Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы явилось стремление более подробно изучить нормативно-правовые акты, их влияние на общество. Материалы, использованные при написании работы разнообразны. Они включают в себя монографии, таких авторов как А.С. Пиголкин, Ю.А. Тихомиров; учебники для юридических вузов по Теории государства и права, а также Общую теории государства и права под редакцией профессора М.Н. Марченко.
Введение.. 3
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ.. 4
1.1. Понятие нормативно-правового акта. 4
1.2. Признаки нормативно-правового акта. 4
1.3. Виды нормативно правовых актов. 6
2. ЗАКОН – ОСНОВНОЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ.. 10
2.1. Понятие закона и его признаков. 10
2.2. Виды законов. 14
2.3. Структура закона. 17
3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.. 20
3.1. Действие нормативно-правового акта во времени. 20
3.2. Действие нормативно-правового акта в пространстве. 23
3.3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц. 25
Заключение.. 27
Список использованной литературы... 28
Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к иным нормативно-правовым актам), принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, регулирующий наиболее важные общественные отношения и являющийся (наряду с Конституцией РФ) основным источником права.
Теория закона сформулировала следующие основные и важнейшие признаки закона. (Схема 2)
Признаки закона:
1)
принимается специально
2)
принимается при строгом
3) регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные отношения;
4)
общеобязательная трактовка,
5) стабилен;
6) обладает высшей юридической силой;
7)
выражает волю и интересы
Все эти признаки закона существуют не изолированно, а в единстве. Их
. *Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. Т.2 / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. – изд.2-е. перераб. и доп. – М.: Зерцало-М, 2002. – 528 с.
нельзя разрывать. Они позволяют лучше понять природу и особенности
закона, смысл законотворчества. Помогают избежать законодательных
ошибок. Способствуют правильному толкованию и применению закона.
"Именно
данные признаки и выделяют
закон в системе иных
Органами,
уполномоченными принимать
– Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) – федеральные и федеральные конституционные законы России;
– законодательные (представительные) органы субъектов РФ – законы субъектов федерации.
Иные органы не обладают правомочиями принимать законы.
Особый процессуальный порядок принятия закона (включающий ряд последовательных стадий) указан в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ и регламентах органов, в компетенцию которых входит принятие законов.
Наиболее
значимыми общественными
– вопросы конституционного характера;
–
порядок образования и
органов местного самоуправления;
– права, свободы и обязанности человека и гражданина;
– порядок создания и деятельности общественных организаций;
– ключевые вопросы в области экономики;
–
вопросы обороны и
.* Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. Т.2 / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. – изд.2-е. перераб. и доп. – М.: Зерцало-М, 2002. – 528 с.
– международные отношения;
– принятие и изменение бюджета;
– установление налогов.
"Общеобязательность
закона подразумевает, что его
нормы должны исполняться (
Стабильность
закона обеспечивается особым порядком
принятия закона (изменения, отмены). Закон
может быть изменен или отменен,
минуя сложную юридическую
Высшая юридическая сила закона заключается в том, что:
– он занимает главное (после Конституции РФ) место в иерархии нормативно-правовых актов;
– положения данных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.
Закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов.
. * Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. Т.2 / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. – изд.2-е. перераб. и доп. – М.: Зерцало-М, 2002. – 528 с.
*Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
– их юридической силе (Конституция РФ, федеральный закон, федеральный конституционный закон, закон субъектов Федерации);
– субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
– предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
– сроку действия (постоянные законы и временные);
– характеру (текущие и чрезвычайные);
– сферам действия (общефедеральные и региональные);
– содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
– степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.);
–
значимости содержащихся в них норм
(конституционные и
– объему регулирования (общие и специальные) и т.д.
Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:
– федеральные законы
– законы субъектов федерации
В свою очередь федеральные законы подразделяются на:
–
федеральные конституционные
– федеральные законы.
Федеральный
конституционный закон – закон,
непосредственно регулирующий важнейшие
конституционные институты
* Тихомиров, Ю.А. Правовые акты / Ю.А. Тихомиров, И.В. Комелевская: учебно-практическое пособие. – М.: Юридический колледж МГУ, 1995. – 162 с.
принимаемый для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы:
– о военном положении;
– о чрезвычайном положении;
– о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
– об изменении статуса субъекта РФ;
– о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
– о референдуме;
– о судебной системе;
– о судах основного звена;
– о Конституционном Суде РФ;
– о Верховном Суде РФ;
– о Высшем арбитражном суде РФ;
– о Конституционном собрании РФ.
"Точно
определено "иерархическое" место
федерального конституционного
закона – ему не могут
Специфичен
порядок принятия федерального конституционного
закона. Федеральный конституционный
закон считается принятым, если он
одобрен большинством не менее 3/4 от
общего числа членов Совета Федерации
(134 и более) и не менее 2/3 голосов
от общего числа депутатов
Права
вето в отношении федерального конституционного
закона Президент РФ не имеет. Федеральный
конституционный закон обладает
более высокой юридической
* Тихомиров, Ю.А. Правовые акты / Ю.А. Тихомиров, И.В. Комелевская: учебно-практическое пособие. – М.: Юридический колледж МГУ, 1995. – 162 с.
стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами
федерального закона и конституционными нормами.
Федеральный закон – закон, принимаемый Федеральным Собранием от имени Российской Федерации по предметам ее ведения.
"Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписывает федеральный закон. " [6, с.38].
Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют:
– Государственной Думой – не ограничены;
–
Советом Федерации – 14 дней (в
случае нерассмотрения Советом Федерации
принятого Государственной
– Президентом РФ – 14 дней.
Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней. Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и
денонсации
международных договоров; статуса
и защиты государственной границы;
войны и мира. В случае неодобрения
Советом Федерации принятого
Государственной Думой проекта
федерального закона (наложения вето
Советом Федерации) данный законопроект
может быть рассмотрен в согласительной
комиссии палат парламента и передан
на повторное рассмотрение в Совет
Федерации либо вновь принят квалифицированным
большинством (свыше 2/3 голосов) от общего
числа депутатов
* Тихомиров, Ю.А. Правовые акты / Ю.А. Тихомиров, И.В. Комелевская: учебно-практическое пособие. – М.: Юридический колледж МГУ, 1995. – 162 с.
"Президент
РФ рассматривает в течение
14 дней проект федерального
принятого
либо простым большинством (50% + 1) от
общего числа членов обеих палат
парламента, либо квалифицированным
большинством (свыше 2/3 голосов) от общего
числа депутатов
Законы
субъектов федерации
*Закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, которую составляют следующие элементы (которые иногда называются реквизитами):
– наименование органа, принявшего закон;
– название закона;
– номер и дата принятия;
– преамбула;
– нормативно-правовое содержание закона;
– последствия несоблюдения закона;
– отмена законом иных нормативно-правовых актов (правовых норм);
– опубликование закона и вступление его в силу;
– подписание закона.
Закон
(как и любой нормативно-
*Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: Юрайт-М, 2001. – 432 с.
наименование принявшего его органа. От уровня государственного органа, в компетенцию которого входит принятие соответствующего закона, зависит его юридическая сила.
Название закона должно указывать на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят (то есть на предмет правового регулирования). Необходимо стремиться к тому, чтобы название закона (позволяющее индивидуализировать его из массы других законов) отражало его содержание, звучало кратко и понятно.
Номер
закона и дата его принятия также
помогают индивидуализировать его
и занять определенное место в
иерархии нормативно-правовых актов. При
принятии федеральных законов
Нормативно-правовое содержание является главным элементом закона. Содержание закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права. Статьи должны иметь номер. В объемных законах могут выделяться разделы и главы.
"Преамбула
обычно содержит мотивы
Обязательным
элементом закона должно быть указание
об отмене действия иных нормативно-правовых
актов данным законом. Обычно данное
указание содержится в конце принятого
закона (указываются реквизиты
После принятия закон подлежит опубликованию и вступает в законную силу непосредственно после опубликования либо со дня, указанного в законе. "Закон действует, когда он известен людям и реализуется ими осознанно. Вот почему важен конституционный принцип: "Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (п.3 ст.15 Конституции РФ). Его реализации посвящен федеральный Закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных