Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:02, курсовая работа
Взаимодействие государства, права и экономики всегда вызывало повышенный интерес, как в науке, так и на практике. Это связано, прежде всего, с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма существенно затрагивает интересы и потребности различных социальных групп и отдельных граждан.
В современной науке и теории эта проблема представляет особый интерес. С началом глубочайших изменений коснувшихся организации государственной власти, правовой системы, экономики соответственно изменилось и их соотношение, представление об их связях и взаимодействии друг на друга.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Соотношение экономического базиса и политической надстройки в демократическом обществе………………………………………………………5
2. Право и государство: основные теории их соотношения…………………..20
3. Роль права и государства в становлении рыночных отношений…………..30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...42
Для
создания либеральной системы
Наиболее рациональное решение вопроса может быть наёдено не в путях противопоставления государства и права, а на путях их взаимовыгодного сотрудничества. "Обе концепции не имеют сколько-нибудь серьёзного научного обоснования. Они не только не анализируют соотносимые явления, но, по сути дела, противопоставляют их друг другу. На практике же противопоставление, столкновение государства и права неизбежно приводит лишь к их взаимному ослаблению".
В действительности взаимосвязь государства и права достаточно сложна. А потому соотношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга. Словосочетания "государственно право" и "правовое государство" уже одним своим звучанием и смыслом подчёркивают неразрывную связь этих явлений.
Право
– это государственный
Между государством и правом могут возникать противоречия, расхождения. Это объясняется тем, что государство и право, будучи тесно взаимосвязаны, в тоже время в некотором роде "антиподы". Власть имеет тенденцию к неограниченности, выходу из под контроля, она тяготится всякой внешней зависимостью, а право стремится ограничить власть и ввести её в юридические рамки.
Соотношение государства и права включает в себя три главных аспекта: единство, различие и взаимодействие.
Единство,
как уже показано выше, выражается
в происхождении обоих явлений,
они обусловлены
Различия вытекают уже из определения этих понятий, их общественной природы. Если государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, то право – система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социальное назначение. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементарному составу, содержанию.
Самым важным аспектом рассматриваемого вопроса является воздействие государства на права и права на государство. Современная юридическая наука считает, что основными сферами воздействия государства на право являются правотворчество и правореализация. Государство фактически устанавливает правовые нормы, но важно отметить, что государство в буквальном смысле не творит право, оно лишь юридически закрепляет и оформляет то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей. Однако, без участия, а тем более вопреки воли государства никто не сможет установить "своего" права. Государство придаёт праву его важнейшие свойства, а именно формальную определённость и общеобязательность, основанную на принуждении. Значимая роль государства в правореализации. Ведь не реализующееся, не исполняющееся право мёртво и здесь право не может обойтись без принудительной силы государства. За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством должны участвовать и граждане, и институты гражданского общества.
Право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и само государство объективно нуждается в праве, между ними складывается устойчивое функциональное взаимодействие. Право юридически оформляет государство, устанавливает основные стороны его функционирования и придаёт ему легитимный характер.
Государства и право – два важнейших социальных института функционирования общества, регулирующие наиболее значимые сферы взаимоотношений между людьми. При этом невозможно определить что здесь важнее: государство или право. На мой взгляд, довольно трудно себе представить правовые нормы, возникшие и реализующиеся без участия государства и государство – не оформленное в каком-либо юридическом документе. Государство и право взаимно дополняют друг друга для наиболее эффективного разрешения вопросов касающихся всего общества. Принижение роли одного из этих институтов может повлечь опасные последствия для общества. Так, в России долгое время считалось, что государство выше права, право лишь выражение политической воли. Это привело к неограниченной власти различных государственных органов, которые действовали в своих узкоотраслевых интересах, не считаясь с интересами народа, а иногда и вопреки им. Государство "оторвалось" от общественных интересов и выполняло деятельность, направленную на дальнейшее своё укреплении, усиление своего могущества, полного контроля над всеми сферами общественных отношений.
В
настоящее же время происходит переосмысление
взглядов на эту проблему. Авторитет
права начинает медленно подниматься,
но длительное время, проведённое гражданами
в идеологической "оккупации", по
прежнему мешают позитивным процессам
в обществе. Возможно, по прошествии нескольких
десятилетий и в России укрепятся взгляды
правового государства и гражданского
общества.
3. Роль
права и государства в становлении
рыночных отношений
На
протяжении длительного времени
экономика в России основывалась
на административно-командной
В период формирования цивилизованного рынка меняются роль и характер воздействия права и государства на общественные отношения, на поведение субъектов. Наряду с традиционными ограничительными средствами стали больше использоваться мотивационно-стимулирующие механизмы, которые должны закладывать в соответствующие правовые нормы уже на законодательном уровне и затем эффективно срабатывать в процессе правореализации. Это в первую очередь касается законов, действующих в хозяйственной сфере, предпринимательской, так как именно они должны создавать необходимую инфраструктуру рынка, юридическую основу многоукладности экономики.
Одной
из причин неэффективности
В России создавались условия свободного рынка, но это было сделано не умело и вместо саморегулирующейся экономики была создана неуправляемая, неурегулированная правом экономика.
Свободный рынок как абсолютное конкурентное пространство является лишь абстракцией, теоретической конструкцией, необходимой для целей научного исследования. В лучшем случае свободный рынок может быть лишь некоторым фрагментом реального рынка. Но даже если абстрактно допустить, что где-то имеется рынок с такими свойствами, то и при этом не все экономические проблемы могут быть решены по принципу "невидимой руки". Словом, та или иная форма и мера воздействия сегодняшнего государства на экономическую жизнь, безусловно, необходима и практически никто из современных исследователей этого не оспаривает. Сложилось достаточно отчетливое понимание, что для того чтобы современный рынок заработал, нужен как минимум рыночный механизм, который не возникает стихийно, а создается обществом при активном участии государства, действующего в рамках права и юридическими средствами. Научные (да и политические) дискуссии касаются, главным образом, пределов, задач, юридических механизмов и средств государственного регулирующего воздействия на экономику. В России ставка на то, что рынок сам всё отрегулирует, не оправдала себя. Более того, она привела к некоторым отрицательным итогам. Из этого должны быть извлечены уроки.
Объективная
необходимость в эффективном "вмешательстве"
государства и права в
Известно, что юридические законы могут ускорять или тормозить действие экономических законов. В данном случае речь идёт о стимулирующем правовом воздействии. Путей и возможностей стимулирующего воздействия известно достаточно много и главным в выборе методов стимулирования – максимальный учёт интересов, запросов, потребностей людей и их объединений. Право должно выступать сосредоточием интересов, их отражать, формировать, развивать и направлять в позитивное русло. Неэффективные законы – это те, которые не сумели адекватно выразить интересы людей, общества и государства. Они нереальны, нежизненны, потому и не работают, не достигают поставленных целей. Такие предписания не способны создать у субъектов правовые стимулы к полезной деятельности, а в ряде случаев даже мешают этому.
Важно, чтобы юридическая форма не отставала от современных тенденций развития общества. В России был принят ряд важнейших законов направленных на построение рыночной экономики и урегулирования узловых интересов граждан.
Проблемам
государства и права
Конкретные направления, масштабы, механизмы и средства государственного регулирования экономики связываются, в том числе, с характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. При этом социальная стабильность нередко называется в качестве основного критерия выбора возможных стратегий государства. Так, Ф.И. Шамхалов считает, например, что исходя из опыта стран с либерально-демократическими режимами, именно государство сыграло решающую роль в обуздании стихийных рыночных сил, корректировке их негативных последствий, противодействии произволу корпораций и т.д.