Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:22, реферат
Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь валютная политика — составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т. д.
1. ПРАВОВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РФ
1.1 Нормативно-правовая база валютного регулирования в РФ 4
1.2 Участники валютного регулирования 6
1.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства 12
2. ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ВАЛЮТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ
2.1 Практика применения валютного законодательства в РФ 19
2.2 Анализ динамики правонарушений в валютном законодательстве 24
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
6. Айзенберг И.П. Валютная система СССР. - М.:Соцэкгиз, 1962.
7. Юровский
Л.Н. Денежная политика
8. Финансово-кредитный словарь. - М.: Финансы и статистика , 1984.
9. Хапов А. Новое валютное регулирование // Внешняя торговля. 1992. № 11 - 12.
10 Карапетян В.А., Халишхов А.В. Формирование некоторых сегментов валютного рынка России в период проведения реформ // Финансы. 1995. №11.
11. Дубинин С.К. Об итогах работы Банка России за 1996 год и задачах на 1997 год // Деньги и кредит. 1997. № 1.
12. Доронин И.Г. Валютно-финансовый рынок России в 1995 году // Деньги и кредит. 1996. № 1.
13. Доронин И.Г. Рынок наличной валюты в России // Деньги и кредит. 1996. № 11.
14. Рышков Д.А. Управление государственными валютными резервами // Деньги и кредит. 1995. № 10.
15. Аникин
А. Валютный курс рубля и
экономические интересы России //
Мировая экономика и
16. Травин Д. Оправданный риск // Новое время. 1995. № 52.
17. Наговицин А.Г. Конвертируемость российского рубля: проблемы и перспективы // Финансы. 1995. № 6.
18. Миронов М., Шагалов Г. Вопросы изменения режима валютного курса // Внешняя торговля. 1993. № 5.
19. Сухов
М.И. Государственное
20. Конституция Российской Федерации , принятая 12 декабря 1993 года.
21. Закон
Российской Федерации "О
22. Федеральный
Закон "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке
23. Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 года в ред. от 3 февраля 1996 года.
24. Постановление
Правительства Российской
25. Инструкция
Центрального Банка и
26. Инструкция
Центрального банка и
27. Письмо Цетрального банка и Государственного таможенного комитета "О некоторых вопросах организации валютного контроля и применения Инструкции "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" от 21 января 1994 года № 73 и № 01-20/746.
28. Положение
Центрального банка Российской
Федерации "Об изменении
------------------------------
ГЛАВА 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
§ 1. Общая характеристика валютного законодательства
Валютное законодательство
представляет собой совокупность правовых
норм, определяющих международные расчеты,
принципы проведения операций с валютными
ценностями, порядок осуществления
контроля за соблюдением валютного законодательства.
Валютное законодательство
состоит из трех блоков. Первый —
специальные законодательные и
нормативные документы, посвященные
валютному регулированию и Во второй блок
входят законодательные и нормативные
документы, регулирующие внешнеэкономическую
деятельность, деятельность институтов,
выполняющих функции валютного
регулирования и валютного К третьему блоку валютного законодательства относятся законы всеобщего действия, такие, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ. Валютное законодательство
служит правовой основой валютного
регулирования и валютного Под валютным регулированием
понимается определение государством
принципов осуществления — формирование и развитие национального валютного рынка; — регулирование сферы применения иностранной валюты в стране; — регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов; — определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями; — определение полномочий и функций органов валютного регулирования. К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся: — требование проведения валютных операций через уполномоченные банки; — лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала; — требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки; — введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке; — ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке; — требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте; — установление лимитов открытой валютной позиции банков; — введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов. Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям: — определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов; — надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений; — контроль экспортных операций; — контроль импортных операций; — контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности; — проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке; — определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля. Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах: 1) путем документарного
надзора, основанного на 2) с помощью инспекционных проверок; 3) путем применения
мер воздействия в случае По Закону РФ
«О валютном регулировании и валютном
контроле»* валютный контроль в России
осуществляется органами валютного
контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами
валютного контроля являются Банк России
и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для
реализации функций Правительства
РФ по валютному контролю была образована
Федеральная служба Российской Федерации
по валютному и экспортному Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11). Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции: — осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля; — проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации. Указанный Закон
устанавливает ответственность
за нарушение валютного — взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам; — взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. Резиденты, включая
уполномоченные банки, и нерезиденты
в случае отсутствия учета валютных
операций, ведения учета валютных
операций с нарушением установленного
порядка, непредставления или При повторном
нарушении вышеперечисленных — взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ; — приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений; — других санкций, установленных законодательством Российской Федерации. Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются — п. 4 ст. 11.) Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Они имеют право в пределах установленной компетенции: — проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства; — приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае ГЛАВА 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ§ 1. Общая характеристика валютного законодательства
представления запрашиваемых документов и информации; — приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций. |
ГЛАВА 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
§ 1. Общая характеристика валютного законодательства
Валютное законодательство
представляет собой совокупность правовых
норм, определяющих международные расчеты,
принципы проведения операций с валютными
ценностями, порядок осуществления
контроля за соблюдением валютного законодательства.
Валютное законодательство
состоит из трех блоков. Первый —
специальные законодательные и
нормативные документы, посвященные
валютному регулированию и Во второй блок
входят законодательные и нормативные
документы, регулирующие внешнеэкономическую
деятельность, деятельность институтов,
выполняющих функции валютного
регулирования и валютного К третьему блоку валютного законодательства относятся законы всеобщего действия, такие, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ. Валютное законодательство
служит правовой основой валютного
регулирования и валютного Под валютным регулированием
понимается определение государством
принципов осуществления — формирование и развитие национального валютного рынка; — регулирование сферы применения иностранной валюты в стране; — регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов; — определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями; — определение полномочий и функций органов валютного регулирования. К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся: — требование проведения валютных операций через уполномоченные банки; — лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала; — требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки; — введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке; — ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке; — требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте; — установление лимитов открытой валютной позиции банков; — введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов. Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям: — определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов; — надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений; — контроль экспортных операций; — контроль импортных операций; — контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности; — проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке; — определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля. Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах: 1) путем документарного
надзора, основанного на 2) с помощью инспекционных проверок; 3) путем применения
мер воздействия в случае По Закону РФ
«О валютном регулировании и валютном
контроле»* валютный контроль в России
осуществляется органами валютного
контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами
валютного контроля являются Банк России
и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для
реализации функций Правительства
РФ по валютному контролю была образована
Федеральная служба Российской Федерации
по валютному и экспортному Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11). Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции: — осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля; — проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации. Указанный Закон
устанавливает ответственность
за нарушение валютного — взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам; — взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. Резиденты, включая
уполномоченные банки, и нерезиденты
в случае отсутствия учета валютных
операций, ведения учета валютных
операций с нарушением установленного
порядка, непредставления или При повторном
нарушении вышеперечисленных — взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ; — приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений; — других санкций, установленных законодательством Российской Федерации. Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются — п. 4 ст. 11.) Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Они имеют право в пределах установленной компетенции: — проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства; — приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации; — приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций. |
ГЛАВА 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
§ 1. Общая характеристика валютного законодательства
Валютное законодательство
представляет собой совокупность правовых
норм, определяющих международные расчеты,
принципы проведения операций с валютными
ценностями, порядок осуществления
контроля за соблюдением валютного законодательства.
Валютное законодательство
состоит из трех блоков. Первый —
специальные законодательные и
нормативные документы, посвященные
валютному регулированию и Во второй блок
входят законодательные и нормативные
документы, регулирующие внешнеэкономическую
деятельность, деятельность институтов,
выполняющих функции валютного
регулирования и валютного К третьему блоку валютного законодательства относятся законы всеобщего действия, такие, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ. Валютное законодательство
служит правовой основой валютного
регулирования и валютного Под валютным регулированием
понимается определение государством
принципов осуществления — формирование и развитие национального валютного рынка; — регулирование сферы применения иностранной валюты в стране; — регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов; — определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями; — определение полномочий и функций органов валютного регулирования. К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся: — требование проведения валютных операций через уполномоченные банки; — лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала; — требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки; — введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке; — ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке; — требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте; — установление лимитов открытой валютной позиции банков; — введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов. Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям: — определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов; — надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений; — контроль экспортных операций; — контроль импортных операций; — контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности; — проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке; — определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля. Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах: 1) путем документарного
надзора, основанного на 2) с помощью инспекционных проверок; 3) путем применения
мер воздействия в случае По Закону РФ
«О валютном регулировании и валютном
контроле»* валютный контроль в России
осуществляется органами валютного
контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами
валютного контроля являются Банк России
и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для
реализации функций Правительства
РФ по валютному контролю была образована
Федеральная служба Российской Федерации
по валютному и экспортному Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11). Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции: — осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля; — проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации. Указанный Закон
устанавливает ответственность
за нарушение валютного — взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам; — взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. Резиденты, включая
уполномоченные банки, и нерезиденты
в случае отсутствия учета валютных
операций, ведения учета валютных
операций с нарушением установленного
порядка, непредставления или При повторном
нарушении вышеперечисленных — взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ; — приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений; — других санкций, установленных законодательством Российской Федерации. Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются — п. 4 ст. 11.) Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Они имеют право в пределах установленной компетенции: — проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства; — приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации; — приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций. |