Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:25, контрольная работа
Исследование процесса происхождения права имеет важное практическое значение.
Правильное понимание причин, условий и закономерностей его возникновения позволяет не только раскрыть природу этого феномена, определить причины и условия его существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах его существования.
Введение 3
1 Причины возникновения и становления права 4
2 Основные пути происхождения права 7
2.1 Восточный путь происхождения права 7
2.2 Западный путь происхождения права 7
3 Теории происхождения права 9
4 Понятие, признаки и функции права 11
Заключение 14
Список литературы 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Теория государства и права»
На тему: «Каков процесс происхождения права»
Выполнил: студент
группы ЮУПс 122
Абросимова Д.А
Проверил: преподаватель
Соболев М.В
Кемерово 2013г.
Содержание
Введение 3
1 Причины возникновения и становления права 4
2 Основные пути происхождения права 7
2.1 Восточный путь происхождения права 7
2.2 Западный путь происхождения права 7
3 Теории происхождения права 9
4 Понятие, признаки и функции права 11
Заключение 14
Список литературы
Введение
Исследование процесса происхождения права имеет важное практическое значение.
Правильное понимание причин, условий и закономерностей его возникновения позволяет не только раскрыть природу этого феномена, определить причины и условия его существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах его существования.
Исследование вопросов происхождения права, анализ причин и условий его появления и развития, дает возможность глубже понять социальную природу права, его особенности и черты. Кроме того, можно более четко определить все свойственные праву основные направления деятельности функций права, возможность точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Среди ученых-теоретиков науки о государстве и праве никогда не было раньше и в настоящее время не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права.
В мире существует, как и всегда
существовало, большое количество разных
теорий, который объясняют процесс
происхождения и развития права.
Это можно объяснить, прежде всего,
тем, что каждая из теорий отражает
или различные взгляды и
Рассмотрим в связи с
В работе использованы труды авторов по теории государства и права.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
1 Причины возникновения и становления права
В любом историческом обществе для
поддержания в нем порядка
требуется регулирование с
В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи — правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Обычное право — система норм, опирающихся на обычай.
Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы.
Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.
В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).
В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» — обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.
Нормативные обобщения (запреты, дозволения,
позитивные обязывания), ставшие обычными
способами регулирования
Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:
1. Потребностями экономических
отношений, которые
2. Необходимостью поддерживать
стабильность и порядок в
3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь;
4. Превращением человека в
Таким образом, возникновение права было связано с:
качественным усложнением
обособлением личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);
формированием государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:
· обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность;
· закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности.
Выполнить такие задачи было не под
силу нормативным регуляторам
2 Основные пути происхождения права
Формирование права
культурных, экономических, религиозных и т. д. Соотношение этих факторов было различным в разных государствах, что обусловило особенности образования права в странах Запада и Востока.
2.1 Восточный путь происхождения права
Был обусловлен необходимостью
вести масштабные ирригационные
работы, низкой орудийной развитостью.
Первоначально возникли должности
управляющих резервными пищевыми фондами,
управляющих распределением продуктов,
но со временем они обособились в
особую группу управленцев. Социальная
дифференциация в восточном обществе
происходила на основе политического
неравенства (функциональная система)
- положения личности в системе
власти. Экономика основана на государственной
и общественной форме собственности,
частная собственность не играет
значимой роли. Это характерно для
тех стран, в которых господствующее
положение занимала государственная
собственность. Основной источник (способ
фиксирования правовых норм) - сборники
нравственно-религиозных
2.2 Западный путь происхождения права
Присущ странам, где явно
доминировала частная собственность,
которая устанавливала
3 Теории происхождения права
По вопросу об истоках права и его сущности в юридической науке существует множество мнений и теорий. Самой ранней по времени возникновения является теологическая теория происхождения права. Сторонники данной теории утверждают, что право, как и все земное, имеет божественное происхождение - оно было создано Богом для регулирования поведения людей. Для христиан основными законами являются заповеди Моисея, содержащиеся в Библии; мусульманское право, содержащееся в Коране, представляет собой откровения Аллаха и т. п. Ученые отмечают уязвимость теологической теории в научном отношении. Однако особенность последней, как уже указывалось, состоит в апелляции ее сторонников не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Поскольку утверждается, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла, они просто должны верить, что все создано Богом - в том числе и право.
Другой распространенной в литературе теорией происхождения права является естественно-правовая теория, которая исходит из дуализма права. Сторонники этой теории утверждают, что изначально всегда существовало и существует естественное право - наиболее общие закономерности, требования, продиктованные биологической природой человека. Естественное право присуще человеку от рождения. Оно представляет собой совокупность прав, которые являются необходимыми условиями жизнедеятельности людей: права на жизнь, свободу, равенство и др. Это право воплощает в себе разум и вечную справедливость. Позднее возникает так называемое позитивное право, т. е. нормы, правила поведения, которые создаются самими людьми, государством.
В отличие от представителей естественно-правовой теории ученые-юристы, принадлежавшие к исторической школе права, полагали, что право не создается законодателем, а возникает самопроизвольно, в результате развития народного духа, примерно так же, как возникает язык. Государство же, найдя готовое право, превращает его в действующее законодательство.
Суть следующей теории происхождения права - теории насилия - состоит в том, что право возникает вследствие осуществления насилия, завоевания. Одна группа людей, обычно племя, завоевывает другую и для того, чтобы господствовать на завоеванной территории, нуждается в постоянно действующей организации власти. Такой организацией становится государство, которое провозглашает выгодный для себя порядок в качестве права.
Марксистская теория происхождения права рассматривает процесс возникновения права в тесной взаимосвязи с возникновением государства. И государство, и право по марксистской теории представляют собой закономерный продукт исторического развития общества. Именно общество, его особенности являются причиной возникновения и существования государства и права. На определенном этапе своего развития родоплеменное общество раскалывается на классы с непримиримыми интересами. Одни классы, стремясь сохранить и поддержать свое господство над другими, создают право. Таким образом, право представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса.