Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:18, реферат
Проблема изучения и измерения эластичности имеет существенный научный, а самое главное и практический, интерес для экономики в настоящее время. В данной работе мы ставим целью подробное рассмотрение основ теории спроса и предложения, а также методов измерения эластичности, для чего необходимо решить следующие задачи исследования:
• рассмотрение теоретических основ понятий спроса, предложения и эластичности;
• обозначение методов измерения эластичности
ВВЕДЕНИЕ
1. Спрос и предложение на рынке
1.1 Понятие спроса
1.2 Понятие предложения
1.3 Взаимодействие спроса и предложения
1.4 Эластичность спроса и предложения
2. Методы изучения эластичности спроса и предложения
3. Применение теории эластичности как раздела общей теории спроса и предложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Будь AOL небольшим провайдером, подобные неурядицы не получили бы столь широкой огласки. Однако любые сбои в работе крупнейших компаний, к каковым относится America Online, вызывают общественный резонанс. На этом неблагоприятном фоне AOL объявила о десятипроцентном (до 21,95 долл. в месяц) повышении цен на свои услуги с апреля 2008 года. Заявление, естественно, вызвало бурное недовольство американских потребителей Internet-услуг. Как известно, более высокая цена предполагает улучшенный сервис, а тут – прокол за проколом. В сложившейся ситуации у конкурентов AOL появилась возможность упрочить свои позиции, которой они не преминули воспользоваться. «Младшие братья» крупнейшего провайдера (EarthLink, Compu-Serve etc.) один за другим начинают охоту за абонентами AOL. И все же America Online остается крупнейшим в мире поставщиком электронных информационных услуг. Число ее абонентов в США стабильно растет. Аудитория европейского филиала компании, удвоившись за последний год, достигла 1 млн. человек. AOL проводит реорганизацию ряда своих служб в надежде оптимизировать бизнес. Но успех зависит от того, удастся ли компании остановить волну критики в свой адрес, устранив все недостатки. И от того, сможет ли она не допускать ошибок впредь.
Убедимся в том, что оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане, но также имеет и практический смысл, непосредственно выраженный в теории эластичности. Причем постараемся доказать, что в связи с тем, что современная экономика характеризуется все более развивающимися рыночными отношениями значение эластичности не только не утрачивает своей актуальности, но и приобретает все новые, ранее не изученные, аспекты. Эластичность – одно из самых важных понятий экономической науки. В связи с этим я считаю, что ее эффективное практическое применение является очень актуальным, особенно в наше время. Теория эластичности углубляет понимание процесса адаптации рынка к изменениям основных факторов, определяющих два основных параметра любого рынка – спрос и предложение. Анализ эластичности позволяет проникнуть в суть экономических проблем, а это крайне необходимо при действительном функционировании любых разновидностей рынка. В экономических исследованиях и по сей день требуется не только установить факт взаимосвязи между двумя величинами, но и определить степень, эластичность, этой взаимосвязи. Эластичность помогает предвидеть динамику доходов фирм при изменении цен при условии, что остальные факторы, влияющие на доходы, остаются фиксированными, что очень важно в условиях современного рынка. Кроме того, глубокое осмысление необходимости и важности применения теории эластичности в экономическом анализе позволит выявить некоторые особенности влияния эластичности покупательского спроса на цены, издержки и прибыль предприятия, а также проследить зависимость предельных величин коэффициента эластичности продаж от цены в практике исследуемого предприятия.14
В
последнее время все чаще на многих
рынках, как экономически развитых,
так и развивающихся стран
наблюдается специфическое
В первую очередь, это касается ситуации, характеризующейся тем, что эластичность спроса на потребительских рынках все чаще приобретает массовый характер. К примеру, если руководству какого-либо предприятия хватит смелости действительно попробовать увеличить прибыль предприятия не числом (за счет повышения цен), а умением (за счет пусть незначительного, но все же снижения этих цен), то результаты не заставят себя долго ждать. Благодарный рынок тут же продемонстрирует такое свое качество как эластичность спроса. Даже на символическое снижение цены потребитель ответит незамедлительным ростом спроса, обеспечивающим для предприятия рост объема продаж. А это обусловит уже остальные позитивные для предприятия финансовые последствия, в том числе снижение себестоимости единицы товара и рост прибыли, т.е. повышение экономичности производства в целом. Соответственно, такая благоприятная экономическая ситуация будет выгодна для любой компании, поэтому любые предприятия постараются последовать примеру аутсайдера, в чем и проявляется вышеупомянутая тенденция эластичности, которую можно наблюдать, в частности на российском рынке, лишь сравнительно недавно.15
Таким образом, на основе приведенного примера можно сделать вывод о том, что эластичность покупательского спроса оказывает непосредственное влияние на такие важнейшие экономические составляющие любого предприятия, как цена, издержки и прибыль.
Однако,
не смотря на то, что выявленная закономерность,
бесспорно, является одной из основ
понимания необходимости
Итак,
если рассматривать зависимость
личного дохода и спроса на предметы
роскоши, в частности ЮБИ, то, используя
формулу шведского экономиста Л. Торнквиста:
Q
= (α *I * (I – γ) ) / (I+β), (1)
где Q – спрос на предметы роскоши;
I – величина личного дохода;
α,
β, γ – параметры;
можно показать, что с ростом величины личного дохода пропорционально увеличивается и спрос на предметы роскоши (в данном случае ЮБИ). Таким образом, при любых параметрах этой зависимости эластичность спроса по доходу по мере превышения последним определенного порогового значения быстро падает и стремится к единице.16
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что спрос на ЮБИ, относящихся к товарам высшей категории или к нормальным товарам, растет по мере увеличения дохода населения, т.е. указанная зависимость имеет линейный характер. Итак, подводя итог всему, о чем шла речь, можно еще раз отметить первостепенное значение практического применения теории эластичности с целью повышения прибыли предприятия или для всестороннего, углубленного анализа экономической ситуации, складывающейся на современных рынках. В заключение также следует подчеркнуть, что эластичность непосредственно связана с политикой любого предприятия в отношении установления цен на свою продукцию, минимизации издержек и увеличения прибыли. Помимо этого эластичность проявляется и в линейной зависимости спроса на товар, в частности применительно к рассмотренным здесь ювелирным изделиям с бриллиантами от величины личного дохода потенциальных потребителей указанного продукта, что также позволяет государству либо предприятию проводить определенную политику ценообразования, с целью извлечения определенной выгоды. Таким образом, линейные зависимости между эластичностью спроса и получением предприятием максимального дохода, а также между величиной личного дохода и спросом на продукцию являются основными тенденциями, используемыми для эффективного применения теории эластичности на практике в отношении функционирования современных рынков.
Одной из главнейших составляющих экономики является теория спроса и предложения, а наряду с ней и понятие эластичности. Заметим, что хотя имеет место большой интерес к исследованию эластичности товара, на практике они осуществляются редко и в основном крупными предприятиями. Причина кроется в самом понятии эластичности, которое связано рядом трудностей именно практического характера, которые и ограничивают реальную ценность измерения эластичности. Так, мы уже упоминали, что все исследования должны проводиться при определенных неизменяющихся внешних условиях, то есть прогностическая ценность эластичности зависит от стабильности данных условий, обеспечить которую затруднительно.
Помимо этого, на практике часто трудно добиться оценок эластичности, достаточно стабильных и надежных для определения на их основе оптимальных цен. Опыт показывает, что точность определения величины ценовой эластичности порой составляет ±25%. Естественно, что подобный разброс недопустим при решении практических задач ценообразования. Поэтому изучение ценовой эластичности как правило дополняется или заменяется изучением ценовой чувствительности на основе исследования системы ценностей потребителей. Главная идея здесь состоит в том, что потребителю предлагается сравнить достоинства товара с затратами на его приобретение и использование. При обеспечении товаром наилучшего соотношения цена/качество, потребитель совершает покупку. То есть, чувствительность к цене характеризуется через воспринимаемую ценность товара. То упрощение, которое мы принимаем при расчете эластичности, говоря о линейной зависимости цены и объема продаж, упускает важные внешние факторы – цены конкурирующих компаний, системы продвижения продукта, имидж товара и т.д. Поэтому важнейшей задачей является именно включать в общее исследование эластичности анализ данных факторов.