Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:27, реферат
Одной из наиболее значимых сфер экономической деятельности государства является область бюджетных правоотношений. Это обусловлено важной ролью государственного, региональных и местных бюджетов в решении экономических и социальных задач страны. Для федеративного государства, каковым является Россия, оно особенно велико. Так, некоторые ученые ставят само существование государственной власти в зависимость от эффективного функционирования бюджетной системы.
Введение 3
1. Понятие бюджетного правонарушения, его признаки и состав 4
2. Понятие ответственности за нарушение бюджетного законодательства 11
3. Меры бюджетно-правовой ответственности 12
4. Виды бюджетных правонарушений 15
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Элементами бюджетного правонарушения являются:
1) субъект правонарушения;
2) объект правонарушения;
3)
субъективная сторона
4)
объективная сторона
Субъект
бюджетного правонарушения – лицо,
его совершившее и подлежащее
в силу этого юридической
Объектом бюджетного правонарушения (то есть то, на что оно посягает) является установленный правопорядок в сфере бюджетной деятельности.
В
более конкретном виде (то есть применительно
к конкретным видам бюджетных
правонарушений) объектом бюджетного
правонарушения, например, выступают:
нецелевое использование
Субъективная сторона бюджетного правонарушения – это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям и выражается в виновности правонарушителя.
Каждый элемент бюджетного правонарушения, предусмотренный нормами права, является обязательным: при отсутствии хотя бы одного из них деяние не может быть признано бюджетным правонарушением, что исключает применение мер юридической ответственности к лицу, совершившему это деяние.
Юридическая ответственность – это реакция на правонарушение. Правонарушение выступает основанием ответственности; без правонарушения нет ответственности.
Любая
юридическая ответственность
Финансово-правовая ответственность за бюджетные правонарушения характеризуется следующими признаками:
1)
данная ответственность
2)
к ответственности
3)
ответственность
4)
в основании ответственности
лежит бюджетное
5)
ответственность состоит в
6)
привлечение к бюджетно-
7)
привлечение к ответственности
осуществляется в порядке,
8)
бюджетно-правовая
При привлечении бюджетного правонарушителя к юридической ответственности государство преследует, как правило, три цели.
Первая цель – обеспечение исполнения бюджетного законодательства. Особенно это характерно для ситуации, когда к ответственности привлекается получатель бюджетных средств.
Вторая цель – наказание правонарушителя, что выступает средством его воспитания и предупреждения повторных правонарушений.
Третья цель – защита имущественных интересов участников бюджетных правоотношений.
В
рамках финансовой ответственности
ответственность за нарушения бюджетного
законодательства формирует особый
вид ответственности –
Бюджетно-правовая
ответственность – это
Меры бюджетно-правовой ответственности являются одновременно санкциями за совершение бюджетного правонарушения.
Финансово-правовые санкции принято подразделять на два вида: правовосстановительные и карательные (штрафные).
Большинство мер бюджетно-правовой ответственности за совершение бюджетных правонарушений являются правовосстановительными.
К ним относятся:
1)
предупреждение о ненадлежащем
исполнении бюджетного
2) блокировка расходов;
3) изъятие бюджетных средств;
4)
приостановление операций по
счетам в кредитных
5)
сокращение или прекращение
К
числу карательных (штрафных) санкций,
предусмотренных Бюджетным
Рассмотрим виды бюджетно-правовой ответственности в той последовательности, в которой они названы.
Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса – это официальное уведомление участника бюджетного процесса о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей с требованием прекратить нарушение бюджетного законодательства.
Блокировка расходов – прекращение бюджетного финансирования путем сокращения лимита бюджетных обязательств либо отказа в подтверждении этих обязательств.
Блокировка расходов применяется в двух случаях: 1) если бюджетные ассигнования были выделены при выполнении определенных условий, которые, однако, не были выполнены; 2) при выявлении фактов нецелевого использования денежных средств.
Изъятие
бюджетных средств –
Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств производится на основании решения органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации. Если в качестве этого органа выступает орган Федерального казначейства, то списание осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства.
Постановление
о бесспорном списании бюджетных
средств с лицевых счетов получателей
бюджетных средств принимается
на основе акта проверки получателя бюджетных
средств, подписанного должностным
лицом органа Федерального казначейства,
уполномоченного проводить
Списание бюджетных средств с лицевого счета получателя бюджетных средств производится кредитной организацией либо Федеральным казначейством с лицевого счета бюджетного учреждения в Федеральном казначействе, указанного в постановлении о бесспорном списании бюджетных средств, в первоочередном порядке.
При недостаточности средств на лицевом счете получателя бюджетных средств (лицевом счете бюджетного учреждения) постановление о бесспорном списании бюджетных средств исполняется в соответствии с очередностью, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, при этом указанное постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.
Постановление о бесспорном списании бюджетных средств принимается в течение 10 дней после составления акта проверки (представления заключения), удостоверяющего наличие нарушения бюджетного законодательства.
Приостановление операций по счетам в кредитных организациях – запрет на проведение операций по счетах участников бюджетного процесса в кредитных организациях до устранения причин, послуживших основанием для этого запрета.
Сокращение или прекращение финансовой помощи из бюджета – уменьшение суммы бюджетных ассигнования, осуществляемых в форме финансовой помощи (дотации, субвенции, субсидии).
Штраф – принудительное взыскание определенной денежной суммы с нарушителя бюджетного законодательства.
Пеня
– денежное взыскание, применяемое
при просрочке исполнения денежных
обязательств перед бюджетом в размере
1/300 действующей ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации
за каждый день просрочки.
Бюджетные правонарушения могут быть трех видов:
1)
финансово-правовыми (
2) административными;
3) уголовными.
Составы
бюджетных правонарушений, носящих
финансово-правовой характер, устанавливают
Бюджетный кодекс Российской Федерации
и иные федеральные закона.
В
настоящее время Бюджетный
1.
Нецелевое использование
Данное правонарушение влечет бюджетно-правовую ответственность в виде изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Особой
разновидностью этого правонарушения,
которая устанавливается
При этом периодом нецелевого использования средств бюджетного кредита признается срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные по условиям предоставления бюджетного кредита, до момента их возврата в бюджет субъекта Российской Федерации или направления для использования по целевому назначению.
Данное правонарушение влечет бюджетно-правовую ответственность в виде штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению.
2.
Невозврат либо
Данное правонарушение влечет:
а)
изъятие в бесспорном порядке
бюджетных средств, полученных на возвратной
основе, процентов (платы) за пользование
бюджетными средствами, взыскание пени
за несвоевременный возврат