Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ правоотношений, возникающих в связи с применением бюджетно-правовой ответственности.
Задачами исследования являются:
Рассмотрение признаков нарушения бюджетного законодательства;
анализ отдельных мер государственного принуждения, применяемых в рамках бюджетно-правового регулирования

Работа состоит из  1 файл

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

Под правонарушением в юридической науке, как правило, понимается противоправное (неправомерное), общественно вредное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного субъекта, в результате которого ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются закрепленные законодательством права и законные интересы участников каких-либо общественных отношений, за которые в действующем праве установлена юридическая ответственность. При этом основные юридические характеристики правонарушения - это его противоправность, общественная вредность и виновность деяния. Здесь большинство исследователей отражают господствующий подход к юридическому составу правонарушения как совокупности объекта, субъекта, субъективной и объективной стороны.

Рассмотрение  вопросов финансовой и, в том числе, бюджетной ответственности в последнее десятилетие находится в поле внимания отечественной аналитической юриспруденции. Отметим, что в советской юридической науке обращалось внимание на меры ответственности, которые носили финансовый характер. В частности Р.О. Халфина указывала на наличие специфических санкций в области финансового права . Более того, предпринималась попытка дать общую характеристику финансово-правовых санкций и их особенностей . Вместе с тем указанная проблема пока не нашла исчерпывающего исследования. Более того, выделение финансово-правовой ответственности, как самостоятельного вида ответственности, сопровождалось целым рядом досадных недоразумений и "неопределенностей, которые и сейчас имеют место". Так, в связи с изменением экономической и политической модели развития нашего общества, и сопряженным с указанными процессами бурным развитием налогового права, возникла объективная необходимость переосмысления места и роли финансового права в правовой системе, а как отмечается отдельными исследователями - и его структуры . Как отмечается, это, среди прочего, породило теории об отсутствии рассматриваемого вида юридической ответственности и "о существовании лишь административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства". Так, Д.Н. Бахрах пишет, что ответственность за административные правонарушения предусматривают не только нормы административного права, но и ряда других отраслей права, и, в частности, финансового права . Как известно, неплодотворность такого подхода в настоящее время показана в финансово-правовой литературе.

Кроме того, нельзя не согласиться с М.В. Карасевой, когда она отмечает, что  выделение финансовой ответственности  как самостоятельного вида ответственности  как раз и связанно с бурным развитием финансового законодательства. Неслучайно термин "финансовая санкция" впервые используется законодателем в Законе РСФСР от 21 марта 1991 г. "О государственной налоговой службе РСФСР", а термин "финансовая ответственность" - в Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей". Ю.А. Крохина отмечает, что финансово-правовая ответственность формируется по институциональному признаку - "снизу вверх", поскольку, например, более детальную разработку получает налоговая ответственность и существенные перспективы развития имеет ответственность за нарушения бюджетного законодательства .[4]

Правонарушение  выступает основанием ответственности; без правонарушения нет ответственности.

Кодекс  устанавливает ответственность  за отдельные финансовые правонарушения. В некоторых случаях Бюджетный  кодекс содержит конкретные санкции, а  в ряде случаев - отсылочные нормы  к административному и уголовному законодательству.

Любая юридическая ответственность характеризуется тремя признаками:

а) государственным  принуждением;

б) отрицательной  оценкой деяния, формирующего правонарушение, и субъекта, совершившего это деяние;

в) наступлением для правонарушителя неблагоприятных  последствий, что и составляет сущность наказания.

Финансово-правовая ответственность за бюджетные правонарушения характеризуется следующими признаками:

1) данная  ответственность установлена непосредственно  бюджетным законодательством (причем, только Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами);

2) к  ответственности привлекается субъект  бюджетного правоотношения;

3) ответственность  предусматривает применение мер  наказания к лицу, виновному в  неисполнении или ненадлежащем  исполнении предписаний, предусмотренных нормами бюджетного законодательством ;

4) в  основании ответственности лежит  бюджетное правонарушение, то есть  нарушение бюджетного законодательства;

5) ответственность  состоит в применении специфических  бюджетных санкций;

6) привлечение к бюджетно-правовой ответственности производят органы, исполняющие бюджеты;

7) привлечение  к ответственности осуществляется  в порядке, установленном бюджетным  законодательством;

8) бюджетно-правовая  ответственность является средством  обеспечения надлежащего исполнения требований бюджетного законодательства.

При привлечении  бюджетного правонарушителя к юридической  ответственности государство преследует, как правило, три цели.

обеспечение исполнения бюджетного законодательства. Особенно это характерно для ситуации, когда к ответственности привлекается получатель бюджетных средств.

наказание правонарушителя, что выступает  средством  его воспитания и предупреждения повторных правонарушений.

защита  имущественных интересов участников бюджетных правоотношений. В рамках финансовой ответственности ответственность за нарушения бюджетного законодательства формирует особый вид ответственности – бюджетно-правовую ответственность.

Бюджетно-правовая ответственность – это применение уполномоченными органами, исполняющими бюджет, к нарушителю  бюджетного законодательства мер юридической ответственности, установленных этим законодательством, возлагающих на правонарушителя дополнительных обременений имущественного характера.

Характеризуя  правовой статус субъектов Российской Федерации в системе ответственности за нарушение бюджетного законодательства, отметим следующие обстоятельства:

субъекты  Российской Федерации не правомочны станавливать ответственность за нарушения  бюджетного законодательства (в форме  как административной, так и бюджетно-правовой ответственности). Такую ответственность правомочны устанавливать лишь уполномоченные федеральные органы государственной власти.

нарушение бюджетного законодательства субъектов  Российской Федерации может выражать собой объективную сторону бюджетно-правового или административного бюджетного правонарушения, которое будет лежать в основании привлечения правонарушителя соответственно к бюджетно-правовой или административной ответственности;

субъекты  Российской Федерации в лице органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации, правомочны привлекать правонарушителей к бюджетно-правовой ответственности за совершение бюджетных правонарушений, в порядке установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

субъекты  Российской Федерации в лице органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации, правомочны возбуждать дела о привлечении правонарушителей к административно- правовой ответственности за нарушения бюджетного законодательства путем составления протокола о совершении бюджетного правонарушения.

субъекты  Российской Федерации в лице уполномоченных органов государственной власти сами могут быть привлечены к бюджетно-правовой ответственности за нарушения бюджетного законодательства в качестве правонарушителей.

органы  государственной власти субъектов Российской  Федерации, исполняющие бюджеты, а также их должностные лица могут привлекаться к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства в качестве правонарушителей.[9]

Согласно  ст. 282 Бюджетного кодекса РФ4  к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Классификация мер принуждения, применяемых за бюджетные правонарушения, неоднозначна. Так, Т.В. Конюхова считает, что к  нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

предупреждение  о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (мера финансовой дисциплинарной ответственности);

блокировка  расходов (мера финансовой дисциплинарной ответственности);

изъятие бюджетных средств (мера финансовой дисциплинарной ответственности);

приостановление операций по счетам в кредитных организациях (мера  финансовой дисциплинарной  ответственности);

наложение штрафа (мера административной ответственности);

начисление пени (мера гражданско-правовой ответственности за просрочку исполнения обязательств);

иные  меры в соответствии с Бюджетным  кодексом и другими федеральными законами.  

Глава 2. Виды  ответственности за нарушение бюджетного законодательства

2.1 Виды   ответственности за нарушение бюджетного законодательства

Традиционно в теории права выделяют пять видов  юридической ответственности: уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную и материальную. Гражданская ответственность  за правонарушения в бюджетной сфере применяться не может, так как правонарушения носят публичный, а не частноправовой характер.[7]

Дисциплинарная  ответственность наступает за нарушение  трудовой дисциплины, а материальная - в случае причинения работником ущерба предприятию. Поэтому бюджетные правоотношения напрямую не охраняются дисциплинарной и материальной ответственностью. За нарушения бюджетного законодательства может наступать уголовная ответственность, если в правонарушении содержатся признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. Как было сказано выше, в определенных случаях за нарушения в бюджетной сфере предусмотрена административная ответственность Кодексом РФ об административных правонарушениях. Следовательно, тот факт, что за нарушения бюджетного законодательства предусмотрена уголовная и административная ответственность, возражений не вызывает.

Говоря  об административной ответственности, следует иметь в виду, что ее мерами охраняются не только нормы  административного права, но и конституционного, финансового, трудового и других отраслей права. Из этого следует, что за нарушения бюджетного, налогового, земельного, экологического законодательства может наступать административная ответственность.

Однако  действующее бюджетное законодательство дает нам основания выделять финансовую ответственность в самостоятельный вид юридической ответственности, во-первых, по причине существования бюджетного (финансового) правонарушения, являющегося основанием такой ответственности. Во-вторых, это связано с предусмотренными ст.282, 289-306 Бюджетного кодекса РФ мерами принуждения к нарушителям бюджетного законодательства.[6]

Согласно  статье 282 Бюджетного кодекса РФ к  таким мерам относятся:

1) предупреждение  о ненадлежащем исполнении бюджетного  процесса;

2) блокировка  расходов;

3) изъятие  бюджетных средств;

4) приостановление  операций по счетам в кредитных  организациях;

5) наложение  штрафа;

6) начисление  пени и иные меры в соответствии  с Бюджетным кодексом РФ и  федеральными законами

В теории права, а также в отраслевых правовых науках выделяют следующие меры государственного принуждения: меры пресечения, предупредительные меры, правовосстановительные меры и юридическую ответственность. То есть меры государственного принуждения - это более широкое понятие по сравнению с юридической ответственностью. Наказание возможно только в рамках привлечения к юридической ответственности, являясь мерой юридической ответственности. Что касается санкции, то под ней в теории права понимается часть правовой нормы, в которой содержатся последствия выполнения или невыполнения самого правила поведения, а также нормативное определение мер государственного принуждения (но не юридической ответственности). В Бюджетном кодексе РФ не используются термины "санкция", "наказание", а употребляется термин "меры принуждения", что наиболее точно отражает сущность закрепленного в Кодексе.

К пресекательным мерам государственного принуждения  относятся: блокировка расходов (ст. 231 БК РФ); приостановление операций по счетам в кредитных организациях; сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст. 290 БК РФ); аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300 БК РФ).

Информация о работе Ответственность за нарушение бюджетного законодательства