Закономерности возникновения, развития и функционирования права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:47, реферат

Описание

Что бы в полной мере раскрыть содержимое данной темы следует сначала дать общее определение права. Эта задача исключительно сложна. «Юристы всё ещё ищут определение права», - около 200 лет назад писал Кант, обобщив более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы юридического. Его слова справедливы и сегодня. В конце XX в. по-прежнему нет дефиниции, которая была бы общепризнанной. Во всяком случае, любая попытка может претендовать лишь на обобщение всего того, что уже известно о праве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Закономерности возникновения права………………………………………5
1.1 Теории происхождения права…………………………………………..8
2. Закономерности развития права…………………………………………….10
2.1 Правовой прогресс……………………………………………………..11
3. Закономерности функционирования права………………………………....12
3.1Функции права…………..……………………………………………...13
4. Заключение…………………………………………………………………....14
5. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Закономерности возникновения.docx

— 45.95 Кб (Скачать документ)

2. Проследив возникновение, основные теории происхождения права следует перейти к закономерностям развития права. Главной закономерностью развития права является то, что в ходе исторического процесса право постепенно выделяется из инструмента государственной власти и приобретает самостоятельную высокозначимую силу.

Развитие права начинается с образования системы отраслей права. Несмотря на все различия прав они тесно взаимосвязаны, согласованы и образуют единую систему. В то же время эту систему можно подразделить на крупные составные части – отрасли права.

 Отрасль права – это совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества. В основе деления системы права на отрасли лежит предмет и метод правового регулирования.

Система права включает в  себя следующие основные отрасли:

  • Конституционное право;
  • Административное право;
  • Финансовое право;
  • Гражданское право;
  • Семейное право;
  • Трудовое право;
  • Земельное право;
  • Экологическое право;
  • Уголовное право;
  • Гражданское процессуальное право;
  • Уголовно–процессуальное право.

 

В системе права так же можно выделить еще два правовых пространства: публичное право и частное право.

Публичное право регулирует отношения между государством и  гражданами. Это отношения власти–подчинения. К сфере публичного права относятся  такие отрасли права, как конституционное, административное, уголовное, уголовно–процессуальное.

Частное право регулирует отношения между субъектами права  на основе их взаимных обязательств, здесь  участники отношений равны. К  сфере частного права относятся  такие отрасли права, как гражданское, трудовое, семейное.

Следует отметить, что деление  всей сферы права на публичное  и частное право существует со времен Римского права, т.е. около двух тысяч лет. Римское право оказало  огромное влияние не только на последующее  развитие права, но и на развитие культуры в целом. Вольтер (французский философ (1694 –1778)) отмечал, что Рим – «законодатель  народов». Римское право создало  основные элементарные понятия и  категории права и отличалось точностью и чеканностью формулировок.(А.Т. Широков,        Д.Е. Тагунов «Основы права»)

Развитие права включает в себя также преемственность, заимствование правовых идей, правовых норм. Следует так же отметить такое понятие как рецепция – восприятие институтов одной правовой системы другой.

Рецепция бывает двух видов:

Прямая (первичная) — нормы права выступают как непосредственный регулятор общественных отношений или как основание для законодательной деятельности.

Производная (вторичная) — нормы права рецитированы одной правовой системой, заимствование в таком модифицированном виде другой правовой системой.

Формы рецепции:

  • Изучение, исследование, комментирование и усвоение принципов и норм права.
  • Непосредственное восприятие и применение норм права.
  • Использование норм, идей и категорий права, методики создания нормативно-правовых актов в правотворческой деятельности.

В связи с этим происходит повышение уровня общей, правовой, политической культуры.  Правовая культура в данном случае является одной из наиболее важных – это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

   Происходит дифференциация и интеграция правовых систем, каждая из которых интегрирует всю правовую действительность конкретного государства. Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Правовая семья – категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем отдельных стран, имеющих сходные юридические признаки и историю развития.

Существует несколько  оснований объединения правовых систем:

  • Общность возникновения и развития
  • Общность источников права и их роль в правовой системе
  • Структурное сходство правовых систем государств
  • Общность принципов, методов, способов, типов правового регулирования

(Е.А. Зорченко «Общая  теория права»  С. 104)

 

  Таким образом, выделяют  следующие правовые семьи:

1.Романо-германская правовая семья возникла в XII-XIII в.в. в результате рецепции Римского права странами континентальной Европы. С XIII в. романо-германское право активно развивалось, преодолевая государственные границы и стало достоянием всей Европы, исключив островную Англию.

Говоря об особенностях норм романно-германского права выделяют:

    • Общее правило поведения, сформулированные законодателем либо уполномоченными органами
    • Право носит обобщенный, абстрактный, неперсонофицированный характер
    • Право формулируется как социальная модель поведения

Основные источники романно-германского  права:

    • Закон
    • Подзаконные и кодифицированные акты
    • Правовой обычай
    • Судебная практика

(Е.А. Зорченко «Общая теория права»  С. 112)

2. Англо-американская правовая семья, или семья «общего права»

В отличие от государств романо-германской правовой семьи, где  основным источником права является закон, в государствах англо-американской правовой семьи основным источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы, сформулированные судьями в их решениях. Англо-американское «общее право» включает прежде всего группу английского права с характерным для Англии прагматически-рационалистическим образом мышления.

3. Семья социалистического права

Социалистическая правовая семья (или социалистические правовые системы) во многом составляла в прошлом романо-германскую правовую семью. Правовые системы стран, входящих в «социалистический лагерь», ранее принадлежали к этой правовой семье. Они и сейчас сохраняют ряд ее черт. Норма права здесь всегда рассматривалась и рассматривается как общее правило поведения. Сохранились в значительной степени и система права, и терминология юридической науки, созданная усилиями европейских и советских ученых и восходящая к римскому праву.

При значительном сходстве с континентальным правом правовые системы социализма имели существенные особенности, обусловленные явно выраженным классовым характером. Единственным или основным источником социалистического  права являлось вначале революционное  творчество исполнителей, а позже  – нормативно-правовые акты, в отношении  которых декларировалось, что они  выражают волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем  – всего народа, руководимого коммунистической партией. Само совершение социалистической революции связывалось с целями построения настоящего социализма, но при условии мировой социалистической революции. Такой социализм построен не был.

4. Семья религиозно-традиционного права

Правовые системы многих стран Азии и Африки не обладают той степенью единства, которая свойственна  ранее охарактеризованным правовым семьям. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые  господствуют в западных странах. Считается, что принципы, которыми они руководствуются, бывают двух видов:

1) признается большая  ценность права, но само право  понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права  и религии;

2) отбрасывается сама  идея права и утверждается, что  общественные отношения должны  регламентироваться иным путем.

К первой группе относятся  страны мусульманского, индусского и  иудейского права, ко второй – страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.

Мусульманское право –  это система норм, выраженных в  религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который  в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка  Мухаммеда. Оно охватывает все сферы  социальной жизни, а не только те, которые  подлежат правовому регулированию.

Индусское право составляет вторую систему религиозно-традиционной семьи и относится к древнейшим в мире. Это не право Индии, а  право общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. (В.С.Нерсесянс «Теория государства и права» С. 447)

 

3.Вопрос о природе функционирования права тесно связано с проблемой объективного и субъективного в праве.

Право относится к субъективным факторам общественного развития, но в то же самое время это не исключает  возможности рассмотрения права  и как специфической объективной  реальности. Если рассматривать право в социальном плане, в плане его функционирования, как результат человеческой деятельности, как уже данное нам, то право необходимо отнести к объективированным явлениям, т.е. лежащим вне индивидуального сознания и воли. Объективность  в праве состоит в том, что будучи генетически зависимым от общественного сознания, оно практически функционирует не в виде общественного сознания, а как специфическая нормативная система.( П.Е. Недбайло Объективное и субъективное в праве. – Правоведение). Право объективно и по своему содержанию, т.е. его содержание обусловлено общественным бытием, экономическим базисом, потребностями общественной жизни классового общества. Право объективно, поскольку оно выражает объективные закономерности общественной жизни, основано на них. (М.Д. Шаргородский Право и объективные законы общественной жизни. – Правоведение).

Деление права на объективное  и субъективное коренится в самой  жизни. Выявляется, с одной стороны, относительная независимость объективного права от человека, так как люди прямо или косвенно участвуют  в правотворчестве, с другой стороны, относительная зависимость субъективного  права от того, кто им обладает, так  как в любом государстве своими правами можно пользоваться не безгранично, а лишь таким образом, чтобы не приносить вред другим людям, обществу и государству. Нельзя не учитывать, что между объективным и субъективным правом существуют тесная взаимосвязь, органическая зависимость и взаимодействие. Поэтому следует говорить о двух сторонах единого права – объективной  и субъективной, вне взаимодействия которых не может существовать и  воплощаться в жизнь возведенная  в закон воля.

В этом случае утверждение  субъективного права с помощью  индивидуальных государственных актов  часто идет впереди формирования общих правовых норм. Судьи решают дела путем вынесения по ним конкретно-индивидуальных актов признания прав (обязанностей), а тем самым – правоотношений персонального характера. На этой основе создается единообразная судебная практика, порождающая общую норму, которая или фиксируется высшим судебным органом, или включается в законодательство (статусное право). В этом случае субъективное право во временном отношении как бы обгоняет объективное.

Соответственно под субъективным правом следует понимать:

1) совокупность наличных  прав субъектов права;

2) меру их возможного  поведения или масштаб свободы,  создающий возможность действовать  в своих интересах;

3) такие права и свободы,  которые официально признаны  государством, защищаются и охраняются  им. (В.В. Лазарев «Общая теория права» С.139)

 

Функционирование права  включает в себя осуществление правового регулирования. Действие права не осуществляется самопроизвольно. Главным в механизме действия права выступает правовое регулирование. Он призвано внедрять в систему социальной регуляции юридические средства организации поведения и деятельности индивидов и их коллективов, блокируя деструктивные формы их проявления и стимулируя конструктивную активность граждан и их организаций.

Правовое регулирование  есть часть действий права, которая характеризует специально-юридическое воздействие права на поведение и деятельность его адресатов, но непосредственно с ними еще не связана. В результате правовой регуляции формируется юридическая основа, определяются фиксированные в правовых велениях ориентиры для организации деятельности участников регулятивных отношений и достижения фактических целей права. Правовое регулирование охватывает:

Информация о работе Закономерности возникновения, развития и функционирования права