Анализ развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание

В целях определения банками стратегии и политики в области розничного бизнеса Национальным банком была одобрена Концепция развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 года. Для ее реализации банки разработали планы мероприятий, предусмотрев в них основные направления развития розничного банковского бизнеса, количественные и качественные показатели.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…..2
Сущность и виды розничных банковских услуг………………………..4
1.1 Экономическая сущность рынка розничных банковских услуг и понятие розничных операций………………………….……………..4
Классификация розничных услуг……………………………………..8
1.3 Основные факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских услуг…………………………………………………….. 13
2. Основные направления совершенствования рынка розничных банковских услуг………………………………………………………….16
2.1 Цели и основные направления развития сферы розничных банковских услуг……………………………………………………...16
2.2 Продвижение и перспективы розничных банковских услуг……..18
3. Анализ деятельности КБ по оказанию розничных банковских услуг на примере «Приорбанк» ОАО…………………………………………….. 24
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы……………………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Мой курсач.docx

— 146.91 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра банковского дела

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: Анализ деятельности банков и управление рисками

на тему: «Анализ развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь: проблемы и перспективы »

 

 

 

 

Студент

ФФБД, 4-й курс, группа РФК-2

Соболевская Анна Александровна

 

 

 

Руководитель

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...…..2

  1. Сущность и виды розничных банковских услуг………………………..4

1.1 Экономическая сущность  рынка розничных банковских услуг и    понятие  розничных операций………………………….……………..4

    1. Классификация розничных услуг……………………………………..8

1.3 Основные факторы, влияющие  на развитие рынка розничных  банковских услуг…………………………………………………….. 13

2.     Основные направления совершенствования рынка розничных банковских услуг………………………………………………………….16

2.1 Цели и основные направления  развития сферы розничных       банковских услуг……………………………………………………...16

2.2 Продвижение и перспективы  розничных банковских услуг……..18

3.     Анализ деятельности КБ по оказанию розничных банковских услуг на примере «Приорбанк» ОАО…………………………………………….. 24

Заключение……………………………………………………………………...33

Список литературы……………………………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основным направлением поступательного  развития банковского сектора в  современных условиях является розничный  банковский бизнес. Это вызвано рядом  причин. Во-первых, крупные корпоративные  клиенты уже охвачены банковскими  услугами, и конкуренция в секторе  корпоративных услуг сложилась  жесткая. Рынок розничных банковских услуг только формируется и имеет  огромный потенциал роста. Во-вторых, сбережения населения являются важным источником ресурсов для банков. В  третьих, кредитование населения способствует росту потребительского спроса, который  выступает одним из факторов экономического роста. Кроме того, расширение услуг  населению позволяет диверсифицировать  банковскую деятельность и снизить  банковские риски в целом.

Сегодня участниками рынка  розничных банковских услуг в  рамках имеющихся лицензионных полномочий являются 32 банка действующих на территории Республики Беларусь. Предоставление розничных услуг —полного их спектра  или определенного набора тех  или иных видов услуг осуществляется разными структурными подразделениями  банков, такими, как филиалы, отделения, расчетно-кассовые центры, центры банковских услуг, валютно-обменные пункты, передвижные  кассы.

В целях определения банками  стратегии и политики в области  розничного бизнеса Национальным банком была одобрена Концепция развития розничных  банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 года. Для ее реализации банки  разработали планы мероприятий, предусмотрев в них основные направления  развития розничного банковского бизнеса, количественные и качественные показатели.

Белорусские банки не рассматривали  до недавнего времени розничные  услуги как перспективное направление  деятельности и не имеют пока значительного  опыта в их организации. Сам термин «розничные банковские услуги» вошел  в деловой оборот совсем недавно  и не имеет однозначного толкования. В этой связи представляется необходимым  постановка следующих задач:

1) изучить различные точки  зрения и подходы к определению  экономической сущности рынка  розничных банковских услуг;

2) рассмотреть классификацию  розничных банковских услуг;

3)уточнение терминологической  базы,

4)определение значения  розничных услуг для банка  и страны

5) проанализировать основные  факторы, которые оказывают влияние  на развитие изучаемого сегмента  рынка;

6) выявить основные тенденции  развития современного рынка  розничных банковских услуг в  Республике Беларусь;

7) наметить возможные  направления и пути совершенствования  розничного банковского рынка  в стране.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:

- важным социально-экономическим  значением розничных услуг для  банковской системы и общества;

- необходимостью совершенствования  деятельности банков в сфере  розничных услуг; 

- недостаточностью комплексного  исследования темы.

Для решения поставленных задач и проведения анализа исследуемого в курсовой работе явления использовались методы системного анализа, комплексного и сравнительного исследования.

При написании курсовой работы использованы материалы белорусских  учебников, учебных пособий, справочников. Но все же больший акцент был уделен анализу аналитических статей специализированных газет и журналов таких, как «Банковский  вестник», «Вестник Ассоциации белорусских  банков» и др. Немаловажную роль при подготовке работы оказали нормативные  акты белорусского законодательства, в т.ч. Банковский кодекс, Программа  развития банковского сектора экономики  РБ, Концепция развития платежной  системы  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и виды розничных  банковских услуг

 

1.1 Экономическая сущность  рынка розничных банковских услуг и понятие  розничных операций

 

 

Развитие рыночных отношений  и формирование двухуровневой банковской системы Республики Беларусь способствовали внесению существенных изменений в  отечественную банковскую систему: из типичного учреждения, каковым  банк был в советский период, он стал полноценным предприятием рыночного  типа. И, как любое предприятие, коммерческий банк, должен заботиться о сбыте  своих услуг и быть конкурентоспособным  на рынке.

В настоящее время в  современной экономической литературе нет достаточно четкого определения  понятия "рынок розничных банковских услуг". Такие авторы, как, например, Бичик С.В., Даморацкая А.С. под "рынком услуг" понимают рынок, в основе которого лежат товарно–денежные отношения  по поводу реализации услуг розничного характера. Выделяют рынки услуг  производственного характера и  услуг, оказываемых населению [1,с.104].

Автор Азрилиян А.Н. предполагает, что рынок услуг населению  – это совокупность отношений (социально–экономических, юридических, материальных, финансовых), возникающих между производителями  услуг – продавцами, потребителями  и покупателями [3, с.617].

В Республике Беларусь понятие  рынка розничных банковских услуг  дано в Концепции развития розничных  банковских услуг в Республике Беларусь до 2010г. Так, рынок розничных банковских услуг – это сфера рыночных отношений, складывающихся по поводу удовлетворения потребностей массового потребителя  в банковских услугах [4, с.44].

Основополагающим элементом  или, объектом, по поводу которого возникают  отношения между участниками  розничного рынка является банковская услуга.

Конкурируя между собой, коммерческие банки стремятся разнообразить, расширить круг выполняемых услуг  и операций для привлечения новых  клиентов. Они внедряют новые, ранее  не проводившиеся операции и услуги. Это направление становится одним  из основных звеньев политики многих банков.

Важность развития розничных  банковских услуг для банковской системы и государства в целом  заключается в том, что, в любых  экономических условиях операции с участием физических лиц обеспечивают стабильный и достаточно высокий уровень доходов для банков. Кроме того, предоставление розничных банковских услуг сопряжено с относительно меньшим риском, поэтому банки - лидеры рынка розничных банковских услуг имеют более высокую степень финансовой устойчивости в сравнении с инвестиционными и корпоративными коммерческими банками. Учитывая, что в отличие от корпоративных клиентов (предприятий) в сегменте клиентов - физических лиц существует значительный потенциал роста, необходимо развивать рынок розничных банковских услуг, формировать у населения потребность в банковском обслуживании.

Банковская услуга - это  комплекс банковских операций, направленных на удовлетворение потребности клиента, несущих определенную выгоду для  потребителя, связанных с перемещением финансовых активов или предоставлением  финансовой информации. Элементами банковской услуги являются: выгода, операции, технология, документы, обслуживание[5, c. 65].

Как в Республике Беларусь, так и за рубежом не существует однозначной трактовки розничных  банковских услуг. Определение розничных  банковских услуг как услуг, предоставляемых  населению для удовлетворения личных, семейных потребностей, не связанных  с предпринимательской деятельностью, позволило отметить их особенности: мелкие денежные суммы, мобильность  клиентов, в большей степени зависимость  от доверия клиентов, направленность на удовлетворение личных потребностей.

Деятельность банка по обслуживанию клиентов традиционно  разделяется на некоммерческий и  розничный (неторговый) секторы. Такое  деление основывается на различных  подходах к ведению дел в указанных  областях. Более того, оба вида деятельности способны функционировать сами по себе и часто существуют параллельно  в виде отдельных банков с общими собственниками. Термин «неторговый  бизнес» чаще всего употребляют  для обозначения деятельности по обслуживанию частных (физических) лиц, хотя это не совсем корректно: неторговые операции имеют место и в корпоративном  секторе. Далее для обозначения  розничных операций не будет употребляться  термин «неторговые».

Однако дело не только в  терминах. Понятие «розничный банковский бизнес» является весьма расплывчатым в понимании многих финансистов-практиков  самого широкого круга. Действительно, понятие не определено ни в нормативной, ни в законодательной базе, а следовательно, может пониматься по-разному. Это  неурегулированное обстоятельство, в частности, образует неплохое поле для аппаратной борьбы между менеджерами и подразделениями за сферы влияния.

Определение розницы как  «деятельность по предоставлению банковских услуг физическим лицам», строго говоря, неверно. Чтобы проиллюстрировать  ошибочность утверждения, приведем пример зарплатного карточного проекта. Услуга, очевидно, предназначена для  средних и крупных корпоративных  клиентов, хотя операции в основном ведутся с физическими лицами. Корпоративная карта также является сервисом для юридических лиц, Есть также обратные примеры предоставления финансовых услуг частным лицам  с использованием корпоративных  инструментов. Например, перевозка  ценностей клиента. При этом обслуживаемые  суммы могут быть весьма заметны  даже в масштабах банка. Возможны варианты предоставления услуг организациям, при которых де-юре контрагентом банка является физическое лицо. Таким  образам, номинальное определение  розницы через юридически корректную формулировку проблематично.

На основании отличий  оптовой (корпоративной) банковской деятельности от розничной, предлагается выделить их характерные черты (Таблица 2):

 

Таблица 2.

Деятельность банка по обслуживанию клиентов

Основные характеристики

Оптовая банковская деятельность (wholesale banking)

Розничная банковская деятельность

Провайдеры банковских продуктов  и услуг

• Торговые банки и другие оптовые  кредитные инструменты

• Подразделение банка, обслуживающее  сегмент крупных корпоративных  клиентов

• Местные отделения крупных  коммерческих банков или небольших  местных банков, обслуживающих определённый населённый пункт

• Подразделение банка, работающее с малым бизнесом и частными клиентами

Потребители банковских продуктов  и услуг

Финансовые институты и крупные  корпоративные клиенты .

Широкий круг частных клиентов и  предприятий малого бизнеса

Перечень проводимых операций

• Операции в сфере международных  валютно-финансовых отношений.

• Долгосрочное кредитование.

• Андеррайтинг.

• Операции в сфере международных  валютно-финансовых отношений.

• Операции с аккркдитивами.

• Операции в сфере международных  валютно-финансовых отношений.

• Синдицированные кредиты и  др.

• Личные ссуды.

• Ипотечные ссуды.

• Платёжные и расчётные операции.

• Платёжные (кредитные) карты.

• Личные финансы.

Объём операций

Крупные банковские операции и сделки.

Мелкие, незначительные по объёмам  операции и сделки.

Характеристика продуктов и  тарифов

Индивидуальные продукты и тарифы.

Стандартизированные продукты и тарифы.

Продвижение продуктов и услуг

Индивидуальное согласование пакета услуг.

Публичное предложение услуг.

Каналы дистрибуции продуктов  и услуг

Небольшое количество офисов с большим  числом специалистов разного профиля

Разветвлённая сеть офисов и развитые каналы прямого банковского обслуживания.

Издержки

Низкие фиксированные издержки.

Высокие фиксированные издержки.

Концентрация бизнеса

Высокая концентрация бизнеса.

Высокий уровень диверсификации ресурсов и вложений.

Информационные технологии

Нет необходимости в высоком  уровне автоматизации.

Высокая автоматизация бизнеса  является одним из конкурентных преимуществ.

Стратегии

Низкая прозрачность стратегий  для конкурентов.

Высокая вероятность повторения стратегии  конкурентами.

Информация о работе Анализ развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь: проблемы и перспективы