Государственные органы: понятие, признаки, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание

Тема «Органы государства» достаточно объемна и тесно связана с такими понятиями как «механизм государства» и «государственный аппарат». Ведь орган государства – это звено, элемент механизма государства, то есть его составляющая часть.

Содержание

Введение 3
1. Понятие органа государства и его признаки 5
2. Классификация органов государства 7
Исполнительные органы 9
Законодательные органы 14
Судебные органы 17
3. Органы государственной власти Российской Федерации 20
Органы исполнительной власти РФ 20
Законодательная власть Российской Федерации 24
Органы судебной власти РФ 26
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Работа состоит из  1 файл

гос.органы,понятие виды классификация.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

Нужно отметить существование специфических органов и учреждений исполнительной власти, к числу которых относятся органы охраны правопорядка (милиция, поли­ция), государственная автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения; органы государственной безопасности, вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных органов структурой, содержани­ем и методами своей деятельности. При решении задач по охране закон­ного порядка, обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападения извне могут применяться принудительные меры, в том числе с использованием боевой техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов.

На местах исполнительную власть осуществляют главы субъектов федерации, местные правительства, избранные или назначенные губернаторы областей, начальники районов, префекты и другие представители президента и правительства.

Однако главным носителем высшей исполнительной власти в подавляющем большинстве стран выступает глава го­сударства.

Глава государства

Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа[4].

В некоторых странах глава государства может рассматриваться в качестве неотъемлемой, составной части парламента, то есть законодательной власти, так как без его подписи закон не действителен. Либо глава государства может одновременно являться и главой исполнительной власти (правительства), либо только главой государства и не входить в какую-либо ветвь власти. Однако нужно заметить, что глава государства может быть единоличным или коллегиальным. Монарх и президент являются единоличными органами власти, к коллегиальным же относятся постоянно действующие органы парламента, им избираемые, к примеру, Государственный совет на Кубе, где нет президента.

В зависимости от формы правления главой государства может являться монарх, или президент.

Монарх – лицо, осуществляющее высшую государственную  власть единолично, пожизненно и получающее ее, как правило, по наследству.

Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Однако во многих странах монарх лишен конституцией полномочий исполнительной власти или утратил их на практике, оставаясь главой государства, как правило, в виде безвластного символа единства нации.

Полномочия монарха зависят от формы правления государства.

Вся полнота государственной власти сосредотачивается в руках монарха при абсолютной монархии. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого  правительство,  вершит  высший суд. Фактически никаких ограничений его власти нет.

В конституционной (дуалистической) монархии полномочия монарха в отличие от предыдущего случая ограничены законом (Конституцией).

Исполнительная власть здесь принадлежит монарху, который может осуществлять ее сам или через назначаемое им правительство. Монарх подбирает и назначает министров, возглавляя правительство (правда всегда имеется пост премьер-министра).

Правительство за  свою  деятельность несет полную ответственность перед монархом.

В странах с парламентской монархией глава государства, как правило, лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты  обычно  подготавливаются  правительством и  контрассигнуются  (скрепляются)  его  главой  или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Глава государства формально наделен широкими полномочиями, но на деле не имеет почти никакой власти. Монарх при данной форме правления «царствует,  но не правит». Он подписывает (и не может отказаться от этого) все акты, которые ему передают парламент и правительство.

Президент — глава исполнительной власти, обладающий широки­ми административными полномочиями в отношении своего пра­вительственного аппарата.[5]

Президент служит носителем и гарантом государственного су­веренитета. Его полномо­чия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности

Президент является главой государства в большинстве современных государств. Он избирается либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной про­цедуры.

Президент в большинстве случаев обладает возможностью формировать совещательный орган (правительство) и включать в него по своему желанию тех или иных руководителей министерств и ведомств.

Глава государства обладает различными полномочиями, но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства.

В суперпрезидентских республиках президенту принадлежит вся полнота исполнительной власти. Такая ситуация складывается при авторитарных политических режимах, где отсутствует или слабо развито разделение властей.

В классических президентских республиках президент является централь­ной политической фигурой, здесь в его руках сосредоточена вся исполнительная власть, так как он, являясь главой государства, еще и возглавляет правительство. Президент сам назначает министров и отправляет в отставку. Правительство находится в полном его подчинении.

В полупрезидентской республике правительство формируется парламентом, однако, у президента здесь имеются значительные полномочия в области исполнительной власти.

В парламентской республике президент, являясь главой государства, фактической властью не обладает. Он избирается, как правило, не населением, а коллегией выборщиков, состоящей преимущественно из парламентариев. Правительство здесь ему не подотчетно, оно формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность.

Правительство

Правительство — это высший исполнительный и распорядитель­ный орган государственной власти, который непосредственно осуществля­ет управление страной.

Правительства имеют раз­ные названия: кабинет, кабинет министров, совет министров, государственный совет, федеральное правительство и др.

В состав правительства обычно входят: глава пра­вительства (премьер-министр, председатель совета или кабинета министров, первый министр, канцлер и т.д.), его заместители и члены правительства (ми­нистры, секретари, статс-секретари), возглавляющие отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты).

Правительство осуществляет административную, или исполнительно-распорядительную деятельность в стране. Под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

Существуют однопартийные и коалиционные правительства. Однопартийное правительство состоит из представителей одной партии, а коалиционное — из двух и более. В странах с нестабильной политической ситуацией создается беспартийное правительство.

В зависимости от государственного устройства правительство может быть единым (в унитарном государстве) либо федеральным, действующим наря­ду с правительствами республик и автономий (в федеративном государстве).[6]

Смысл деятель­ности исполнительной ветви власти — фактически реализовать те положения принятых парламентом законов, которые нуждаются в принуди­тельном исполнении или вмешательстве в их исполнение в иной форме органов публичной власти.[7]

Основной задачей правительства является исполнение законов. Однако на этом его полномочия не исчерпываются. В компетенции правительства входит и  издание правовых актов (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны для исполнения. Правительство осу­ществляет свою деятельность через органы государственной ад­министрации — министерства, ведомства, агентства, комиссии и т.д.

Нужно сказать, что в разных странах пере­чень министерств и других центральных государственных учреждений различен. Однако все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного поряд­ка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важ­ными сторонами жизни общества.

Министерства и ведомства различаются по характеру задач, которые они должны решать. Так, в нашей стране для обеспечения нормаль­ного государственного управления обществом в Правительстве РФ действует двадцать четыре министерства: внутренних дел, по атомной энергии, по делам гражданской обороны, по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, по налогам и сборам, здравоохранения, иностранных дел, культуры, обороны, образования, путей сообщения, по связи и информатизации и др.

Управление министерствами и ведомствами осуществляется по принципу единоначалия. Министр всегда имеет помощников, личных сотрудников, которые и составляют штат министерства, но не входят в состав правительства.

Внутри министерств создаются дирекции, управления, департаменты, отделы. Ими руководят назначаемые министром начальники. Группы управлений и отделов курируют заместители министра.

Министерства и другие ведомства обрастают сложным, гро­моздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим ап­паратом, который и образует основу механизма государства.


Законодательные органы

За­конодательная (представительная) власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллеги­ально путем издания законодательных актов, а также наблюде­ния и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.[8]

Как видно из определения, законодательные органы формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Законодательная власть, исходя из принципа разделения властей, яв­ляется наиболее важной, и ее органы занимают гла­венствующее положение в механизме государства. Она устанавливает общеобязательные требо­вания, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной  власти.

Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия, (в России — Федеральное Собрание, в Испании — Кортесы, в Польше - Сейм, в Дании Фолькетинг, Альтинг — в Исландии, Конгресс — в США, в Швеции — Рикс­даг и так далее),  но за ним утвердилось обобщенное название “пар­ламент” (фр. раг1ег — «говорить»).

Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

Парламент, как правило, включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Однако существуют и однопалатные парламенты, которые в большинстве своем образованы в государствах с однородным национальным составом населе­ния или небольших по территории (Дания, Финляндия, Польша).

Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридической позиции это понятие гораздо сложнее.

Руководит парламентом пред­седатель, который представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, коорди­нирует работу внутри парламентских органов и т.д.

Двухпалатная структура парламента позволяет предотвратить принятие поспешных решений нижней палатой. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий воз­растной ценз, она реже обновляется и формируется на основе кос­венных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты.

Палаты парламента имеют разные названия, поэтому для обобщения их принято называть верхней и нижней. При этом нижняя палата состоит из депутатов, избранных населением, а верхняя — из представителей субъектов федерации Верхняя, как правило, обладает меньшими полномочиями, чем нижняя. Она может быть либо “слабой”, когда она не в состоянии воспрепятствовать ему, а только лишь отсрочить принятие решения нижней палатой парламента, поскольку ее вето может быть преодолено последней, либо “сильной”, когда без ее решения закон не может быть принят.

При парламентах и каждой палате образуются и действуют постоянные,  временные и смешанные комитеты и комиссии, которые осуществляют свою деятельность по различным направлениям: бюджетно-финансовая политика, международные дела, здравоохра­нение, социальная политика, борьба с преступ­ностью, оборона страны и др. Они могут обладать правом законода­тельной инициативы, контроля над правительством и аппаратом государственного управления.

Порядок работы парламента, как и других высших государственных органов, определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроек­та на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие, утверж­дение и опубликование.

Основной целью законодательной власти является издание законов. Однако, это не единственная ее цель. Не менее важной функцией законодательной власти является финансовая, которая реализуется в праве ежегодно утверждать государст­венный бюджет страны, а так же устанавливать налоги.

Информация о работе Государственные органы: понятие, признаки, классификация