Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:33, реферат
Понятие и определение государства Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий 1.2. Признаки и сущность государства
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.
1.Сущность государства…………………………………………………...2
Общие признаки государства…………………………………………....2
Причины возникновения государства…………………………………..4
Исторические рубежи в развитии государства………………………....5
Конституция…………………….………………………………………...5
2.Правовое социальное государство……………………………………...6
Понятие правового государства…………………………………………6
Гражданское общество..……………….…………………………………7
Отличительные черты правового государства…….……………………7
Социальное государство……………………………….…………………8
Соотношение социального и правового принципов…………………...8
Тенденции развития государства………………………………………...9
3. Устройство современного государства.................................................10
Формы правления………………………………………………..……….10
Парламентская республика………………………………………………10
Президентская республика…………………………………………….…11
Полупрезидентская республика………………………………………… 11
Референдум………………………………………………………………..12
Территориальное устройство. Унитарное государство……………….. 13
Литература…………………..……………………………………………….15
Правовое государство
формировалось постепенно на базе соответствующих
идей и элементов государственности, некоторые
из которых появились еще в глубокой древности.
Различные теории правового государства
базируются на концепции гражданского
общества.
Гражданское общество
Термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. все то, до чего «не доходят руки» государства. В узком – гражданское общество, представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Гражданское общество формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращение из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.
Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а так же не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д.
В гражданском
обществе в отличие от государственных
структур преобладают не вертикальные
(подчиненности), а горизонтальные связи
– отношения конкуренции и солидарности
между юридически свободными и равноправными
партнерами.
Отличительные
черты правового государства
Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки:
1. наличие развитого гражданского общества;
2. ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;
3. мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие;
4. правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;
5. всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;
6. суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;
7. разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства;
8. приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения;
9. свобода и права
других людей как единственный ограничитель
свободы индивида. Правовое государство
не создает абсолютной свободы личности.
Свобода каждого кончается так, где нарушается
свобода других.
Социальное государство
Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное или иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной среды. Социальные государства возникли примерно в 60-х гг. XX в. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся.
Деятельность
современного социального государства
многогранна. Это перераспределение национального
дохода в пользу менее обеспеченных слоев
населения, политика занятости и охраны
прав работника на предприятии, социальное
страхование, поддержка семьи и материнства,
забота о безработных, престарелых, молодежи,
развитие доступного для всех образования,
здравоохранения, культуры и т.д.
Соотношение социального
и правового принципов
Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества – стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый – физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии, второй – социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государствопо своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан,социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество.
В наши дни демократические
государства стремятся найти меру оптимального
сочетания правового и социального принципов.
При этом консерваторы обычно делают большой
акцент на правовом, а социал-демократы
и близкие к ним либералы – на социальном
принципе.
Тенденции развития государства
Некоторые
политологи считают, что
В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая из них –деэтатистская – состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством. Вторая тенденция – этатистская – проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налогов, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве. Все более важное место в его деятельности занимают разработка стратегий и планирование общественного развития.
В государственной
деятельности заметно
Еще более
велика роль государства в
переходные этапы
3.Устройство
современного государства
Формы правления
Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. Формы правленияделятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.
Существует
несколько разновидностей
Монархия
была господствующей формой правления
на протяжении тысячелетий. В специфической
форме она сохраняется и сегодня почти
в трети стран мира (например, в Великобритании,
Швеции, Дании, Испании).
Парламентская
республика
Второй основной
формой правления является
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность пред парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; вотирует (утверждает) государственный бюджет; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия; критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.
Правительство
обладает исполнительной
Президентская республика
Отличительный
признак президентской
В президентской
республике правительство
Отношения
между парламентом и
Президентская республика не получила распространения в Западной Европе. В странах же с длительными авторитарными традициями (Латинская Америка, Азия и Африка, а так же бывший СССР), эта форма правления нередко вырождается в «суперпрезидентскую республику».
Полупрезидентская республика
Третьей основной
разновидностью республики
Классическим образцом полупрезидентской республики является Франция. В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента. А так же правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент.