Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 09:16, курсовая работа

Описание

В сущности, гражданское общество – общество рыночных, частнокапиталистических отношений, основой которых является юридически свободная личность.

Содержание

I. Вступление……………………………………………….……………3
II. Основная часть
1. Гражданское общество как понятие………………………………7
2. Различные концепции гражданского общества............................11
3. Гражданское общество и факторы, влияющие на него…........…15
3.1 Частная собственность.……………………..………….17
3.2 Развитие демократии в обществе…………...…………20
3.3 Гражданские права………………………..……………24
3.4 Принцип разделения властей………………...……….. 27
4. Соотношение гражданского общества и государства…………..31
5. Гражданское общество в современной России………...………..35
III. Заключение………………………………………………….………...37
IV. Список литературы……………………………………………….......39
V. Приложение………………………………………………...…………41

Работа состоит из  1 файл

Гражданское общество 2010 г.+.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

     С октября 1917 г. в России государство  провозглашалось главным орудием  построения новых, прежде всего экономических, отношений. Общая схема соотношения  экономики, государства и права  представлялась таким образом, что  право есть концентрированное выражение политики, а сама политика – концентрированное выражение экономики.

     Переход к общественной собственности предполагал  создание принципиально нового государства, которое сосредоточивает в своих  руках практически все объекты  собственности, ограничив до минимума экономическую свободу граждан.

     Ограничение экономической свободы граждан  приводит обыкновенно к ограничению  всех свобод и сосредоточению власти в руках бюрократии, которая становится реальным собственником средств  производства. Такова логика огосударствления собственности на средства производства при одновременном сокращении экономической свободы граждан. Действительное экономическое движение и экономическая инициатива, образно говоря, загоняются в подполье, появляется так называемая теневая экономика. Она становится основой коррупции государственных служащих. И в итоге, все это приводит к деградации гражданского общества в государстве.

     Сосредоточение  всей основной массы объектов собственности в руках государства привело к тому, что государство как политическая организация, управляющая обществом, одновременно стало самым крупным монопольно хозяйствующим субъектом. Такое противоестественное состояние могло поддерживаться только активным вмешательством государства в экономику, тоталитарным переустройством экономической жизни. Но плановое хозяйство отнюдь не всегда направлялось на удовлетворение потребностей граждан, и не всегда действительно обеспечивалось гармоничное и пропорциональное развитие всех отраслей хозяйства. Это все негативно сказывалось на развитие гражданского общества в России.12

     Планы развития народного хозяйства объявлялись  законом. Но «законы» эти корректировались в ходе выполнения. На их нарушение  закрывались глаза. К тому же они  предписывали очень часто то, что  никак не диктовалось экономическими потребностями.

     Соотношение права и экономики, как оно  интерпретировалось сторонниками экономического детерминизма, на практике привело  к обеднению права и жизни  общества.

     Благоприятными  условиями для развития гражданского общества является ситуация, в которой государство, в чьем распоряжении находится аппарат принуждения, создавало условия, способствующие максимальному развитию индивидуальных способностей, инициативы и самостоятельности, прогнозированию и планированию деятельности граждан. Планирование и конкуренция совместимы при условии, если первое будет способствовать конкуренции. Закон не может и не должен предусматривать все локальные ситуации, которые возникают в практической деятельности хозяйствующих субъектов. Они слишком разнообразны и зависят от множества случайных обстоятельств, непредсказуемости мотивов и поступков отдельных индивидов, результатов их деятельности, стихийности рыночных отношений.

     Государство всегда призвано охранять складывающиеся между хозяйствующими субъектами отношения, но не вмешиваться в их внутренние дела. Разумеется, при условии, если их отношения не направлены против общества, государства, остальных граждан. В любом случае необходим государственный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений. 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Развитие демократии в обществе

     Гражданское общество можно исследовать через  систему взаимосвязей и взаимодействий с другими, примыкающими к нему явлениям, институтам и учреждениям. Среди  них особое значение имеет демократия.

     Пытаясь определить, что собой представляет демократия, и как она соотносится с гражданским обществом, многие исследователи считают, что демократия  - это: а)прямое или косвенное (через выборных представителей) управление страной самими людьми; б) государство, страна, сообщество, имеющие демократическое правительств; в) правление большинства

г) восприятие и реализация принципа равенства прав и свобод граждан, а также их возможностей. Исходным в подобных определениях и суждениях является тезис о том, что первоначально демократия в современном ее понимании, зародилась в Греции, дословно означала «народовластие» (demos – народ и kratos – власть). Этот же смысл вкладывается в данный термин и понятие и поныне. Демократия, говориться в связи с этим в Энциклопедическом словаре, - это не что иное, как «форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел, в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод».14

     Однако  независимо от того, как воспринимается и как понимается демократия, она неизменно позволяет судить о характере (демократическом или антидемократическом ), форме, сущности, содержании государства и права, роли и назначении. По этому также можно судить и о степени развития гражданского общества в том ил ином государстве.

     Демократия  не сводится лишь к политической или  государственно-правовой сфере жизни  общества, а распространяется также и на другие сферы – экономическую, социальную, культурную, научную, идеологическую. В зависимости от того, в каких сферах жизни общества и деятельности государства проявляется демократия, обычно говорят и о соответствующих видах демократии. Например, если демократические принципы, нормы и идеи реализуются в политической сфере жизни общества и государства, то, несомненно, в данном случае речь идет о политической демократии. Когда же они проявляются в сфере экономики, социальной сфере жизни общества или же в области идеологии, то соответственно имеется в виду экономическая, социальная и «идеологическая» демократия.15

     При этом демократия не может быть сведена  только к какой-либо одной из сфер жизни общества, точно так же как  она не может рассматриваться  исключительно лишь в каком-либо одном из своих проявлений. Она  не может проявляться, например, только в качестве особого политического и государственного режима, т.е. совокупности методов осуществления власти или в качестве формы организации государства и отдельного государственного или иеобщественно-политического института. Она выступает в самых различных своих качествах и проявлениях. В частности, по отношению к субъекту государственной и общественной власти – народу, демократия выступает как максимальное проявление его воли, устремлений и интересов, их характеристика.

     К сказанному следует добавить, что политический и идеологический плюрализм, многопартийность, признание принципа разделения властей, решение вопросов большинством голосов, выборность, сменяемость и подотчетность государственных органов народу и многое другое в таком же духе – это все также есть не что иное, как пути и способы проявления всего того, что именуется демократией. Также это является необходимым условием существования гражданского общества.

     В течении многих столетий развития теории демократического государства и общества основное внимание исследователей фокусировалось не только на формально-юридической, но и на фактической стороне демократии. Центральным вопросом при этом неизменно оставался вопрос о факторах, обуславливающих реальный характер демократии, или – что одно и то же – о ее гарантиях. А этот значит и о факторах, обуславливающих реальный характер гражданского общества.

     Последние можно с определенной долей условности разделить на два вида: объективные факторы, обусловленные реально существующими жизненными условиями, и субъективные, зависящие от воли, желания и иных субъективных устремлений рядовых граждан или должностных лиц.

     В научной и учебной литературе субъективным факторам, в силу сложившейся  традиции, придается гораздо меньшее  значение, чем они имеют на самом  деле. Это, несомненно, является упущением. Ведь от того, кто стоит у власти, какую политику он формирует, как формирует (единолично, опираясь на мнение узкой группы людей или же значительной части общества) и, главное, как ее реализует, во многом зависит представление о характере самого государства, его природе, об уровне гарантий, провозглашаемых при этом прав и свобод.

     Среди объективных факторов – гарантий реальной демократии в научной и  учебной литературе выделяются и анализируется следующие: материальные, социальные, юридические, политические, идеологические и др.

     Понимая под гарантиями объективные условия  и средства, обеспечивающие не только провозглашение и юридическое закрепление демократических признаков, идей, прав, но и проведение в жизнь, многие авторы обращают внимание при этом прежде всего на материальные гарантии.

     Последние понимаются в самом широком смысле слова, а именно как экономические  условия жизни общества и различных  его слоев, в отношениях между  которыми устанавливаются демократические принципы; уровень жизни населения, позволяющий ему участвовать или, наоборот, не участвовать в управлении делами общества и государства; экономические и финансовые возможности государства, позволяющие или, наоборот, не позволяющие ему обеспечивать нормальное функционирование в стране демократических политических институтов; осуществление прав и свобод граждан, формирование выборных государственных органов не демократической основе.

     Материальные  и в особенности финансовые возможности  являются весьма важными атрибутами реальной демократии не только для государства и общества, но и для отдельных граждан. Они позволяют им, в частности, полнее по сравнению с неимущими реализовывать свое право на образование( более широкий выбор форм образования, отечественных и зарубежных вузов, дающих образование на платной основе, и т.п.), право на участие в выборах ( быть избранными в государственные органы или на высшие государственные должности) , право на медицинское обслуживание, жилье, отдых и т.д.

     Среди факторов обуславливающих реальный характер демократии, особое внимание обращается также на юридические гарантии. Они представляют собой совокупность юридических средств и условий, обеспечивающих реализацию формально декларируемых демократических принципов, идей, прав и свобод граждан.

     Юридические гарантии не следует отрывать от других видов гарантий.  Наиболее эффективно они действуют в системе материальных и иных гарантий.16 
 
 
 
 
 

3.3 Гражданские права

     Указанные права призваны гарантировать автономию  индивида в сфере гражданского общества, в области лично-бытовой и семейной, обеспечить его правовую защищенность от противозаконного вмешательства. Они направлены к обеспечению приоритета индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности.

     Эти права имеют неимущественный характер, они непосредственно не связаны с пользованием материальными благами и реализуются в сфере нравственных отношений, воплощающих духовные и моральные ценности. В этих правах зафиксированы также важнейшие основы законности и правопорядка.17

      Гражданские права организованы в систему таким образом, что каждое из них непосредственно связано и вытекает из другого (например, право неприкосновенности жилища является логическим продолжением права неприкосновенности личности). С точки зрения развития социальные системы подразделяют обычно на стационарные и нестационарные.

      В этих правах находят свое юридическое  воплощение наиболее важные формы проявления индивидуальной свободы: жизнь, личная безопасность гражданина, возможность уединения и частной жизни, охрана его чести, личного достоинства, свобода совести.

     Эти формы проявления индивидуальной свободы  являются важными личными благами  и закреплены нормами международного и конституционного права ( например ст. 28 Конституции РФ – свободу мысли, совести и религии.)

     Таким образом, общая схема гражданского (личного конституционного) права представляется нам в следующем виде:

    1. Право пользования определенными благами индивидуальной свободы;
    2. Право требовать от обязательных лиц не препятствовать пользованию этими благами;
    3. Право прибегнуть в необходимых случаях к мерам государственного принуждения для защиты возможностей пользования указанными благами.

     Гражданские права обеспечивают возможность пользования социальными благами, определяющими конкретные условия жизни человека в обществе и государстве. Они фиксируют наиболее существенные, принципиальные связи и отношения между государством и человеком и реализуются в наиболее важных сферах общественной жизни, обеспечивая предоставление гражданам благ, неотчуждаемых от личности. Эти права существуют постоянно и не погашаются их реализацией.

     Человек в указанных отношениях выступает  как индивидуум, ассоциированный  носитель суверенитета народа, участник экономической, социальной и культурной жизни. Особенность гражданских  прав в том, что они опосредуют отношения и связи граждан не друг с другом или с отдельными государственными органами, а с мировым сообществом, государством в целом, и таким образом являются одним из непременных условий существования гражданского общества.18

      Своеобразие этих прав – в способах обеспечения их со стороны государства. Государство не имеет права вмешиваться в сферу личной жизни граждан, которая лежит вне рамок их обязанностей перед государством. Одновременно с этим оно берет на себя обязательства в необходимых случаях обеспечивать защиту личных свобод граждан от неправомерных посягательств со стороны органов государства, должностных лиц и граждан.

Информация о работе Гражданское общество