Анализ реформы электроэнергетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:32, реферат

Описание

Реформирование электроэнергетической отрасли России, свидетелями которого являются наши современники, обусловлено достаточно серьезными предпосылками. Важно отметить, что еще в 80-х годах прошлого века в электроэнергетике страны начали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии. На фоне общеэкономического спада в 90-е годы объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился.

Работа состоит из  1 файл

Энергетика.doc

— 43.50 Кб (Скачать документ)

      Вводная часть 
 

      Реформирование электроэнергетической отрасли России, свидетелями которого являются наши современники, обусловлено достаточно серьезными предпосылками. Важно отметить, что еще в 80-х годах прошлого века в электроэнергетике страны начали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии. На фоне общеэкономического спада в 90-е годы объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился.

      К началу последней четверти 90-х годов прошлого столетия общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими фактами: 

      1. По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах. 

      2. Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению. 

      3. В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, существовала высокая вероятность крупных аварий. 

      4. Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи. 

      5. Предприятия отрасли были информационно и финансово непрозрачными. 

      6. Доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков. 

      В целях повышения эффективности функционирования электроэнергетики, обеспечения бесперебойного снабжения отраслей экономики и населения электрической и тепловой энергией Правительство Российской Федерации издает постановление № 526 от 11 июня 2001 года «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».

      Целями реформирования электроэнергетики Российской Федерации являются обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

      Стратегической  задачей реформирования является перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

      В ходе реформы меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественномонопольных функций (передача электроэнергии по магистральным ЛЭП, распределение электроэнергии по низковольтным ЛЭП и  оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис), и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний (их принято называть «АО-энерго»), выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. 

      Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в  перспективе станут преимущественно  частными и будут конкурировать  друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля.

      Таким образом, создаются условия для  развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и  предложения, а его участники  конкурируют, снижая свои издержки. 
 

 

      Основная часть 

      В 2003 г. принят пакет законов о реформировании электроэнергетики, основанных на либеральном подходе и исключающих вертикальную интеграцию в рамках РАО «ЕЭС». Позитивным результатом намеченных преобразований должны стать рост энергоэффективности и улучшение инвестиционного климата как следствие конкуренции и поэтапной трансформации сложившейся системы экономических отношений, проведения структурных изменений в электроэнергетике и тесно связанной с ней газовой отрасли.

      В ходе реформирования электроэнергетики, с учетом опыта функционирования Федерального оптового рынка электроэнергии (мощности), будут созданы оптовый и розничные рынки электроэнергии, функционирующие на принципах свободного конкурентного ценообразования и безусловной обязательности оплаты всеми категориями потребителей поставляемой электроэнергии и услуг. На период реформирования, будет создана система мер, учитывающих особенности перехода к рынку отдельных категорий потребителей (бюджетных организаций и населения). 

      В результате реструктуризации электроэнергетики должны быть созданы: 

      инфраструктура отрасли, включающая администратора торговой системы, национальную электрическую сеть и системного оператора; 

      коммерчески и технологически эффективные, привлекательные в инвестиционном отношении участники рынка. 

      Процесс реструктуризации электроэнергетики охватит РАО "ЕЭС России", его дочерние и зависимые общества, предприятия коммунальной энергетики, а также будет включать в себя реорганизацию федеральных государственных предприятий атомной энергетики. 

      При проведении реформы электроэнергетики необходимо синхронизировать по срокам осуществления мероприятия, направленные на формирование конкурентного оптового рынка электроэнергии и разработку правил его функционирования, а также мероприятия по реструктуризации предприятий отрасли. 

      Реформа должна основываться на прочной нормативной базе, формирование которой должно иметь опережающий характер. 

      Сбытовая деятельность на розничном рынке электроэнергии в соответствии с настоящими Основными направлениями государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации постепенно, по мере проведения реформ в электроэнергетике, выделяется в самостоятельный и отдельный, подлежащий государственному лицензированию вид предпринимательской деятельности. 

      В процессе реформирования, по мере либерализации розничных рынков, РАО "ЕЭС России" и его дочерние и зависимые общества должны вывести из своего состава сбытовые компании. 

      Важнейшим направлением государственной политики при реформировании электроэнергетики страны является обеспечение защиты имущественных прав и интересов российских и иностранных инвесторов, кредиторов и акционеров. Решения о реструктуризации предприятий отрасли, действующих в организационно-правовых формах открытых акционерных обществ, должны приниматься в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о защите прав инвесторов и акционеров. 

      Нормативно правовое обеспечение реформирования электроэнергетики и система государственного регулирования 

      Реформа электроэнергетической отрасли должна осуществляться при непосредственном участии и контроле государства за ходом ее проведения. 

      Принятие решений по отдельным направлениям реформирования и проведение государственной политики в этой области должно обеспечиваться Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, а также представителями государства в органах управления энергокомпаний. 

 

      Заключение 
 

      В результате реформы электроэнергетики  Россия получила резкое подорожание  электроэнергии, а также увеличение числа аварий и катастроф. Сама же модернизация электроэнергетики пока остается под вопросом. Одна из главных  целей реформирования – привлечение  инвестиций, не достигнута, а конкурентные отношения так и не сформировались.

      При этом преобразования в генерирующих компаниях существенно опережали  развитие других сегментов отрасли, что создало ряд системных  проблем.

      Главной ошибкой в стратегии реформы стало игнорирование критического износа основных фондов и ставку на распродажу голубых фишек вновь созданных энергокомпаний. Проблему невозможности подключения новых потребителей и проблему дефицита мощности решила не реформа, а нынешний экономический кризис 

      Целью реформы электроэнергетической отрасли в России было привлечение инвестиций в данную отрасль, чтобы в дальнейшем модернизировать энергосистему в стране и способствовать развитию конкуренции. После принятия реформы прошло уже 10 лет, а потребители не замечают ни результатов, ни внятной конкуренции. Заметен лишь рост цен. Результатом реформы стал низкий уровень либерализации, который является абсолютно недостаточным для появления стимулов развития отрасли. Цена на электроэнергию вскоре станет одной из высочайших в мире, а механизмы сдерживания роста цен до сих пор отсутствуют. 

        В результате реформы созданы  дополнительные предпосылки для  завышения тарифов и дефицита  электроэнергии

      - Отрасль утрачивает управляемость,  а, следовательно, и надежность

      - Передача мощностей в частные руки экономически не оправдано

      - Альтернативный вариант решения  проблемы дефицита мощностей  оказывается существенно дешевле  ныне реализуемого. 

Информация о работе Анализ реформы электроэнергетики