Государство: происхождение, сущность и социальное назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание

Цель работы: раскрыть понятие государства, его происхождения и сущности.
Задачи: 1. исследовать процесс эволюции и общие закономерности возникновения государства.
2. Определить понятие и признаки государства.
3. Раскрыть значение сущности государства.

Содержание

Введение………………………………………………………….…...........
3


1.Происхождение государства в современной исторической традиции……………………………………………………………………
5
1.1. От первобытности к цивилизации……………………………………
5
1.2. Теории происхождения государства…………………………………
10


2. Понятие и признаки государства ………………………………………
19
2.1. Понятие государства……………..........................................................
19
2.2. Признаки государства…………………………………………………
23


3. Сущность и социальное назначение государства.…………………….
26


Заключение …………………………………………..…………..………..
29


Список литературы ……………………..…

Работа состоит из  1 файл

курсовичок.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции, а господствующие классы - внешние.

Некорректность органической теории происхождения государства и определяется следующим. «Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами. И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики и химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества».[15]

Ирригационная теория, ее сторонником является, например, К. Ясперс, обращает внимание на климатические условия, в частности на необходимость возведения системы орошения полей с помощью искусственных каналов, что способствовало консолидации людей, а так же появлению особого слоя людей, которые следили за продвижением этих работ.

Таким образом, это далеко не полный перечень теорий появления государства. Каждая из них по своему уникальна, и, безусловно, содержит в себе рациональное зерно, но отдать предпочтение одной из них, отдав ей доминирующие значение в ущерб другой крайне сложно. Хотя, необходимо признать, что теория классового подхода долгое время в нашей стране считалась истиной в последней инстанции.

Глава 2. Понятие и признаки государства

2.1. Понятие государства

На сегодняшний день не сложилось единого определения понятия «государство». В различных учебных пособиях, словарях, энциклопедиях мы можем найти различное толкование. Государство трактуется в политическом, социальном, правовом, географическом контекстах. Рассмотрим несколько определений.

Обратимся к этимологии данного слова. Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»). Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь». Точная же этимология слова «господь» неизвестна. Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя». «Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах или «печать Господарьства Псковского»). Такое толкование нам предлагает Интернет-википедия, ссылаясь в частности на словарь  Фасмера.

В учебных пособиях по теории государства и права, мы можем найти следующие определения данного понятия:

особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа.[16]

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: 1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры; 2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры.

Государство (общесоциальный подход) - политическая организация-ассоциация, члены которой объединяются в единое целое публично-властными отношениями и структурами, есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

Государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам (И. Кант).[17]

Таким образом, в различных источниках мы можем найти самые различные определения государства. Подойдем к этому вопросу с другой стороны. Классифицируем определения, дававшиеся в разные времена, в зависимости от основополагающего признака, который те или иные ученые, философы, юристы, выделяли главным. Многие ученые, начиная с древнего мира характеризовали государство как организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение. В этом ряду мы можем назвать Цицерона, Г. Кельзена, П.Струве, Н.М. Коркунова. Но это только один из признаков данного феномена.

В новое время распространение получило определение государства как совокупность людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. Г. Ф. Шершеневич, считал, что под государством понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».[18]

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть.

Не согласные с приведенным понятием и историки психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода, -  утверждал Ф. Ф. Кокошкин, - а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними» Однако «форма общежития», форма организации общества – тоже лишь один из признаков, но не вся государство.

Долгое время в качестве единственно верного подхода к определению данной дефиниции обращались к следующему определению: Государство в собственном смысле слова (классовый подход) есть политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

В современной учебной литературе господствуют два основных подхода к определению государства - политико-юридический и социологический. Исходя из этого, государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Приведенное определение отражает общее понятия государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Признаки государства

В современной литературе понятию признаков уделяется достаточно внимания. Без данной категории невозможно восприятие понятия государства. Как отмечает А.Л. Гуторова, сегодня в коллективных трудах и монографиях выделяют следующие признаки государства: наличие территории, населения и публичной власти, так же налогов, права, армии, внешнего и внутреннего суверенитета. Иногда выделяют еще такие дополнительные признаки государства, как наличие единого языка, гражданства, государственной символики, единой денежной единицы, единой информационной системы, международного признания.[19]

Рассмотрим признаки более подробно. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенно территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организовнном обществе кровно-родственный принцип организаций населения потерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт – подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. От негосударственных организаций государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в свих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это было непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию. Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которое обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям.

Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: 1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны; 2) ее прерогативы; 3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается. Государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю сторону – исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории; внешнюю сторону – самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне кроме ограниченного число случаев, предусмотренных международным правом, когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке.

Неразрывная связь государства и права. Без прав государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Государство возникает и существует только при наличии, всех этих признаков и элементов. Ни один из элементов, то есть территория, множество людей и власть, и ни один из этих признаков, то есть целенаправленная организованность, территориальность, легальность, правосубъектность, суверенность, сверхинституциональность, публичность, всеобщность, универсальность, сложность не способны сами по себе образовать государство.[20] Лишь их интеграция, синтез, соединение друг с другом, установление зависимости между ними позволяют рассматривать ту или иную единицу, форму и фазу человеческого бытия в качестве государства, как обладающую определенным статусом, достигшую соответствующего состояния и занимающее особое положение среди всех других его единиц, форм и фаз.

Глава 3. Сущность и социальное назначение государства.

Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность характерных внутренних черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие. В чем же сущность государства? Есть несколько подходов в исследовании данного вопроса. Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность такого государства, по мнению С.А. Комарова[21], заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие государства отражает идею государства в собственном смысле слова, которая является орудием диктатуры этого класса. Так, известные господствующие классы осуществляли диктатуру рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих государств.

Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства в общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменение произошло как в социалистических, так и в западных буржуазных государствах. Вопреки предсказаниям политологов капиталистическое общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства, во многом используя опыт развития государств социалистической ориентации.

Поэтому любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно характеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое – по форме. Сущность государства как политической организации  особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданском обществе, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество представляют как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а его содержание – гражданским обществом.

Информация о работе Государство: происхождение, сущность и социальное назначение