Анализ педагогических взглядов Жан-Жака Руссо в произведении «Эмиль или о Воспитании»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:46, реферат

Описание

Французские просветители резко критиковали религию как оплот феодализма, феодальный строй и феодальную идеологию. Они отстаивали, исходя из позиций Локка, договорную теорию происхождения государства (Руссо, Дидро и др.) и доказывали, что в своем «естественном состоянии» человек всегда имел «естественное право» на свободу, равенство и братство. Они ждали наступления новой эры, царства разума.

Работа состоит из  1 файл

Анализ педагогических взглядов Жан жака. курсовая.docx

— 27.83 Кб (Скачать документ)

Во второй главе говорится  о том, что нет нужды запрещать  дурной поступок, нужно помешать его  совершению. Также Руссо призывает  нас не быть щедрыми на отказы, но и менять их нельзя. «Самый верный способ сделать ребенка несчастным –  это приучить его не встречать  ни в чем отказа; так желание  его постоянно будет возрастать вследствие легкости удовлетворения их, но рано или поздно придется прибегнуть к отказу, а эти непривычные  отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает».

Верх искусства при  хорошем воспитании – сделать  человека разумным, а большинство  учителей-схоластов пытаются воспитывать  ребенка с помощью разума. Руссо  о методах воспитания говорит: «Странно, что с тех пор, как берутся  воспитывать детей, не придумали  еще другого такого способа руководить ими, кроме соревнования в зависти, ненависти, тщеславия, жадности, низкого  страха всех страстей, наиболее опасных, наиболее способных волновать и  портить душу, даже прежде, чем сформируется тело. При всяком преждевременном  наставлении, которое вбивают им в голову, в глубине их сердца насаждают порок; безрассудные воспитатели  думают сделать чудо, делая их злыми  с целью научить, что такое  доброта, а потом важно говорят  нам: «таков уж человек». Да, таков человек, которого вы сделали». Поэтому Руссо  говорит: «Поступайте и противно обычаю, и вы почти всегда будете поступать хорошо».

Руссо говорит о том, что  всякому возрасту, а особенно в  данный период, свойственно желание  создавать, подражать, производить, проявлять  могущество и деятельность. Во второй книге Руссо высказывает и  такую мысль: нельзя судить детство, оно должно проявлять себя, что  у детей нет еще памяти, что  все у них основано на ощущениях.

В своем произведении автор  осуждает педагогов, обучающих детей  наукам, требующим памяти и развитой логики, а именно – геральдики, географии, хронологии, языков и т.д., - которые  не имеют связи с опытом ребенка  и ему непонятны.

В третьей книге Жан-Жак Руссо рассказывает о третьем периоде жизни ребенка. К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен , умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, затем окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте подросток не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может правильно понять людские взаимоотношения, а поэтому он должен изучать то, что связано с окружающим миром и природой. При выборе предметов необходимо основываться на интересах ребенка. Естественно, что интерес его направляется на то, что он видит, что изучает: география, природоведение, астрономия. Руссо развивает оригинальную «методику» получения этих знаний, основанную на самостоятельном исследовании им явлений, описывает ребенка – исследователя, открывающего научные истины, изобретающего компас и т.д.

Руссо не хотел связывать  личный опыт ребенка с опытом человечества, выраженном в науке. Систематические  знания Руссо отбросил; вместе с  тем, он показал знание самодеятельности, наблюдательности, пытливости подростка.

Свободный человек, по Руссо, должен владеть разными видами ремесленного труда, несколькими профессиями, тогда  он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свободу, поэтому  Эмиль обучается руду полезных профессий. Руссо считает, что «голова Эмиля  – голова философа, а руки Эмиля  – руки ремесленника».

Сначала Эмиль знакомится со столярным ремеслом, живет жизнью простого рабочего, проникается уважением  к человеку труда, начинает ценить труд и отдых. Он ест хлеб, который сам  заработал. Труд – воспитательное средство, а вместе с тем и общественная обязанность свободного человека.

В этот период с 12 до 15 лет  необходимо развивать любознательность, делается упор на познание окружающего  путем прогулок и экскурсий, ребенок  сам отвечает на возникающие вопросы. «Он не выучивает науку, а сам  выдумывает ее…».

На шестнадцатом году Эмиль  подготовлен к жизни и Руссо  возвращает его в общество. Наступает  четвертый период – «период бурь и страстей» – период нравственного  воспитания. На этом этапе развития ребенка нужно заниматься воспитанием  человека, а не представителя сословия (судить о ближнем по самому себе). В этом возрасте Руссо отдает приоритет  гуманитарному образованию в  воспитании чувств и стремлений. Также  в этот период продолжается активное физическое воспитание.

Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания – воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека.

Лет до 17-18 юноше не следует  говорить о религии, Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит к познанию божественного начала.

В этом возрасте должно быть полностью исключено общение  с противоположным полом.

Свою пятую книгу «Эмиля или о Воспитании» автор посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля – Софи. Она должна быть воспитана для него, но ее воспитание должно быть противоположно воспитанию Эмиля. Назначение женщины – совершенно иное, чем мужчины. Женщина должна быть воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле – удел женщины. Руссо утверждал, что «естественное состояние» женщины – зависимость; «девушки чувствуют себя созданными для повиновения». Никаких серьезных умственных занятий им не нужно.

VI. Заключение. Педагогика  Ж.Ж.Руссо сегодня.

.В своем произведении  «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жак  Руссо высказывает идею о самостоятельности  и самодеятельности ребенка в  истории естественного воспитания. Он применяет метод естественных  последствий и косвенного воздействия.

В основе воспитания «по Руссо» должен лежать принцип следования указаниям природы. В соответствии с этим принципом:

1) каждому возрасту должны  соответствовать особые формы  воспитания и обучения.

2) воспитание должно носить  трудовой характер и способствовать  максимальному развитию самостоятельности  и инициативы учащегося.

3) интеллектуальному воспитанию  должно предшествовать упражнение  физических сил и органов чувств  воспитанников.

Педагогические взгляды  Руссо были полезны в то время, а некоторые актуальны и по сей день.

Так, актуальной остается разбиение  жизни детей на этапы соразмерно их развитию и необходимость разного  уровня подхода к этим этапам. Каждый этап имеет свое особое и очень  важное значение. Если учитывать психологическое  развитие детей на каждом этапе в  обучении и воспитании, то оно проходить  будет легче. А результаты будут  выше и лучше.

Также современны мысли Руссо  о необходимости активизации  познавательной деятельности детей, развитии у них глазомера, ориентации в  пространстве, стимулирование ощущений, восприятий, памяти.

Актуальным и в наше время остается трудовое воспитание, по Руссо. Если бы все получали такое  воспитание, то многие бы проблемы решались.

Злободневным в наше время  стал «отказ» родителей заниматься воспитанием своих детей. Их (детей) либо отдают в детский сад, либо нанимают гувернантку, либо дети предоставлены  самим себе, а родители и только кормят, обувают, одевают, что приводит к потере поколения.

«Эмиль или О воспитании»  – выдающееся произведение Жан-Жака Руссо, но его педагогические идеи были восприняты только передовыми деятелями  Франции.

Жан-Жак Руссо – выдающийся педагог-гуманист, из-за романа «Эмиль или О воспитании» он вынужден был бежать за границу. А книга  была сожжена на костре на одной  из центральных площадей Парижа. Свою жизнь он прожил в скитаниях и  умер в 1778 году.


Информация о работе Анализ педагогических взглядов Жан-Жака Руссо в произведении «Эмиль или о Воспитании»