Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:42, курсовая работа
Власть - это право и возможность распорядится кем-нибудь или чем- нибудь, а также подчинять своей воле. Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, права, насилия.
Введение
1. Понятие и признаки государственной власти, как особой разновидности социальной власти
2. Формы и методы осуществления государственной власти
3. Легитимность и легальность власти
4. Единство и разделение властей
Заключение
Список литературы
Признаком современной демократии прежде всего являются политические свободы - идеологический и политический плюрализм, многопартийность, свобода выражения мнений, свобода средств массовой информации, свободы объединений, собраний и манифестаций, всеобщее и равное избирательное право, право петиций. В условиях демократии регулярно проводятся свободные выборы высших государственных органов, т.е. избираемые органы несут политическую ответственность перед избирателями. К участию в выборах допускаются все полноправные граждане и их объединения, за исключением тех, кто преследует цель свержения демократического режима и установления диктатуры, а также иные антиправовые цели.
Принято различать непосредственную (прямую) и представительную форму демократии.
Обычно демократию объясняют как “народовластие”. Имеется в виду народ как некий абстрактный субъект власти. Власть демократическая претендует на выражение воли народа. Но реально в современном демократическом государстве нет никакой “власти народа”, тем более “непосредственной власти народа”, а есть демократически организованная государственная власть.
“Эффект народовластия”
в современных конституциях, (например,
в
Конституции РФ 1993 г.) достигается следующим
образом. Во-первых, народ объявляется
единственным суверенным источником власти
в стране и носителем некоторого суверенитета,
это положение признается непременным
признаком демократии в смысле “народовластия”.
Во-вторых, провозглашается, что народ
не только является источником власти,
но и “осуществляет свою власть непосредственно”,
а также через органы государственной
власти и местного самоуправления”. В-третьих,
референдум и свободные выборы называются
высшим непосредственным выражением власти
народа.
В действительности в плюралистической демократии источником власти является не народ (абстрактное коллективное целое), а большинство (часто относительное большинство) политически активных граждан, участвующих в формировании государственной власти и составляющих меньшинство народа. На выборах высших органов государственной власти конкурируют партии, за которыми стоят организованные группы, каждая из которых представляет интересы части народа - нередко очень малой части. Побеждают на выборах партии, имеющие большие ресурсы влияния на избирателей. Электорат победившей партии обычно составляет меньшинство народа, но правящая элита всегда утверждает, что она получила власть “от народа” или “по воле народа”.
Таким образом -
выборы - это государственно-
Широкое использование начал выборности при формировании органов государственной власти и местного самоуправления привело к активному развитию избирательной системы в Российской Федерации, избирательного законодательства и соответствующей практики.
Однако большой
и пока не решенной проблемой у
нас остается то, что
“избирательная система превращается
у нас в средство порождения и воспроизводства
коррупции”. При отсутствии у государства
достаточных средств на выборы избирательные
кампании финансируются главным образом
из частных источников. Выборы превратились
в состязания денежных мешков.
Представители капитала поддерживают
кандидатов в депутаты и на выборные должности
в органах государственной власти и местного
самоуправления, а то и сами рвутся во
власть.
Деньги тратят небескорыстно. От победителя ждут адекватных ответных действий. Идет искусная игра. Внешне надо разыгрывать перед избирателями пламенного борца за их чаяния, на деле же - обеспечивать покровителям безопасность и всякие блага.
Сегодня у депутатов и выборных должностных лиц остались лишь права, а юридических обязанностей перед избирателями нет. Многие депутаты и выборные должностные лица не справляются со своими обязанностями, а депутаты нередко попросту бездельничают, пользуясь мандатом в корыстных целях.
Под ответственностью депутата стоит понимать не столько санкции, сколько осознание каждым избранником своего долга перед народом. Но должна существовать и угроза досрочной утраты мандата. Это будет стимулировать и участие избирателей в выборах.
Из вышесказанного
можно сделать следующие
В России нет парламентской ответственности правительства, следовательно, Россию нельзя считать смешанной республикой. Но это и не президентская республика, так как предусматривается досрочный роспуск парламента. Предусматривается и отрешение Президента от должности, но эта процедура чрезмерно усложнена и выглядит нереальной. Такое несбалансированное соотношение исполнительной и законодательной власти противоречит логике разделения властей и несет в себе угрозу диктатуры.
Таким образом,
в России сложилась президентская
республика особого вида, которая
пока не демонстрирует высокую
Важным гарантом демократического общества, прежде всего, являются честные выборы и методами борьбы с фальсификацией выборов должно стать, прежде всего, более продуманное законодательное урегулирование; введение, как, например, во Франции, в Канаде и в ряде других стран, системы преимущественно государственного финансирования избирательных компаний; а также усиление контроля общества, создание общественных структур, которые будут заниматься распространением информации в борьбе за честные выборы.
Чтобы ответственность перед своими избирателями не оставалась исключительно делом совести самого депутата, необходимо, чтобы предвыборная программа кандидата стала юридически узаконенным документом, согласно которому кандидату можно предъявлять претензии на судебном уровне, потом привлекать его к административной и даже уголовной ответственности.
3 - ЛЕГИТИМНОСТЬ И ЛЕГАЛЬНОСТЬ ВЛАСТИ
Сегодня преобладает точка зрения, что основой легитимности является убеждение в правомерности данного строя. Заключение о наличии убеждения можно сделать, прежде всего, на основе свободного выражения гражданами своей воли. Устойчивость системы в конкретной стране также может рассматриваться как признак легитимности власти. Власть становится легитимной благодаря достижению ею устойчивости, определенности, установлению порядка. И наоборот, власть, сформировавшаяся демократическим путем, но не способная предотвратить гражданскую и межнациональную войны, противостояние центра и мест, "парада" суверенитетов, не является легитимной.
В обществе, переживающем переходное состояние, смену властей, легитимность существует скорее как проблема, в сформировавшемся обществе — как естественное качество политических отношений.
Говоря о государственной власти как об объекте легитимности необходимо заострить внимание на понятие “власть”. Данное понятие относится к числу широко употребляемых, при всей разнородности и неоднозначности этого понятия можно, однако, отметить одну объединяющую характеристику многочисленных его определений - все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других. Власть - одно из основных и наиболее емких понятий, что подтверждается как отсутствием в современной политической мысли одного общепризнанного ее определения, так и многообразием концепций власти.
Власть выступает
главным объектом вожделений и взаимодействий
групп, общностей, организаций. Но власть
оказывается наиболее таинственным
явлением в политике, природу которого
выявить непросто. В самом деле, что такое
власть — абстракция, символ или реальное
действие? Ведь можно говорить о власти
человека, организации, общества, но одновременно
и о власти идей, слов, законов. Что заставляет
человека, общество подчиняться кому-либо
или чему-либо — боязнь насилия или желание
повиноваться? При всей своей таинственности
и неопределенности власть никого не оставляла
равнодушным к себе: ею восхищались и ее
проклинали, ее возвышали до небес и
“втаптывали в грязь”.
Многие философы
обращались к исследованию сущности и
содержания власти.
К примеру, Т.Гоббс определял власть как
средство достичь блага в будущем и потому
на первое место ставил такую склонность
всего человеческого рода, как “вечное
и беспрестанное желание все большей и
большей власти, желание, прекращающееся
лишь со смертью”. Ф.Ницше утверждал, что
жизнь - это воля к власти.
В политической литературе правильным определением власти считается определение, данное известным ученым Максом Вебером, который полагал, что власть - это “возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана”. В словаре по политологии дается определение власти как “волевого особого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого”. Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства, как способ воздействия на кого-то, как “власть над”, как принуждение, как сила.
По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашения, разрешать конфликты. Тем самым власть истолковывается и как символическое средство социальной коммуникации.
Сущность власти
заключается в том, что это
специфическое отношение
“голая власть”.
Легитимность является базовым элементом существования и функционирования государственной власти, а также закрепления её в обществе.
Все в жизни
общества имеет начало. Есть свое начало
и у государственной власти, господствующей
в той или иной стране. Как показывает
исторический опыт, что от того, каким
было это начало, многое зависит в дальнейшей
ее судьбе. В большинстве случаев государственная
власть может образоваться в результате
свободных демократических выборов, но
может и в результате военного переворота
или политической революции, которая станет
ужасной трагедией для многих слоев населения
и унесет миллионы или более человеческих
жизней и до основания может разрушить
хозяйство страны.
Трагедии, тесно увязанные с установлением
власти, народ не забывает и помнит. Проходят
десятилетия, меняются поколения, но чувство
недоверия народа к власти, незаконно
возглавившей страну, остается неискоренимым,
отношение между властвующими и народных
масс держится, как правило, на страхе
последних.
Иные отношения
у народа к власти, изначально законной,
официально признанной самим обществом
и зарубежными государствами. Такое первоначальное
правомочное становление власти способствует
утверждению согласия в отношении общества
и политической власти, признанию обществом,
народом, ее права на управленческую роль.
Надо отметить, что само по себе изначально
законное установление власти не всегда
есть гарантия того, что в дальнейшем эта
политическая власть вполне оправдает
доверие народа.
Известны многочисленные примеры горького
разочарования общества. Таких примеров
можно очень много перечислить, в том числе
и в истории России таких примеров очень
много, особенно в последние годы.
Итак, признание
обществом законности, правомерности
официальной власти
— это фундаментальная ее характеристика.
Говоря о легитимности, необходимо обратить
внимание на то, что речь идет об общественном
признании власти, о доверии и поддержке,
которые оказывают ей общество, народ,
а не о правовом, юридическом закреплении
политической власти в соответствующих
государственных документах. Получить
юридическую, правовую законность тем,
кто взял в свои руки власть, несложно.
Поэтому и цена такого формального признания
власти не столь велика в сравнении с признанием
государственной власти народом, т.е. легитимностью
государственной власти. Соответственно,
следует различать понятия "легитимность
власти" (общественное признание ее
законности) и "легальность власти"
(правовое, формальное ее закрепление).
4 - ЕДИНСТВО И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
Одной из важнейших проблем, относящихся к организации государственной власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей.
Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.
Сама идея разделения
законодательной, исполнительной и
судебной властей сопровождает поиск
человечеством идеального государства
на протяжении многих веков. В зачаточном
состоянии она присутствовала уже
во взглядах древнегреческих философов
(Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий
принцип составного учения о демократическом
государстве он был сформулирован Д. Локком
и развит впоследствии Ш. Монтескье. При
этом теоретическая база была подготовлена
всем объективным ходом истории (о котором
говорилось выше), а толчком к её оформлению
послужили буржуазные революции в Англии
(1640–1648гг.) и в последствии во Франции
(1789–1794гг.).
Информация о работе Государственная власть как особая разновидность социальной власти