускаса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:11, реферат

Описание

Литовский график Стасис Красаускас жил и работал в середине XX века. В то время графика СССР развивалась особенно усиленными темпами. Замечательные иллюстрации к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» сделал советский график Е. А. Кибрик. Читатели всего мира знают и любят иллюстрации Д. Н. Шмаринова – к произведениям Л. Н. Толстого, Кукрыниксов и С. В. Герасимова – к произведениям А. М. Горького, и цикл гравюр «Вечно живые» Стасиса Красаускаса, посвященный тридцатилетию победы в Великой Отечественной войне.

Работа состоит из  1 файл

Стасис Красаускас.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

       Как иллюстратор книг, он отдавал предпочтение поэзии. По оценке критика Н. Дмитриевой именно в работах, созданных для  поэтических произведений, автор нашел собственный индивидуальный почерк, оригинальный стиль, раскрыл идейную и художественную проблематику своего искусства. Поэзия породила в графике Красаускаса то метафорическое выражение идей, которое и является основной формой его художественного мышления. «Поэзия меня привлекает потому, что дает большой простор для собственной фантазии, для самостоятельной работы мысли», - признавался однажды художник (2.56).

       Многоплановая тематика графики Красаускаса, охватывающая и по-своему осмысливающая основные моменты человеческого бытия, формировалась под воздействием современных поэтов, которые стремились создавать в своих поэтических произведениях обобщенные философские образы.

       Иллюстрированные  Красаускасом в начале семидесятых годов книги («Кровь и пепел» Ю. Марцинкявичюса, «Реквием» Р. Рождественского, «Человек» и «Кардиограмма» Э. Межелайтиса) составили основу для дальнейшего развития его графики (2.58). В этих иллюстрациях появляются основные мотивы творчества художника, которые надолго захватят все его дальнейшие работы. Вместе с поэтами он размышляет над вопросами жизни и смерти, войны и мира, пытается понять предназначение человека на Земле и во Вселенной, раскрыть его связь с матерью Природой.

    Книжная графика Красаускаса очень разнообразна по применяемым в ней графическим приемам и стилистическим ходам, особенно это проявляется в более поздних работах. Например, иллюстрации к книге А.Венцловы «Знаешь ли ты тот край?» по технике несколько связаны с традицией рисунка эпохи Возрождения – об этом говорят четкие лаконичные линии, строгие пропорции, мягкая светотень.

    Иллюстрации к книге М.Слуцкиса «Улыбки и судьбы» награвированы на линолеуме в технике, близкой к ксилографии. Они очень экспрессивны, контрастны в сопоставлениях черного и белого. Но в то же время их пластика замедленна, как бы затруднена. В этих иллюстрациях художник создает очень органичные и выразительные композиции, используя такие художественные средства как черные пятна белом фоне.

        Графика экспрессивного черного пятна на белом неразработанном фоне встречалась в ту пору у многих художников. Но далеко не всем удавалась такая простота, которая не воспринималась бы зрителем как упрощенность. Графика Красаускаса не знала таких просчетов (1.58).

    По  словам Красаускаса его основная задача при создании иллюстрации к литературному произведению – это суметь активизировать восприятие читателей с помощью выразительной пластики рисунка, неожиданного авторского художественного решения, подчеркивающего мысль писателя,  поэта (2.58). Изобразительные метафоры – основной элемент художественного образа в произведениях Красаускаса. В его творчестве со временем образовались постоянные звенья символов и метафор.

    Художник  вспоминает свой «первый шаг», сделанный  «не за поэтом, а рядом с ним». Это произошло в иллюстрациях к поэме Ю. Марцинкявичюса «Кровь и пепел», в которой, по словам Красаускаса, «были сложные построения, оригинальные метафоры. Они давали художнику возможность как бы подняться над текстом, расправить крылья образу. Ну, например, из ржи вырастали волосы…» (2.58). Этот образ в иллюстрации Красаускаса приобрел определенную зрительную форму.

    Так, в процессе слияния слова и  изображения образовались основные метафоры Красаускаса, которые передают связь человека и природы, женщины и земли. Иллюстрация при этом приобрела философский смысл. В гравюре видим еще одну характерную черту в графике Красаускаса: человек изображен обнаженным. Как бы следуя античному канону, художник преклоняется перед естественной красотой человеческого тела, он отказывается от бытовых деталей, от атрибутов времени и места (2.58). Он рисует человека вообще как часть природы, как существо, созданное этой природой.

    Благодаря графике Красаускаса, поэзия его  талантливых соотечественников  приобрела универсальный перевод на языки всего мира.  

2.  Главные темы  в творчестве художника.  

       Проблемы  жизни и смерти, войны и мира всегда волновали художника и  наиболее ярко нашли свое отражение  в цикле «Вечно живые».

       В годы Великой Отечественной войны  Красаускас был ребенком. Но все же ее события оставили неизгладимый след в его памяти. На протяжении своего творческого пути он постоянно обращался к теме войны и мира («Сердце человека, сердце солдата», «Полет», «Вечно живые»), решая ее в созвучии с современностью, по-новому рассматривая конкретные факты истории. К этой теме относится и серия станковых автоцинкографий «Куда идешь, человек?». С точки зрения Н. Розановой по силе драматизма и экспрессии этим листам нет равных в творчестве Красаускаса (1.116).

       На  белом фоне гравюры изображен  мужчина, несущий на своих мощных плечах земной шар. Человек изувечен войной, - художник изображает его на костылях. Подчеркивая мощность человеческого тела,  Красаускас выделяет черными штрихами и пятнами мускулы мужчины. В этом эстампе художник раскрывает, одной стороны, могущественность человека (тело атлета), с другой – ужасающее увечье титана.  Но кроме картины человеческой трагедии – увечье, полученное во время войны, Красаускас рисует и образ мира – земной шар, который несет человек. Этот лаконичный, почти плакатный образ как будто содержит в себе призыв к благоразумию всех, живущих на Земле.

       1975 год – год тридцатилетия Победы  над фашистской Германией.  Поэтому  в творческой биографии Красаускаса  он был отмечен обширным циклом  эстампов «Вечно живые».

       Корни «Вечно живых» уходят в поэму Роберта  Рождественского «Реквием». Когда  художник впервые познакомился с  поэмой, им был найден композиционный ключ, который в будущем стал основным и для нового цикла. Мир в двух измерениях: жизнь — на земле, а в земле — погибший солдат, связанный своей недолгой жизнью и смертью со всем, что рождается и возрастает на прекрасной, такой трагичной и такой светлой планете. В процессе размышления над темой «Вечно живых» Красаускас говорил друзьям: «Я возвращусь, я вернусь, я уже возвращаюсь к этой теме, уже работаю, скоро покажу» (3).

       Для того чтобы понять, что заставило  вернуться  художника к идее «Реквиема», и создать новый цикл «Вечно живые», обратимся к иллюстрациям к поэме  Роберта Рождественского.

    Иллюстрации к поэме Роберта Рождественского  «Реквием» - это одни из наиболее значительных иллюстраций в творчестве Красаускаса. В своей поэме Рождественский призывает помнить о погибших во время войны солдатах, о тех  которые ценой своей жизни  обеспечили жизнь многим поколениям:

                  Люди!

                  покуда сердца стучатся, -

                  помните!

                  Какою ценой

                  завоевано счастье, -

                  пожалуйста, помните! 

    Строки  поэмы полны  горечью и драматизмом. Художник, осмысливая поэму, изобразил  то, о чем в ней говорится. Произведение Рождественского вдохновило  Красаускаса  на  создание иллюстраций к нему.

       На  всех иллюстрациях в нижней части  изображена фигура солдата, лежащего в земле, а в верхней – жизнь: ребенок с цветком, колосья пшеницы, пахарь, обрабатывающий землю. Все изображенные на иллюстрации предметы – это определенные символы: луна и птица на дереве – обозначение весенней ночи; ребенок и одуванчик – знак человеческой жизни на Земле, ее незащищенности, зыбкости; женский образ – символ матери-родины, матери-земли. Драматизм поэмы выражен в гравюрах  системой резких контрастов черного и белого. Белая линия на черном фоне не только определяет очертания предмета, но и становится светоносной, передает как бы свечение предмета изнутри. Фигура солдата, покоящегося в земле, как и фигуры оплакивающих его, как бы окружены аурой. Таким образом, именно свет становится и основным выразительным средством в гравюрах,  и связующим элементом всех объектов, входящих в композицию.

       Основная  мысль «Реквиема» – это смерть во имя жизни, жизнь, вырастающая  из смерти. Выплеснувшись из «Реквиема» цикл «Вечно живые» сам стал поэмой.  Но в сравнении с работами, созданными под впечатлением от «Реквиема», здесь достигнута большая степень обобщенности образа человека.  Здесь торжество жизни над смертью, бессмертие человеческого подвига. В цикле, как и в «Реквиеме», параллельно развиваются две темы – жизнь и смерть.

       По  воспоминаниям художника, в начале работы над циклом он хотел охватить все человеческие деяния: науку, сельское хозяйство, промышленность, технику, и медицину, и космос (3). Все это — на земле, на той земле, в которой лежит безымянный солдат. Весь цикл построен на взаимосвязи человека с человеком, на взаимосвязи человека с природой. Но уже тогда он понял, что все переменилось, что цикл вышел за пределы поэмы Роберта Рождественского. Понял, что необходимо избегать конкретности. Во всем цикле осталось только три предмета, без которых художник никак не смог обойтись,— каска, лопата и соха. Именно они стали символами Родины, жизни на земле.

       На  первый взгляд все тридцать шесть  листов кажутся похожими по композиции. В черно-белой графике лист делится  на две части: в нижней половине листа – останки павших солдат – награвированы еле заметным контуром, почти невидимые, а в верхней – земная жизнь и земные радости людей, которые – с одной стороны – обязаны своим счастьем и своей жизнью тем, которые там, внизу, а с другой стороны – уже и не вспоминают о них...

       Но  образы этой графической поэмы динамично  развиваются. Взгляните на солдата, лежащего в земле, – его поза и  выражение лица меняется от листа  к листу. Меняется возраст: то он старик, то мужчина, то юноша, то мальчик.

    Лежит в земле солдат. Над ним — хлеба, небо, молодая женщина с ребенком. На свободной земле колосятся нивы, и в движении колосьев то возникает, то исчезает профиль солдата. Профиль погибшего виден и в лунном диске. Его подвиг, его бесстрашие и мужество, обеспечили мирную жизнь на земле. Благодаря ему над землей проносятся кони, пролетают птицы, на земле резвятся детишки, скорбят матери, ликует молодость, матери радуются новорожденным, человек мечтает и трудится.

     Вот что можно увидеть на  тридцати шести листах пронзительного цикла гравюр «Вечно живые». Такая глубокая и всеохватывающая картина жизни и смерти, о добре и зле, о войне и мире, о любви и ненависти звучит как симфония.  
 
 
 

3. Размышления мастера  о человеке в  этом мире. 

       В своих произведениях художник часто  размышляет о человеке и его роли в мире (например, в гравюрах  «Кто я?», «Бегство от себя», «К звездам», «Детские открытия»). В них он создает емкие, обобщенные образы. И чем больше было обобщенно представление Красаускаса о человеке в современном мире, чем острее он осознавал собственную включенность в фатально предопределенное движение, с тем большей силой возникала мечта о гармонии человека с природой, человека с самим собой.

       Эту мечту – о прекрасном слиянии  человека с природой, беспрерывности и вечности жизни он воплощает в эстампе «Весна».

       Весна – как символ всего нового и  молодого, ассоциируется у Красаускаса  с юной женщиной и ребенком. Именно их изобразил художник в своей  работе.

       Гравюра как будто наполнена свежим весенним воздухом. Такое  впечатление –  присутствие воздуха в гравюре – создают длинные, как бы цветущие волосы женщины, развивающиеся по ветру. Кроме того фигуры людей обозначены тонкими белыми линиями, и только небо над их головами прорисовано интенсивными, жирными штрихами. Красивые, улыбающиеся лица героев произведения отражают радость, предчувствие счастья, как в юности.

       Вера  в красоту человека, и в то, что человек – создание матери природы выражены и в серии  гравюр «Этюды на свободные темы».

       В этой серии художник искусно соединяет  фигуры людей и природу: человеческое тело ассоциируется со стволом дерева, волосы – с длинными ветвями или колосьями. Человека окружают животные – такие же дети природы, как и он сам, изображение которых несет определенный смысл: лошадь с древнейших времен была незаменимым другом человека – помогала вспахивать землю, перевозила человека, белоснежный голубь над головами людей – древний символ мира. Чувствуется, что общение с природой дает художнику физические и нравственные силы, заряд творческой энергии (1.115).

       Для творчества Красаускаса очень важными являются мужская и женская темы, которые позволяют отразить мастеру предназначение мужчины и женщины в этом мире. В творчестве художника они постоянно сопутствуют друг другу, часто не пересекаясь, а идя как бы параллельно. Яркими примерами  этого являются линогравюра «К звездам» и монотипия «Материнство».

       Женское начало, как знак вечной жизни, представлено Красаускасом в серии «Материнство». Мужское начало, как оно выражено в линогравюре «К звездам», означает воплощение идеи творчества.

Информация о работе Философские темы в творчестве Стасиса Красаускаса