Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:51, контрольная работа
из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды является платность природопользования (ст.3 Закона «Об охране окружающей среды»[1]). Однако данный принцип сопровождает экономику нашей страны не так давно, да и не совсем эффективно.Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны, как в настоящее время, так и на длительную перспективу.За последние годы рентные платежи в доходах бюджета не превышают 7-8% процентов, а по оценкам специалистов, они могут составлять до 20% доходов бюджета
- Постановление КМ РТ от 24 апреля 1995 г. №242 "Об упорядочении взимания единовременной платы за предоставляемые земельные участки для целей жилищного строительства"; и др.
Выделим ряд ведомственных нормативных актов:
- Приказ МНС РФ от 6 марта 2000 г. N АП-3-04/90 "Об отмене Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (с изм. и доп. от 15 октября 2001 г.);
- Письмо МНС РФ от 27 апреля 2001 г. N ВТ-6-04/351 О Разъяснениях по отдельным вопросам, связанным с исчислением и уплатой земельного налога;
- Письмо
Госналогслужбы РФ от 6 августа
1998 г. N ВП-6-04/502 "Об изменении порядка
перечисления в федеральный
- Письмо Госналогслужбы РФ от 31 октября 1997 г. N 04-3-04/161 О льготах по уплате земельного налога за участки, используемые для расположения объектов мобилизационного назначения;
- Письмо Госкомзема РФ, Госналогслужбы РФ от 10, 13 февраля 1997 г. NN 1-16/277, ВЗ-6-04/133 "О повышении собираемости платы за землю в федеральный бюджет"; и др.
Плата
за пользование недрами
Среди
иных законодательных актов
- Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10 февраля 1999 г., 8 августа 2001 г.)[9]
- Закон РТ от 19 июня 1997 г. N 1211 "О нефти и газе"[10]
- Закон РТ от 25 декабря 1992 г. N 1722-XII "О недрах" (с изм. от 6 декабря 1999 г., 21 ноября 2001 г.)[11]
Обозначим
также подзаконные и
- Положение
"О плате за пользование
недрами в Республике
- Положение
"О порядке лицензирования
пользования недрами в
- Инструкция Минфина РФ от 4 февраля 1993 г. N 8, Госналогслужбы РФ от 30 января 1993 г. N 17 и Федерального горного и промышленного надзора РФ от 4 февраля 1993 г. N 01-17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами";
- Письмо
Госналогслужбы РФ от 6 апреля 1998
г. N 04-2-08/1 О плате за пользование
недрами предприятиями
- Письмо Госналогслужбы РФ от 24 февраля 1997 г. N ВЗ-4-04/4н, Минфина РФ от 4 февраля 1997 г. N 9 "О распределении платежей за добычу подземных вод" и др.
Лесным кодексом Российской Федерации[12] (Глава 13. Платежи за пользование лесным фондом) введены лесные подати за различные виды лесопользования, арендная плата. Раньше существовала плата на восстановление, охрану и защиту лесов; с 1995 года она отменена Законом о бюджете на 1995 год. В нашей республике также действует Лесной кодекс Республики Татарстан от 20 июля 1994 г. N 2194-XII[13].
Наряду с ЛК РФ и ЛК РФ, действуют ряд подзаконных нормативных актов регламентирующих платежи за лесные природные ресурсы. Так можно выделить:
- Постановление
Правительства РФ от 19 февраля
2001 г. N 127 "О минимальных ставках
платы за древесину,
- Постановление
Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N
551 "Об утверждении Правил
- Постановление
КМ РТ от 22 октября 1996 г. N 900 "Об
утверждении Типовых правил
Действует
множество ведомственных
- Инструкция Госналогслужбы РФ от 19 апреля 1994 г. N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" (с изм. и доп. от 8 мая 1996 г.);
- Порядок
сбора и передачи информации
о ценах на древесину,
- Приказ
Рослесхоза и Госналогслужбы
РФ от 5 января 1998 г. N 3, АП-3-04/2 "О
порядке взимания платы за
древесину, отпускаемую на
- Письмо Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и Рослесхоза от 14 декабря 1993 г. NN НП-4-02/199н, 148, 7 "Основные положения о порядке и условиях взимания лесных податей";
- Письмо
Госналогслужбы РФ и Минфина
РФ от 22 июня 1993 г. №№НП-4-02/91н, 77 "О
порядке взимания платы за
древесину, отпускаемую на
Различные формы платы устанавливаются за пользование растительным и животным миром (сбор грибов, ягод, охота, рыболовство) в соответствующих нормативных актах.
Вкупе с нормативными актами специального характера направленных на установление конкретных видов платежей за каждый вид природопользования действуют акты общего характера, устанавливающие общие правила оплаты природопользования.
Так, например, можно выделить:
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год"[16]
- Постановление
КМ РТ от 10 декабря 1999 г. N 814 "О
дальнейшем совершенствовании
Важно отметить, что с момента введения в действие нового Налогового кодекса Российской Федерации ранее существующая система платежей за природопользование отменяется, а вместо нее вводятся ресурсные налоги и сборы, такие как: налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами, земельный налог, лесной налог, водный налог, экологический налог.
Несмотря на наличие сравнительно большого количества ресурсных налогов, предусмотренных новым Налоговым кодексом РФ, поступления от них в бюджеты будут составлять менее 5 % от общих средств. Анализ показывает, что при таком уровне налогов будут отсутствовать стимулы ресурсосбережения и уменьшения уровня загрязнения окружающей природной среды. Проблематичным становится финансирование природоохранных мероприятий и работ по охране и воспроизводству природных ресурсов.
[1] Постановление СМ РСФСР от 9 января 1991 г. N 13 "Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения" // СП РСФСР. – 1991. - №9. - Ст. 117.
[2] Данная редакция закона утратила силу.
[3] Конституция Российской Федерации // 25 декабря 1993 года.
[4] Инструкция
Госналогслужбы РФ от 12 августа
1998 г. N 46 "О порядке исчисления
и внесения в бюджет платы
за пользование водными
[5] Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 октября 2001 г. - N 44. - Ст. 4147.
[6] Закон РСФСР от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" // Российская газета. - 30 октября 1991 г.
[7] Закон РТ от 30 сентября 1992 г. N 1767-XII "О плате за землю" // Ведомости Верховного Совета Татарстана. - №3. - 1993 год. – с.38.
[8] Федеральный
закон от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ "О
внесении изменений и
[9] Федеральный
закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О
континентальном шельфе
[10] Закон РТ от 19 июня 1997 г. N 1211 "О нефти и газе" // Республика Татарстан. - №136-137. - 8 июля 1997 г.
[11] Закон РТ от 25 декабря 1992 г. N 1722-XII "О недрах" // Ведомости Верховного Совета Татарстана. - №11-12. - 1992 г.
[12]
[13] Лесной кодекс РТ от 20 июля 1994 г. N 2194-XII // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - N 7. - 1994г.
[14] Постановление
Правительства РФ от 19 февраля
2001 г. N 127 "О минимальных ставках
платы за древесину,
[15] Постановление
Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N
551 "Об утверждении Правил
[16] Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" // Российская газета. - 31 декабря 2001 г. N 256.
[17] Постановление КМ РТ от 10 декабря 1999 г. N 814 "О дальнейшем совершенствовании экономического механизма природопользования в Республике Татарстан" // Нормативные акты Республики Татарстан. - №1. - январь 2000 г.
Глава
2. Анализ действующей системы
2.1 Динамика поступлений платежей за природные ресурсы
Анализ
платежей за природные ресурсы,
Платежи
за пользование природными ресурсами
- это основной блок доходов в
федеральный бюджет от использования
природных ресурсов. В 2003 году на его долю
будет приходиться 7,6% от общих доходов
федерального бюджета. По сравнению с
аналогичным показателем текущего года
(установленного законом) абсолютный уровень
поступлений по платежам за пользование
природными ресурсами останется на прежнем
уровне (с учетом инфляции он даже снизится
на 10-12%). В то же время, ожидаемое в 2002 году
поступление по платежам за пользование
природными ресурсами составит 195,5 млрд.
руб., что на 6,4% выше установленного законом
уровня.
В структуре
поступлений в федеральный
Как отмечают эксперты, привязка к внешним экономическим факторам с высокой степенью неопределенности их динамики, может привести к существенным потерям поступлений в федеральный бюджет за счет налога на добычу полезных ископаемых. В результате федеральный бюджет может лишиться дополнительных резервов для увеличения финансирования природно-ресурсного комплекса.
[1] Ивановский С. Проблемы реализации рентных отношений в современной России // Экономика и жизнь. - №3. – 1999.