Административно-правовые реформы в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:28, реферат

Описание

Данная работа состоит из введения, 2 пунктов, заключения и списка использованной литературы. Большое внимание уделяется внутренней и внешней политике хана Тауке и правовым нормам, действовавшим в обществе.

Содержание

Введение

1.Административно-правовые реформы в Казахстане.

2.Органы управления по реформам 1867-1868 гг.

3.Изменения в административно-правовой системе Казахстана в конце ХIХ века.

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

САНЧО.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

-            Жена и дети, знавшие о воровстве мужа или отца и не донесшие на него, не подвергаются никакому взысканию, ибо на старшего в семействе не положено доносить.

-            За убитую охотничью собаку или беркута хозяин может требовать невольницу или невольника.

-            Ежели сын, отдельный от отца, умрет бездетен, то имение его поступает к отцу его. Малолетние дети отдаются в опеку ближайшим родственникам, а если их нет, посторонним надежным людям.

-            Духовные завещания делаются при родственниках и муллах.

-            Лошади, коровы и овцы, бывшие в чужих руках, взыскиваются с приплодом, какой был, кроме скота, барымтою угнанного, а для удостоверения в том, что нет утайки, требуется от передержателя присяга.

-            Разбирать ссоры и произносить приговор над виновным должны, если не сам хан, то правители или старейшины тех аулов, к которым принадлежит истец и ответчик, приглашая к разбирательству еще и избранных обеими сторонами двух посредников.

-            Если ответчик имеет подозрения на судей, он может их устранить.

-            Если ответчик к суду не явится, или присужденной пени заплатить не может, то она взыскивается с его родственников или с его аула, предоставляя оному право возвратить свою потерю совершением над виновным судебного приговора.

-            Для удостоверения в преступлении требуется не менее двух, а иногда трех свидетелей. За отсутствием свидетелей позволяется прибегать к присяге; но давать оной ни истец, ни ответчик сами за себя не могут, за них должны присягать люди, известные своей честностью. Если же никто за обвиняемого не присягает, то он осуждается. Женский пол, равно как работники, слуги и рабы к свидетельству не допускаются.

-            Судьям и посредникам за решение дела, положено давать десятую часть всего иска.

-            Если осужденный не исполняет приговора суда, или начальник аула умышленно уклоняется от разбирательства дела и тем покровительствует преступнику, то истец получает право, с позволения своего старейшины, произвести барымту, т.е. с родственниками или ближайшими своими соседями ехать в аул ответчика и тайно отогнать к себе скот его, но, возвратясь домой, должен объявить о том своему начальнику, который наблюдает, чтобы количество возмездия было соразмерно иску.

-            Чтобы сам хан, равно как и все султаны, старейшины и правители родов собирались осенью в одно место, в середине степи, для обсуждения дел народных. 

-            Чтобы ни один казах не являлся в собрания народные иначе, как с оружием. Безоружный не имел голоса, и младшие могли не уступать ему места.

-            Чтобы всякий, могущий носить оружие (кроме султанов), платил хану и правителям народным в подать двадцатую часть своего имущества, ежегодно.

-            Всякому поколению, роду и отделению иметь свою собственную тамгу (знак, заменяющий герб). Тамги сии тогда же и розданы, с обязанностью накладывать их на весь скот и имущество, для различения, что кому принадлежит.

В дополнение к сим законам, должны быть присоединены следующие достопамятные постановления хана Тауке:

-                     Чтобы сам хан, равно как и все султаны, старейшины и правители родов, собирались осенью в одно место, в средине степи, для рассуждения о делах народных.

-                     Чтобы ни один киргиз не являлся в собрания народные иначе, как с оружием. Безоружный не имел голоса, и младшие могли не уступать ему места.

-                     Чтобы всякий, могущий носить оружие (кроме султанов), платил хану и правителям народным в подать 20-ю часть своего имущества, ежегодно.

-                     Всякому поколению, роду и отделению иметь свою собственную тамгу (знак, заменяющий герб). Тамги сии тогда же и розданы, с обязанностью накладывать их на весь скот и имущество, для различения что кому принадлежит.

 

 

 

 

 

 

 

                     Заключение

Как видно из приведенных материалов, дошедший до нас текст «Жеты Жаргы», несмотря на его фрагментарность, довольно разнообразен и содержит нормы, административного, уголовного и гражданского права, а также положения о налогах, религии и , таким образом, разные стороны жизни казахского общества. Из его состава ясно, что основная направленность «Уложения» Тауке – соблюдение привилегий казахской феодальной верхушки, защита собственности и господствовавших в патриархальной семье порядков, поддержка мусульманской религии. Судя по тому, что в составлении (или принятии) «Жеты Жаргы» участвовали представители всех трех казахских жузов, можно заключить, что зафиксированная в нем совокупность правовых норм территориально воздействовала не только в отдельных жузах, но и в пределах всего Казахского ханства.

Период действия «Жеты Жаргы» нам в точности неизвестен. По мнению М.Красовского, повторенному рядом исследователей, «Жеты Жаргы» имело силу, «да и то условно-обязательную», только при жизни хана Тауке. Согласно мнению других, «Уложение» хана Тауке сохраняло действенную силу и при правлении казахского хана Абулхаира, то есть середины XVIII в. Есть исследователи, которые считают, что «Жеты Жаргы» оставался основным актом правового регулирования общественно-политических отношений в казахском обществе в течение XVIII и XIX веков. Между тем, сама постановка вопроса о периоде действия «Жеты Жаргы» не является вполне корректной. «Уложением» хана Тауке не регламентировались, разумеется, все обычно-правовые нормы, действовавшие среди казахского населения, и наряду с «Жеты Жаргы» в практической жизни применялись и традиционное право, и новые правовые нормы, возникавшие исподволь, как следствие насущных потребностей времени. Представляется очевидным, что определение периода действия «Жеты Жаргы» неразрывно связано с проблемой разделения этого традиционного, нового и того, что из действовавших в XVIII – XIX вв. правовых норм, не зафиксированных в известных нам записях «Уложения» хана Тауке, безусловно принадлежит (могло принадлежать) «Жеты Жаргы».       

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Асфендияров С.А. История Казахстана (с древнейших времен).Алматы,1993.

2. Избасарова Г.Б. Средневековая история Казахстана. Актобе, 2007.

3.История Казахстана (с древнейших времен и до наших дней). в пяти томах, Том 2.-Алматы: «Атамура», 1997.

 



Информация о работе Административно-правовые реформы в Казахстане