Кодификационные работы римских юристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:52, реферат

Описание

Основной целью работы является рассмотрение наиболее значительных результатов кодификационных работ римских юристов, их значение и влияние на жизнь в римском обществе. Среди них: Кодекс Григориана, Кодекс Гермогениана, Кодекс Диоклетиана. Все эти труды были предпосылками для создания наиболее известных и упорядоченных кодексов - Кодекса Феодосия, а затем и Кодекса Юстиниана.
Для этого необходимо выполнить ряд задач: оценить социально-экономическую обстановку в период создания кодекса, изучить основные источники права, которые действовали в соответствующее время. Как правило, эти обстоятельства и являются основными факторами, приводящими к осознанию необходимости создания одного систематизированного и упорядоченного нормативно-правового акта, который бы регулировал все сферы жизни.

Содержание

Введение 3
1. Первые сборники нормативно-правовых актов 4
2. Кодекс Феодосия 6
3. Кодекс Юстиниана 8
Заключение 11
Список литературы 12

Работа состоит из  1 файл

Кодификация римского права.docx

— 27.70 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение           3

1. Первые сборники нормативно-правовых  актов     4

2. Кодекс Феодосия          6

3. Кодекс Юстиниана          8

Заключение          11

Список литературы         12

 

Введение

Потребность в полном и официальном  пересмотре всей правовой системы, в  подведении итогов всего многовекового  развития привели к созданию единой и функционально дееспособной системы  правовых норм путём их кодификации, посредством которой можно бы было свести воедино, по крайней мере, все накопившиеся к этому времени  в необъятных количествах правовые нормы 

Основной целью работы является рассмотрение наиболее значительных результатов  кодификационных работ римских  юристов, их значение и влияние на жизнь в римском обществе. Среди  них: Кодекс Григориана, Кодекс Гермогениана, Кодекс Диоклетиана. Все эти труды были предпосылками для создания наиболее известных и упорядоченных кодексов - Кодекса Феодосия, а затем и Кодекса Юстиниана.

Для этого необходимо выполнить  ряд задач: оценить социально-экономическую  обстановку в период создания кодекса, изучить основные источники права, которые действовали в соответствующее  время. Как правило, эти обстоятельства и являются основными факторами, приводящими к осознанию необходимости  создания одного систематизированного и упорядоченного нормативно-правового  акта, который бы регулировал все  сферы жизни.

 

1. Первые сборники нормативно-правовых актов

Многообразие источников, на которых  основывалось римское право в  период империи, создавало немалые  трудности для правоприменения. Старые законы республиканской эпохи, магистратское право (воплощенное  прежде всего в преторском эдикте), истолкования юристов-классиков, наконец, юридические обычаи - все это оставалось в Риме действующим правом даже тогда, когда новые императорские постановления (разных видов) количественно стали  преобладать в правоприменении  и, в особенности, в регулировании  деятельности центральной и провинциальной администрации. При императоре Константине (IV в.) императорские конституции  были официально признаны главенствующими: отменялись единичные, не имевшие постоянного  и общенормативного характера мандаты  и эдикты, а прочие объединялись под понятием общеобязательных законов. В обиход вошли и особо значимые постановления - прагматические санкции, которыми на неограниченное время создавался особый правовой режим для какого-то одного города, общины, провинции, отдельного рода деятельности или категории  граждан. Разночтения между новым  императорским законодательством (так  и называвшимся - jusnovus) и традиционными  источниками права (jusvetus) усугублялись еще и тем, что в старом праве  предпочтение отдавалось более ранним законам или толкованиям, тогда  как в сфере императорского законодательства изначально утвердился противоположный  принцип: из двух указов по одному вопросу  применению подлежит позднейший. При  всем том императорское законодательство достаточно тщательно сохранялось  в государственных архивах, а  источники старого права утрачивались со временем, воспроизводились в юридических  работах, перетолковывались, и за древностью лет многое в них становилось  уже малопонятным или вовсе не понятным. Такое состояние источников права подтолкнуло римскую классическую юриспруденцию к первым опытам систематизации правовых норм. Основное внимание уделялось, как наиболее актуальной части юридической традиции, императорскому законодательству. В конце II - начале III в. правовед ПапирийЮст составил систематизированный сборник конституций императора Марка Аврелия. Тогда же другой известный юрист Юлий Павел свел воедино все обнародованные к тому времени декреты императоров. Эти опыты имели частный характер и были только вспомогательными средствами для правоведов.

Более широкое распространение  приобрели первые (из известных) попытки  собрать воедино предписания jusvetus. В начале IV в. почти официальное  признание получили «Замечания»  известнейших юристов Павла и  Ульпиана на сочинения по частному праву другой знаменитости - Папиниана; в них был обобщен материал по основным проблемам гражданского права и судопроизводства. Позднее  сходное значение получили «Сентенции» (суждения) Павла по вопросам частного права. К III в. относится опыт систематизации римских уголовных законов в  сопоставлении с древнееврейским  правом - «Сравнение законов Моисеевых  с римскими Кузницин А.А. "История  Древнего Рима", М.: изд-во Наука 1980 г. , с.205», в котором упоминалось имя юриста Гая и который в значительной степени был обязан своим появлением начавшейся христианизации юстиции.

К концу III в. появились первые целенаправленные сборники законов. Одним из наиболее известных стал Кодекс Григориана, составленный в одной из восточных провинций около 292 (294) г. О некоем Григориане, давшем своду свое имя, ничего не известно. Сборник представлял собой компиляцию никак не обработанных текстов императорских конституций II - III вв. (от Септимия Севера до Диоклетиана), был разделен на 15 - 16 книг-разделов и посвящен главным образом частному праву и деятельности провинциальной администрации Новицкий И.Б. Римское право. Изд. 6-е, стереотипное. М., 1997, с. 54.. В продолжение его десять - двадцать лет спустя был составлен Кодекс Гермогениана (по имени малоизвестного юриста). В нем также были объединены последующие (от императора Диоклетиана) императорские конституции.

2. Кодекс Феодосия

Первой известной официальной  кодификацией законов стал Кодекс Феодосия, составленный около 429 г. специальной комиссией из чиновников и адвокатов по указанию императора Феодосия II. Следует обратить внимание на тот факт, что предыдущая кодификация императорских постановлений была осуществлена при императоре Диоклетиане. Его правление с 284 по 305 гг. было ознаменовано целым комплексом реформ.

Кодекс Феодосия был составной  частью системы, в которую кроме  него и двух Кодексов эпохи Диоклетиана  входили имевшие повсеместное распространение  сочинения юристов классической эпохи. В качестве сборника законов  Кодекс выступал дополняющим завершением  той системы классического права, которая продолжала использоваться на практике.

Титулы, на которые подразделяются книги Кодекса Феодосия, имеют  оглавление, которое концентрировало  собранные в них конституции  как по злободневным для IV в. вопросам (например, о дефенсорах городских  общин), так и в соответствии с  традиционными формами классического  права. Конституции в титуле располагаются  в хронологической последовательности. Титул обычно начинается законами Константина  и заканчивается законами Феодосия II и Валентиниана III. Некоторые законы были разделены так, что их части  попали в разные титулы. Другие были объединены с законами или их частями  того же года издания, когда они попадали в один титул. Можно сказать, что  императорские конституции использовались кодификаторами как своего рода строительный материал, при помощи которого они  могли наиболее выразительно для  своего времени представить состояние  того или иного юридического института. Поэтому часть собранного материала, видимо, просто не вошла в Кодекс по причине дублирования, либо сомнений в его надежности, либо невыразительности  или просто ненужности для целей  составителей Кодекса. По этой причине  многие конституции сокращены в  Кодексе: из них выбрано лишь то, что могло охарактеризовать тот  раздел права, в титул которого помещался  данный отрывок. Фактически конституции  Кодекса могут иметь по меньшей  мере три уровня в своем содержании: 1) первоначальный смысл, 2) смысл, вложенный  в интересах кодификации, 3) смысл, обнаруживаемый современным читателем. Не всегда эти три уровня совпадают. Однако, кроме того, современные  исследователи подозревают, что  по крайней мере некоторые конституции  подвергались интерполяциям составителей Кодекса, которые в интересах  своего дела подправляли, корректировали используемые тексты.

Таким образом, в Новеллы к Кодексу  Феодосия вошли постановления правивших  на Востоке Феодосия II и Марциана и на Западе Валентиниана III, Майориана, Либия Севера и Антемия. Эти постановления, поскольку они не были отредактированы  кодификационной комиссией для  своих целей, существенно отличаются от большинства конституций Кодекса  своим объемом. Фактически именно Новеллы  дают пример того, что собой представлял  императорский эдикт IV-V вв.

В восточной части империи действие Кодекса Феодосия прекратилось после  опубликования Кодекса Юстиниана  в 534 г. На Западе его активно рецептировали юристы варварских королей, образовавших королевства на территории Римской империи.

 

3. Кодекс Юстиниана

Стремления юстиниановского периода (первая половина VI в.) были направлены на осуществление грандиозной и  непосильной задачи восстановления единства Римской империи. К этой цели сводилась политика и в области  законодательства.

Законодательная политика ставила  задачей из двух потоков памятников прошлого, императорских законов  и работ классических юристов, создать  свод законов, пригодных для применения в новых политических и экономических  условиях. Свод законов Юстиниана  является в основном компиляцией  из существовавших до того источников, но многократно преобразованных, переделенных и обобщенных.

Новый законодательный труд стремился  быть продолжением развития классического  права и устранить недостатки его, выступавшие до того времени  в трудах юристов и императорских  конституциях. Составители уделяли  внимание новым правовым воззрениям; в результате этого римское частное  право сделалось более пригодным  для восприятия его в дальнейшем новыми народами.

Желание Юстиниана возродить правила  древней римской юридической  культуры, вернуть юстицию к канонам  классического права путем всеобъемлющей  систематизации источников старого  и нового права привело В феврале  528 г. к учреждению государственной комиссии из 10 администраторов и юристов - «людей науки, опыта, неутомимого и похвального усердия к общественному делу». Официально возглавил комиссию правитель дворца Иоанн. Однако подлинным руководителем работ стал юрист и бывший квестор, префект претория Трибониан, известный как своими юридическими познаниями, так и литературной деятельностью.

К апрелю 529 г. комиссия завершила составление сборника императорских конституций в 12 книгах - Кодекса. Основой для него стал известный Кодекс Феодосия, но многое было дополнено и прибавлено из иных императорских постановлений, а кроме того, опущено все, что Юстиниан счел утратившим силу.

Юстиниан повелел комиссии подготовить  единое руководство для юридических  школ, которое бы впредь стало общеобязательним и единым, устранив тем самым ненужный субъективизм в изучении права.

Юстиниан указал считать составленные части, которых стало три, единственным впредь источником правовых норм, имеющим  силу наравне с императорскими законами. Также запрещалось подвергать Институции, Дигесты и Кодекс истолкованию; выраженные в них правила следовало понимать строго буквально и применять, придерживаясь  текста и буквы древних правил.

Повинуясь и замыслу императора, и собственным представлениям, и  реальности практики своего времени, комиссия проводила систематизацию, подновляя  терминологию, заменяя архаичные  термины (например, манципацию, которой  уже не было в ходу со II в.) на принятые в Византии в VI в. Многое комиссия подправляла, подчиняясь собственным, не очень выверенным представлениям о том, что должны были якобы сказать древние авторы. Эти обновления получили название интерполяций. Интерполяции, сделанные комиссией  Трибониана, в истории римского права  получили двоякое значение. С одной  стороны, они затемнили подлинные  тексты исторических источников римского права, особенно высказывания древних  юристов и их субъективные рассуждения. С другой - и это был очень  важный исторический шаг - они придали  разрозненным источникам римского права  характер единой и почти во всем логически связанной системы, а  всей кодификации Юстиниана - значение цельного Свода.

В завершенном виде Свод Юстиниана  составили три разные по объему, по принципам составления и, отчасти, по характеру рассмотренных в  них вопросов части: Институции, Дигесты  и Кодекс.

После официального обнародования  Свода в трех частях законодательство Юстиниана не остановилось. При нем  было принято еще немало актов, в  которых закреплялись существенные перемены в сфере церковных дел, наследственного права, семейного  права. После смерти императора его  законодательное наследие было также  собрано под общим названием  Новелл (Novellae). Это были уже не официальные, а частные собрания - разные по составу. Наиболее авторитетные относятся к  556 г. (оно включило 122 Юстиниановы новеллы-конституции) и ко второй половине VI в. (содержат или 134, или 168 конституций). Помимо собственно императорских постановлений, к Новеллам были отнесены эдикты начальников провинций. Со временем Новеллы стали считаться четвертой частью Юстинианова Свода, хотя никогда не имели такого официального значения.

Тексты Свода Юстиниана распространялись как по-латыни, так и по-гречески и долгие века были основным источником для государств, придерживавшихся римской  юридической традиции. Позднее значение их упало, официальные первотексты  были утрачены. Заново «открыт» Свод Юстиниана  был уже в XII в. в Италии, с началом  общеевропейской рецепции римского права. Тогда все четыре части  и получили единое наименование Свода  гражданских прав (Corpusjuriscivilis). В XVI в. во Франции были осуществлены первые печатные издания Свода, с этого  времени в целостном виде вошедшего  в юридическую практику и юриспруденцию  Нового времени. Свод Юстиниана стал обобщением не только более чем тысячелетней римской юстиции и практики юриспруденции, но и синтезом всей римской юридической  культуры, включая важные для становления  европейской правовой культуры общие  положения о Праве, Законе и задачах  Юстиции.

 

Заключение

Изучив основные памятники римского права, можно прийти к выводу, что  наиболее совершенным является Кодекс Юстиниана. Он содержит мнения ученых-юристов  по большинству вопросов, связанных  с применением и толкованием  права, основополагающие принципы правосудия, применения наказания, классификации  преступлений и др. Сборник удовлетворил потребности людей и государства  в единстве права, определенности и  ясности его содержания. Очень  важно, что благодаря кодексу  до наших дней дошло правовое наследие Рима, которое представляет огромную ценность для правоведов. Основными  отличиями римского права являются строгость, жесткость правовой регламентации, рационализм и житейская мудрость. Особенностью римского права является его приспособленность к мировому обороту, так как Рим активно  поддерживал торгово-экономические  и политические отношения с соседними  странами. Это способствовало разработке абстрактных фундаментальных юридических  конструкций в сфере частного права. Римское право прошло строгую  техническую школу.

Также, римское право с точки  зрения способа фиксирования и выражения  юридических норм в корне отличается от современных систем частного (гражданского) права большинства государств. Источники  римского права представляют собой  главным образом совокупность решений  конкретных казусов, и в этом большое  внешнее сходство римского частного права с англо-американским "общим  правом". Если римский юрист и  высказывает общее положение, то он делает это на основе рассмотрения конкретного случая. Конечно, римские  юристы оставили нам и сборники общих  правил (всякого рода институции, правила, дигесты), но эти сборники являются лишь дальнейшей обработкой и обобщением выводов конкретных судебных дел.

 

Список  литературы

1. История государства и права  зарубежных стран : Учебник /Под  редакцией проф. Батыра К.И. –М.: Проспект, 2004. – 495с. 

2. Дождёв Д.В. Практический курс  римского права. Ч.1. М.,2000.

2. Дождев Д.В. Римское частное  право: Учебник. М.,  2008

3. Михайлова Н.В., Иванов И.А. Римское  право. М., 2009.

4. Кудинов О.А. Римское право:  схемы и комментарии. М., 2009.

5. Покровский И.А. История Римского  права. Мн., 2009.

6. Римское частное право: Учебник  / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф.  И.С. Перетерского. М., 2009.

7.. Римские законы (преъюстинианский  эпоха). Словарь – справочник / Под  ред. Тираспольского Г.И. М., 2009. 

Информация о работе Кодификационные работы римских юристов