Бюрократия и бюрократизм в системе государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование бюрократии и бюрократизма в системе государственной службы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные теорий бюрократии;
- рассмотреть понятие и сущность бюрократии
- охарактеризовать принципы бюрократии;
- выявить различия между понятиями «бюрократия» и «бюрократизм»;
- исследовать проблему бюрократии в современной России;
- определить пути преодоления бюрократии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Классические теории бюрократизма…
«Теория рациональной бюрократии» М. Вебера………….
Теория бюрократии К. Маркса……………………………….
Глава 2. Бюрократизм: сущность и формы проявления. ……………
2.1. Понятие, основные черты и принципы бюрократической системы…………………………………………………………
2.2. Соотношение понятий «бюрократия» и «бюрократизм»….
Глава 3. Проблема бюрократии в современной России и пути преодоления бюрократизма………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………..
Список источников и литературы………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

бюрократия. вариант 1.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Бюрократизм приобретает  тем большие масштабы и влияние, чем авторитарнее политический режим. Демократизация системы управления лишит бюрократизм благоприятной  среды, тех "ниш", в которых он сейчас размножается и благоденствует. При этом борьбу с бюрократизмом следует рассматривать в широком контексте демократического обновления, недопустимо ее сведение к обличению бюрократического стиля управления, к антибюрократическим кампаниям и механическим реорганизациям аппарата управления.

Успешной борьбе с бюрократизмом могут и должны способствовать система социального оппонирования чиновничеству и социальный контроль за деятельностью аппарата в целом. Однако социальное оппонирование ни в коем случае не следует толковать как нечто антиаппаратное. Без аппарата нет и не может быть ни одного органа управления, без него - анархия, хаос. Но управление нельзя доверять лишь одному аппарату. Необходимо сочетание демократического государственного управления с действенными механизмами социальной саморегуляции. Опыт (и положительный, и отрицательный) показывает, что повышение эффективности государственного управления практически невозможно, если оно не дополняется, не уравновешивается "разумными" механизмами социальной саморегуляции, стимулирующими гражданскую активность и общественный контроль. Такой системой социального оппонирования государственной власти призвано стать формирующееся в нашей стране гражданское общество с развитой системой саморегуляции.

В сфере государственного управления работают люди, занятые  сложным, специфическим видом умственного труда - управленческим трудом. Из его особенностей вытекают и особые требования к управленческим кадрам, в частности, компетентность (знание профессии), деловитость (умение вести дело), сочетание научного и административного подходов, организованность, высокая порядочность и ответственность.

Непрофессионализм чиновников порождается, во-первых, отсутствием  научной системы работы с кадрами  во всех звеньях государственного организма, диктатом назначенчества;  во-вторых, во многом сохраняющимся сегодня бюрократическим подходом к кадрам; в-третьих, тем, что до последнего времени невостребованными по большому счету оказываются компетентность, профессионализм, хорошие знания в области экономики, права, социологии, управления персоналом и культурологии. Переходное общество с его малоэффективными системами защиты аппарата от недостойных не сделало еще категорического заказа на профессионалов.. Страна же нуждается в новом поколении профессионалов-управленцев современной формации, причем с зачетом всей структуры должностей как по их уровням, так и по содержанию деятельности. При этом речь идет о дифференциации работников-управленцев не только по занимаемым должностям разного уровня в разных звеньях аппарата, а прежде всего по их деловым и личностным качествам, по тому, какие свойства своей души вкладывают они в работу, чем руководствуются в жизни.

Повышение эффективности  работы аппарата может быть достигнуто за счет повседневного внедрения  научной организации, механизации  и автоматизации управленческого труда, создания в коллективах атмосферы, где все борются за "высшее качество". При этом выделим три направления. Первое - применение вычислительной техники и автоматизированных систем управления. Второе - использование средств оргтехники для сбора, обработки, составления, копирования, размножения, хранения, поиска и пересылки документов. Третье - создание служб психологического сопровождения управления. Наибольший эффект достигается при сочетании этих направлений.

Бюрократизм не может не проявляться в развитой системе управления, в которой субъект и объект управления в той или иной мере отделены друг от друга, где субъект управления специализируется и профессионализируется. Каждый государственный служащий в той или иной мере бюрократ. Но отсюда вовсе не следует, что для уничтожения бюрократизма необходимо уничтожить государственную службу, профессиональный аппарат власти или управления. Такая идея ошибочна и малопродуктивна. Выход лежит в другой плоскости поиска. В этой связи необходимо выделить проблематику бюрократии и бюрократизма в специальный раздел теории управления для более глубокого их анализа.

Реформирование  системы государственной службы Российской Федерации как приоритетное направление государственной политики в области государственного строительства является важнейшей частью административной реформы, осуществляется в ее рамках и проводится в тесной взаимосвязи с военной реформой, реформой судебной системы и другими реформами. Предложения по реформированию системы государственной службы РФ направлены на:

  • приведение государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями, новыми экономическими условиями, создание целостной системы государственной службы;
  • разграничение функций и полномочий государственных органов, их подразделений, а также их рационализацию;
  • формирование разных типов государственных органов на основе выполняемых ими функций с применением к ним разных методов планирования, финансирования и оценки деятельности;
  • разработку эффективных механизмов кадровой политики на государственной службе;
  • создание нормативной правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации.

Предусматриваемые меры призваны повысить эффективность  государственной службы РФ в интересах  развития гражданского общества и государства, укрепить доверие граждан к аппарату органов государственной власти, обеспечить прозрачность государственной службы, повысить ее авторитет и улучшить социальную защищенность государственных служащих. Предлагается создание целостной системы государственной службы РФ по уровням и видам на основе единства принципов, требований, законодательных ограничений, оплаты и основных социальных гарантий государственных служащих на федеральной государственной службе, а также на государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации, обеспечивающей равные условия прохождения государственной службы. Предусматривается усиление взаимосвязи государственной и муниципальной службы.

Реформирование  государственной должно обеспечить создание действенных механизмов:

  • предупреждения, выявления и устранения обстоятельств, способствующих коррупции и злоупотреблениям на государственной службе;
  • подконтрольности и открытости системы государственной службы гражданскому обществу, включающих использование современных информационных технологий в деятельности государственных органов и государственных служащих;
  • дебюрократизации отношений между государственными органами, государственными служащими и гражданами, структурами гражданского общества.

Конечной целью  реформы государственной службы является обеспечение четкой, эффективной и экономной деятельности государственного аппарата, ориентация государственной службы на соблюдение законных прав и свобод граждан и всех субъектов права, предотвращение возможности использования аппарата как средства подчинения его партийным или групповым влияниям и как источника незаконного присвоения общественного богатства. В России должен быть сформирован корпус государственных служащих, действующий на профессиональной основе, стабильный, немногочисленный, управляемый, политически нейтральный и законопослушный.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исторически термин бюрократия имел несколько значений. Первоначально он означал «правление чиновников» в отличие от системы, где отправление власти принадлежит  избранным политикам. В общественных науках он обычно означает способ 
организации общественной деятельности. Современные политологи, однако, под бюрократией понимают административную машину государства, а под бюрократами — чиновников или государственных служащих. 
Существует три основные теории бюрократии. По Веберу, это рационально организованная система деятельности — нечто характерное для общества в целом. В другой теории ее трактуют как власть, имеющую преимущественно консервативный характер, выражающую классовые интересы и находящуюся за пределами политического контроля. Наконец, третья теория усматривает в ней самодостаточную и саморазвивающуюся систему, в которой чиновничество преследует свои собственные интересы и тем самым порождает «большое правительство».

В России бюрократия как постоянное явление возникло с оформлением государственной службы. В настоящее время в России действует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», регламентирующий правовые, организационные, кадровые вопросы, связанные с государственной службой в Российской Федерации. Можно сказать, что в настоящее время еще не прошел этап реформирования государственной службы.

Бюрократизм государственных  служащих является огромной проблемой  в становлении России как демократического государства. Государственная бюрократия функционирует как политико-административный институт. Бюрократизм чиновников проявляется различными способами. Это и совмещение государственной службы и участия в деятельности политических организаций, использовании служебного положения в интересах политических партий, способность самостоятельно генерировать политические решения, исходя из интересов бюрократической организации, вмешательство исполнительной власти в дела политических партий, движений, установление контроля над ними, произвол чиновников. Каким бы образом не проявлялась бюрократия она, прежде всего, наносит ущерб интересам гражданского общества.

Преодоление бюрократии и бюрократизма в системе государственных  органов прежде всего зависит  от реформирования системы государственной службы. Необходимо создавать социальный контроль за деятельностью государственного аппарата в целом. Необходимо повышать профессионализм государственных служащих. Реформирование системы государственной службы обеспечит:

  • предупреждение, выявление и устранение обстоятельств, способствующих коррупции и злоупотреблениям на государственной службе;
  • подконтрольность и открытость системы государственной службы гражданскому обществу, включающих использование современных информационных технологий в деятельности государственных органов и государственных служащих;
  • дебюрократизацию отношений между государственными органами, государственными служащими и гражданами, структурами гражданского общества.

В целом, говоря о проблеме преодоления бюрократизма как цели и как задачи, следует обратить внимание на важность рационализации управления и управленческого труда.

 

 

Список источников и литературы

1

2 Вебер М. Избранное. Образ общества. С.71

3 Блау П. Исследования формальных организаций // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972. С.100-102..

4 Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права: история и современность. М.: Наука. 1974..

5 Гегель Г. Философия права. М., 1990..

6 Оболонский А. Бюрократия и бюрократизм (к теории вопроса) // Государство и право. 1993. №10. .

7 Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов http://www.isras.ru/analytical_report_bureaucracy.html


Информация о работе Бюрократия и бюрократизм в системе государственной службы