Государство как рыночный субъект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 20:03, контрольная работа

Описание

Можете ли вы представить себе спортивные соревнования, в которых правила борьбы за победу устанавливаются самими участниками? Кто смог бы контролировать исполнение правил и назначать штрафные очки за их нарушение? Интенсивность рыночной конкуренции не уступает накалу спортивных состязаний. Каждый участник рыночного обмена преследует собственные интересы и стремится получить выгоду.

Содержание

Государство, его функций в рыночных условиях
Меры воздействия государства на других рыночных субъектов в РК
Совершенствование государственного регулирования рыночной экономики
Список использованной литературы:

Работа состоит из  1 файл

контрольная Государство как рыночный субъект.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

      Нельзя  выделить определенные доли услуг маяка  или пожарных для каждого отдельного потребителя.

      Блага, подобные национальной обороне, свету маяка или системе защиты от радиации, не могут предоставляться обществу отдельными частными компаниями уже в силу того, что эти компании откажутся производить услуги, за которые никто не будет платить. В то же время отдельные потребители не станут платить за товары и услуги, которыми можно пользоваться бесплатно.

      Предоставление  населению общественных благ становится одной из функций государства  в рыночной экономике, а их финансирование ложится на центральные и местные  бюджеты, которые формируются за счет налогов.

      Необходимо  отметить, что в ряде случаев непросто отделить общественные блага от частных. Есть немало видов услуг, имеющих  признаки и тех, и других. К их числу относятся услуги образования, учреждений культуры. С одной стороны, они близки к общественным благам. Люди потребляют их совместно и поровну, например школьники, обучающиеся в одном классе, посетители музеев и кинотеатров и т.д. С другой стороны, они близки к частным благам, так как не отвечают принципу неисключаемости их потребления. Высокая плата за обучение, посещение музея или кинотеатра может исключить из состава потребителей лиц с низкими доходами. Политика государства в отношении таких услуг должна быть достаточно гибкой: их нельзя полностью осуществлять за счет государства, но и недопустима полная их приватизация. Например, во всем мире большинство школ и других учебных заведений являются государственными. Поэтому в условиях рыночной экономики, как правило, используется промежуточный вариант: наряду с государственными колледжами, университетами существуют и частные, пользующиеся поддержкой государства.

      Рынок не является идеальным механизмом и  лишь в определенной мере способен обеспечить эффективное распределение  ресурсов и создать саморегулирующуюся систему, в которой каждый занимает свою нишу. Рыночная экономика достаточно нестабильна и часто испытывает подъемы и спады, которые приводят к нарушению равновесия рынка и нестабильности рыночной экономической системы, имеющей следствием такие отрицательные явления, как рост цен, инфляция, снижение уровня жизни определенных слоев населения и безработица. В этом случае государственное регулирование должно быть направлено на обеспечение эффективности и справедливости в распределении экономических ресурсов и благ.

      Государство имеет возможность вносить определенный вклад в предотвращение резких спадов и подъемов производства, сокращение уровня безработицы, стабилизации цен и обеспечения экономического роста. Однако это не легкая задача, потому что эти цели иногда вступают в противоречие. Например, попытки снизить уровень безработицы могут закончиться ростом цен. Экономисты спорят, может ли государство обеспечить экономическую стабильность и не лучше ли предоставить решение этой задачи рынку. Некоторые считают даже, что попытки по стабилизации экономики иногда приводят совершенно к противоположному эффекту. Тем не менее, полная занятость (т.е. поддержание безработицы на естественном уровне), стабильные цены и экономический рост признаются важнейшими целями государственного регулирования.

      Цель  многих правительственных программ – перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоев населения. Работники платят налоги, в том числе, взимаемые с их заработной платы в соответствии с программами социального страхования и медицинской помощи, а государство аккумулирует денежные средства с помощью системы налогообложения, а затем распределяет их по целевому назначению в виде трансфертных платежей малоимущим слоям населения. Во многих странах государственные программы перераспределения доходов делятся на две основные категории.

      Программы по увеличению дохода: социальное страхование, пенсионные программы, государственные  пособия, продовольственные талоны и страхование по безработице, являются примерами таких программ.

      Программы, направленные на устранение причин бедности и экономически неблагоприятных условий.

      Целью данных программ, является обеспечение  социальных и экономических условий  для развития образования, здравоохранения  и инвестиций в человеческий капитал.

      Рыночный  механизм не в соответствии гарантировать всем членам общества достаточное количество пищи и одежды, крышу над головой, образование и медицинскую помощь. Рыночная экономика вознаграждает тех, чей более производительный труд создает больший «кусок экономического пирога». Люди, обладающие большим количеством ресурсов или более производительными ресурсами, как правило, больше зарабатывают, потому что больше производят. Это значит, что рыночная экономика распределяет малую часть прибыли (если вообще распределяет) среди людей, неспособных внести вклад в национальное производство. В результате такие категории населения, как пенсионеры, инвалиды, сироты оказываются без достаточных социально экономических гарантий.

      Объектами социальной защиты, являются основные показатели уровня жизни населения - доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.д. Конкретные формы социальной защищенности многообразны. К ним относятся: минимальная оплата труда; пенсии по старости; пенсии по инвалидности; пенсии по случаю потери кормильца; пенсии за выслугу лет; пособия при рождении ребенка, пособия на период отпуска за уходом за ребенком, ежемесячные пособия на детей одиноким матерям, пособия детям-сиротам; стипендии студентам и учащимся в сфере профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства; индексация доходов в условиях инфляции; компенсация потерь от стихийных бедствий, частичная компенсация потерь сбережения населения; пособия по безработице, а также компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения содержания в связи с вынужденным прекращением работы предприятий и организаций; медицинское страхование; защита условий труда; социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов, оказание медицинских услуг; Многие экономисты считают, что участие государства в перераспределении доходов позволяет добиться справедливости. Но реализация политики, направленной на более справедливое распределение доходов, порой приводит к искажению стимулов труду, изменению поведения людей и снижению эффективности использования ресурсов.

      Государство участвует в рыночной экономике  не только в качестве арбитра и  менеджера, крупнейшего производителя  и потребителя товаров и услуг. В качестве потребителя государство  приобретает товары и услуги специфического назначения, например, военные самолеты, танки, боевые корабли и другое оборудование, необходимое для осуществления национальной обороны. В качестве производителя - предоставляет обществу так называемые общественные блага и услуги (например, здравоохранение, национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и прочие), поскольку к их производству безразличен рынок.

      Рассмотрим  разницу между товарами и услугами индивидуального и общественного  потребления. Если вам хочется мороженого, но вы отказываетесь за него платить, никто вам его не продаст. Если же вы купили и съели порцию мороженого, никто другой уже не может её съесть. Порция мороженого - пример индивидуального продукта, каждая произведенная единица которого может быть оценена и продана конкретному потребителю и не может быть использована бесплатно третьими лицами. Совершая покупку таких товаров и услуг, вы и другие потребители делаете выгодным производство и реализацию мороженого и другой продукции. Механизмы рынка и цен обслуживают производство, обращение и потребление индивидуальных благ.

      Вопрос  об экономической роли государства  является одним из старейших в  экономической науке. Образ «государства как ночного сторожа», образно  сформулированного еще А. Смитом, можно определить, как принцип невмешательства государства в экономику, разделялся практически всеми государствами и экономическими школами вплоть до 30 годов XX века. Этот принцип «laissez-faire» и сегодня имеет много сторонников. Но, несмотря на это, абсолютное большинство придерживаются концепции рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику. В условиях рыночной экономики рынок сам является основным регулятором производства, распределения и потребления. Но есть несколько причин, которые делают вмешательство государства возможным и даже необходимым - когда рынок показывает свою « несостоятельность».

      Первая  из них - монополия, которая ведет  к неэффективности. Существуют различные  причины возникновения монополий, регулировать их деятельность в нужном направлении для общества сам рынок не в состоянии. Это – функция власти, государства.

      Вторая  причина – наличие внешних  факторов ( экстерналий ), издержек или  выгод которые получают или несут  лица, не участвующих в сделках  обмена.

      Третья  причина вмешательства государства – его неспособность обеспечить население общественными благами- товарами и услугами, которые  

      2 Меры воздействия государства на других рыночных субъектов в РК 

      К методам (средствам) регулирования  относятся экономическое, правовое, административное. Важнейшее из них — экономическое регулирование подразделяется на прямое (осуществляемое посредством государственных закупок товаров и услуг, государственного целевого финансирования и др.) и косвенное (реализуемое через проведение антицикличной, инвестиционной и других форм политики). Правовое регулирование производится путем принятия и совершенствования правовой базы (соответствующего комплекса юридических законов и поправок к ним и т. д.). Административное регулирование предусматривает использование мер запрета, разрешения и принуждения. С помощью административных мер проводятся денежные реформы и другие мероприятия.

      Антицикличное регулирование осуществляется с  помощью бюджетной и кредитно-денежной политики. В первом случае с целью  воздействия на платежеспособный спрос населения маневрируют государственными расходами и налогами (когда спрос недостаточный, увеличиваются государственные капиталовложения, снижаются налоги и т. п.; когда он чрезмерный, напротив, — государственные расходы сокращаются, а налоги повышаются). Стимулирование спроса, как правило, усиливает инфляцию, а антиинфляционное регулирование усиливает застой.

      Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:  1)  свои расходы,  2)   налогообложение,   3)   регулирование,   4)   государственное предпринимательство.

      Государственные  расходы  считаются  одним   из   важных   инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода,  так  и ресурсов.  Крупными  статьями  являются  расходы  на  оборону,  образование, социальное обеспечение.

          Существенный элемент расходов  – трансфертные  платежи.  Сюда  относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности,  на  ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн. Но  возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов  не беспредельны. Значительное увеличение размеров  и  продолжительности  выплат пособий по безработице или  пособий  малоимущим  слоям  населения  ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на  экономику,  но  и  на социальную  атмосферу  в  обществе.   Политика   перераспределения   доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко-  и  низко  доходных  групп населения, но лишь в той  мере,  которая  не  угрожает  подавлением  деловой активности.

        Другим   важным   инструментом   государственной   политики    является налогообложение. 

        Государственное регулирование  способствует  формированию  хозяйственных связей  и  пропорций,  координированию  экономических  процессов  и   увязке частных и общественных интересов.

      Государственное   регулирование   осущестляется   в   различных   формах   –законодательной, налоговой кредитной, субвенционной.  Законодательная  форма означает, что принимаются специальные законодательные  акты,  обеспечивающие относительно  равные  возможности  для  соперничества,  расширяющие  границы конкуренции,  препятствующие  развитию   монополизированного   производства, установлению непомерно высоких цен. 

      3 Совершенствование государственного регулирования рыночной экономики 

      Создание  эффективной, современной государственной  службы и структуры управления, а  также формирование компактного  и профессионального правительства, сконцентрированного на выполнении наиболее важных функций, является ключевой задачей государства.

Информация о работе Государство как рыночный субъект