Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:36, реферат
Древнерусская архитектура –это сказка. Только сказка о том, что было. Было на самом деле. Если дать возможность говорить камням Софии Новгородской, думается, они бы многое могли порассказать. А если серьезно, то зодчество древней Руси–это большой и очень интересный том в энциклопедии истории русского искусства. Эта страница нашего прошлого дала толчок многому, что было написано на последующих страницах, и, надеюсь, окажет влияние на то, что будет написано.
1. Введение.
2. Краткий экскурс в историю.
3. Архитектура Киева.
4. Архитектура Древнего Новгорода.
5. Архитектура Владимира.
6. Заключение.
7. Иллюстрации.
8. Список использованной литературы.
Успенский собор
Владимира был заложен в 1158 году
одновременно с началом сооружения
гигантского оборонительного
Войдем внутрь собора и остановимся в его западной галерее. Перед нами –прорезанный большими арками фасад старого собора. В уровне хор он опоясан аркатурно-колончатым фризом с широким шагом арок, стройными колонками, клиновидными консолями, кубоватыми капителями романского характера и пояском поребрика над аркатурой. Это характерная деталь убранства, которая пройдет отсюда через всю историю владимиро-суздальской архитектуры, а затем войдет в архитектуру Московского государства. Место пояса связано с конструктивным членением стены: ее нижняя часть толще, над поясом она утоньшается, образуя над поребриком так называемый отлив. В боковых верхних членениях фасада сохранились стройные щелевидные окна с профилированными косяками. Пройдя в северную часть галереи, мы увидим ту же картину. Здесь меж колонок пояса помещены небольшие окна нижнего светового яруса– следовательно, собор был хорошо освещен. На месте больших проемов по осям главных нефов собора следует представить перспективные порталы, вводившие внутрь храма. В порталах висели драгоценные“златые врата”, покрытые “писанными золотом”листами меди. Самые порталы были также окованы тонкими золочеными листами меди. Местами из-под пилонов галереи, приложенных к стенам старого собора, выступают края членивших его фасады пилястр. Над сводами галерей сохранились верхние части этих фасадов, завершенные дугами закомар, и пышные лиственные капители, венчавшие полуколонны пилястр. В закомарах и около окон были помещены немногочисленные рельефы, частично перенесенные на фасады Всеволодовых галерей. Над сводами на квадратном постаменте возвышался украшенный аркатурой с полуколонками и оковкой золоченой медью барабан главы со шлемовидным золоченым покрытием.
Пройдем внутрь первоначального
собора и остановимся под его
куполом. Свободное и светлое
пространство храма поражает прежде
всего своей высотой. Он действительно
равнялся по высоте самой крупной
постройке Древней Руси–Софии Киевской,
но был меньше по площади, и его
высота оказалась особенно остро
ощутимой. Кроме того, зодчие усилили
этот эффект сравнительной легкостью
шести стройных крестчатых столбов
храма, как будто без усилия и
напряжения несущих своды и единственную
главу собора. Из ее двенадцати окон
лился поток света, так что
изображенный в куполе Христос казался
как бы парящим в воздухе. В
конструкции основания этой большой
главы мастера применили
В полутора километрах от Боголюбова находится церковь Покрова на Нерли. Когда идем к нему луговой тропой, он словно вырастает, и глаз улавливает его постепенно появляющиеся стройные членения, темные пятна окон и порталов. Кругом пейзаж чудесной красоты и поэтичности.
Здание построено
в 1165 году в честь победы над волжскими
булгарами и принадлежит к
тому же типу небольших одноглавых
четырехстолпных храмов, что и Дмитриевский
собор. Весь храм словно тянется ввысь,
он невесом. Алтарные апсиды потеряли
характер мощных полуцилиндров, они не
столь сильно выступают вперед и частично
прикрыты очень развитыми угловыми пилястрами.
Благодаря этому достигается спокойное
равновесие и симметрия, содействующие
выражению вертикального движения здания.
Стены колончатого пояса чуть наклонены
внутрь, и этот еле заметный наклон ощущается
глазом как сильный ракурс, возможный
лишь при большой высоте здания, которую
подчеркивают и многообломные пилястры
с полуколоннами, пронизывающие фасады
пучками стремительных вертикалей. В верхнем
ярусе к ним присоединяются новые вертикали
профилировки закомар и узких высоких
окон, поставленных прямо на отлив. Над
закомарами поднимается на своем пьедестале
(он скрыт под кровлей) стройный барабан
главы, вторящий фасадным вертикалям своими
узкими окнами в обрамлении полуколонок
и тающими в небе линиями древнего покрытия
главы–островерхого шлема. Средняя апсида
слегка повышена и разрывает горизонталь
венчающего колончатого пояса. Ее окно
также чуть приподнято и вырывается из
строя окон боковых апсид, подчеркивая
ось равновесия фасада и его легкое устремление
ввысь.
VI. Заключение.
Древнерусская архитектура
–это сказка. Только сказка о том, что
было. Было на самом деле. Если дать
возможность говорить камням Софии
Новгородской, думается, они бы многое
могли порассказать. А если серьезно,
то зодчество древней Руси–это большой
и очень интересный том в энциклопедии
истории русского искусства. Эта
страница нашего прошлого дала толчок
многому, что было написано на последующих
страницах, и, надеюсь, окажет влияние
на то, что будет написано. Это
наше прошлое, наше с вами общее прошлое,
и каким бы оно ни было, мы не должны
его забывать. Даже если и не упоминать
о том, что все памятники, перечисленные
и не перечисленные выше, сами по
себе представляют большую художественную
ценность. Иначе мы рискуем не дожить
до будущего.
VIII. Список использованной литературы.
Каргер М. Новгород. – Ленинград, “Аврора”,
1975.
2. София Киевская (фотоальбом) – Киев,
1984.
3. Бродский Б. Связь времен. – Москва, 1984.
Информация о работе Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира