Обзор законодательства о государственных гарантиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:01, реферат

Описание

Обзор законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о порядке и условиях предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации подготовлен по предложению Комитета по бюджету, финансам и налогам Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области. Целью обзора является выявление специфики регулирования соответствующих отношений в региональном законодательстве.

Содержание

1. Введение

2. Понятие государственной гарантии субъекта Российской Федерации, общие положения о порядке и условиях предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации

3. Регулирование порядка и условий предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации в законодательстве субъектов Российской Федерации

3.1. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок и условия предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации

3.2. Особенности порядка предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации

3.3. Особенности условий предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации

4. Заключительные положения

Работа состоит из  1 файл

Обзор законодат-ва о гос гарантиях.docx

— 36.93 Кб (Скачать документ)

Предоставление государственной  гарантии субъекта Российской Федерации, а также заключение договора о  предоставлении этой гарантии осуществляется после представления принципалом  в орган, осуществляющий предоставление государственных гарантий субъектов  Российской Федерации документов согласно перечню, устанавливаемому указанным  органом.

Анализ финансового состояния  принципала в целях предоставления государственной гарантии субъекта Российской Федерации осуществляется финансовым органом субъекта Российской Федерации в установленном им порядке.

Законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной  финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных государственных  гарантий субъекта Российской Федерации.  

 

 
 

 

3. Регулирование  порядка и условий предоставления  государственных гарантий субъектов  Российской Федерации в законодательстве  субъектов Российской Федерации   

 

3.1 Нормативные  правовые акты субъектов Российской  Федерации, регулирующие порядок  и условия предоставления государственных  гарантий субъектов Российской  Федерации  

 

Основным документом, регулирующим порядок и условия предоставления государственных гарантий субъектов  Российской Федерации, является Бюджетный  кодекс Российской Федерации. Однако особенности  этой процедуры на той или иной территории устанавливаются непосредственно  законодательством каждого субъекта Российской Федерации. Подход к формированию законодательной базы, регулирующей процесс предоставления государственных  гарантий, различается в разных регионах, однако, можно выделить пять основных моделей правового регулирования  этого вопроса.

Модель № 1. Принятие закона субъекта Российской Федерации о  государственном долге, устанавливающего наравне с иными долговыми  обязательствами общие принципы предоставления государственных гарантий этим субъектом. На следующем этапе  принимается нормативный правовой акт исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации, устанавливающий на основании указанного закона конкретный порядок и условия  предоставления государственных гарантий субъекта Российской Федерации. Эта  модель используется, например, в городе Москве и Тюменской области.

Так, в городе Москве действует  Закон города Москвы от 14 ноября 2007 года № 43 «О государственном долге  города Москвы» (с последующими изменениями), а также Постановление Правительства  Москвы от 29 января 2008 года № 71-ПП «Об  утверждении Порядка организации  работы и взаимодействия органов  исполнительной власти города Москвы по предоставлению, оформлению и исполнению государственных гарантий города Москвы» (с последующими изменениями).

В Тюменской области действует  Закон Тюменской области от 26 сентября 2006 года № 494 «О государственном  долге Тюменской области» (с последующими изменениями), а также Постановление  Правительства Тюменской области  от 25 июля 2005 года № 121-п «Об утверждении  Положения о предоставлении государственных  гарантий Тюменской области (с последующими изменениями).

Модель № 2. Принятие специального закона субъекта Российской Федерации, регулирующего исключительно вопросы  предоставления государственных гарантий. На основании этого закона в случае необходимости принимаются нормативные  правовые акты исполнительных органов  государственной власти субъекта Российской Федерации. Эта модель используется, например, в Калининградской, Новосибирской, Тульской, Рязанской, Тверской областях, Ставропольском крае, Ханты-Мансийском автономном округе.

Так, в Калининградской  области действует Закон Калининградской  области от 18 марта 2008 года № 230 «О порядке  предоставления государственных гарантий Калининградской области» (с последующими изменениями).

В Новосибирской области  действует Закон Новосибирской  области от 6 мая 2008 года № 226-ОЗ «О порядке  предоставления государственных гарантий Новосибирской области» (с последующими изменениями).

В Тульской области действует  Закон Тульской области от 12 ноября 2007 года № 900-ЗТО «О порядке предоставления государственных гарантий Тульской области»

В Рязанской области действует  Закон Рязанской области от 6 августа 2008 года № 83-ОЗ «О предоставлении государственных  гарантий Рязанской области» (с последующими изменениями).

В Тверской области действует  Закон Тверской области от 9 июня 2009 года № 53-ЗО «О порядке предоставления государственных гарантий Тверской области».

В Ставропольском крае действует  Закон Ставропольского края от 30 июля 2008 года № 54-кз «О порядке предоставления государственных гарантий Ставропольского  края».

В Ханты-Мансийском автономном округе действует Закон Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры от 12 октября 2007 года № 130-оз «О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры» (с  последующими изменениями).

Модель № 3. Регулирование  процедуры предоставления государственных  гарантий субъекта Российской Федерации  в законах субъекта Российской Федерации, посвященных бюджетному устройству и бюджетному процессу соответствующего субъекта. Эта модель используется, например, в городе Санкт-Петербурге, Приморском крае.

Так, в городе Санкт-Петербурге действует Закон Санкт-Петербурга от 20июля 2007 года № 371-77 «О бюджетном  процессе в Санкт-Петербурге» (с  последующими изменениями).

В Приморском крае действует  Закон Приморского края от 2 августа 2005 года № 271-КЗ «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае» (с  последующими изменениями).

Модель № 4. Регулирование  процедуры предоставления государственных  гарантий субъекта Российской Федерации  нормативными правовыми актами, принимаемыми исполнительными органами государственной  власти субъекта Российской Федерации. Эта модель используется, например, в Свердловской и Ярославской  областях.

Так, в Свердловской области  действуют Постановление Правительства  Свердловской области от 03 апреля 2009 года № 366-ПП «Об утверждении Порядка  предоставления государственных гарантий Свердловской области субъектам  инвестиционной деятельности, прошедшим  отбор, в 2009 году» и Постановление  Правительства Свердловской области  от 06 августа 2002 года № 1145-ПП «Об утверждении  Положения о предоставлении государственных  гарантий Свердловской области» (с  последующими изменениями).

В Ярославской области  действует Постановление Администрации  Ярославской области от 06 февраля 2008 года № 27-а «О Порядке и условиях предоставления государственных гарантий Ярославской области» (с последующими изменениями).

Модель № 5. Регулирование  процедуры предоставления государственных  гарантий субъекта Российской Федерации  непосредственно в законе о бюджете  соответствующего субъекта Российской Федерации. Эта модель используется, например, в Ленинградской области.

Так, в Ленинградской области  в 2009 году предоставление государственных  гарантий производилось в порядке, утвержденном в приложении 162 к Областному закону от 27декабря 2008 года № 152-оз «Об  областном бюджете Ленинградской  области на 2009 год» (с последующими изменениями).

 
 

 

3.2 Особенности  порядка предоставления государственных  гарантий субъектов Российской  Федерации  

 

Государственные гарантии субъектов  Российской Федерации предоставляются  на основании:

закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной  финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

решений высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

договора о предоставлении государственной или муниципальной  гарантии.

Орган, осуществляющий предоставление государственных гарантий субъектов  Российской Федерации, устанавливает  перечень документов, предоставление которых является обязательным предварительным  условием предоставления государственной  или муниципальной гарантии и  заключения договора о предоставлении государственной или муниципальной  гарантии. Такой перечень документов существенно отличается в различных  субъектах Российской Федерации, как  по объему, так и по содержанию. Вместе с тем следует отметить, что  в большинстве случаев нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривается очень  широкий перечень предоставляемых  принципалом документов, что затрудняет и удлиняет процесс предоставления государственных гарантий Российской Федерации как для принципала, вынужденного собирать объемный пакет  документов, так и для субъекта Российской Федерации, выступающего гарантом и вынужденного такой перечень документов проверять.

Так, в соответствии с  пунктом 2.1 Постановления Правительства  Москвы «Об утверждении Порядка  организации работы и взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по предоставлению, оформлению и исполнению государственных гарантий города Москвы» рассмотрение вопроса  о предоставлении гарантии осуществляется на основании письменного обращения  потенциального принципала к Правительству  Москвы. Обращение направляется с  приложением в обязательном порядке  следующих документов:

- нотариально заверенной  копии устава (Положения) организации,  а также всех изменений и  дополнений к нему;

- нотариально заверенной  копии учредительного договора  или решения уполномоченного  органа о создании организации;

- копии лицензии на  осуществление хозяйственной деятельности  для осуществления лицензируемых  видов деятельности в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

- копии свидетельства  о внесении записи в Единый  государственный реестр юридических  лиц, заверенной в установленном  порядке;

- копии свидетельства  о постановке юридического лица  на учет в налоговом органе, заверенной в установленном порядке;

- копии бухгалтерских  отчетов за последние два года  в случае осуществления деятельности  более двух лет и последний  отчетный период с отметкой  налогового органа;

- справки налогового органа  о наличии или отсутствии просроченной  задолженности по налоговым и  иным обязательным платежам в  бюджеты всех уровней и государственные  внебюджетные фонды по состоянию  на 1 января текущего года и  последнюю отчетную дату;

- справки о действующих  расчетных (текущих) валютных  и рублевых счетах;

- бизнес-плана или технико-экономических  расчетов и обоснований, определяющих  финансово-экономические параметры  гарантируемого проекта или иных  обязательств и возможность их  выполнения, его бюджетную эффективность;

- копии документов или  их проектов, подтверждающих принятие  потенциальным бенефициаром обязательств  принципала;

- выписки из Единого  реестра договоров бюджетного  кредитования города Москвы;

- выписки из Государственной  долговой книги города Москвы.

В соответствии с пунктом 3.1 Постановления Правительства  Тюменской области «Об утверждении  Положения о предоставлении государственных  гарантий Тюменской области» для  рассмотрения вопроса о предоставлении государственной гарантии принципал  предоставляет в финансовый орган  Тюменской области следующие  документы:

1. Принципалы – юридические  лица:

- заявка на предоставление  государственной гарантии;

- нотариально заверенная  копия свидетельства о государственной  регистрации юридического лица;

- нотариально заверенная  копия Устава юридического лица;

- копия свидетельства  о постановке на учет в налоговом  органе;

- копия лицензии на  осуществление хозяйственной деятельности (в случае, если для занятия  соответствующим видом деятельности  необходима лицензия);

- копии документов, подтверждающих  полномочия должностного лица, подписавшего  заявку;

- карточка с образцами  подписей и оттиском печати;

- копия договора (соглашения) между принципалом и бенефициаром, в случае его отсутствия проект  договора (соглашения);

- бизнес-план или технико-экономическое  обоснование, которые должны содержать  расчеты по эффективности кредитной  сделки;

- заключение органа исполнительной  власти области в сфере экономики  и (или) отраслевого органа  исполнительной власти области  о целесообразности предоставления  государственной гарантии;

- копии бухгалтерских  отчетов принципала за последний  отчетный год и последний отчетный  период по установленным Министерством  финансов Российской Федерации  формам с приложением пояснительных  записок и отметкой налогового  органа об их принятии;

- справка из налогового  органа об отсутствии просроченной (неурегулированной) задолженности  принципала по налогам, сборам  и иным обязательным платежам  в бюджеты бюджетной системы  Российской Федерации;

- справка из налогового  органа о счетах принципала, открытых  в кредитных организациях на  последнюю отчетную дату;

- справки из обслуживающих  банков об оборотах по расчетным  счетам за последние 6 месяцев  и об отсутствии картотеки  № 2;

- расшифровка дебиторской  и кредиторской задолженности  по бухгалтерскому балансу за  последний отчетный период (по  каждому виду задолженности) с  указанием наиболее крупных дебиторов  и кредиторов (более 5% от общей  суммы задолженности) и дат  их возникновения;

- расшифровка долгосрочных  и краткосрочных финансовых вложений  по бухгалтерскому балансу за  последний отчетный период;

- расшифровка основных  средств по бухгалтерскому балансу  за последний отчетный период;

- расшифровка долгосрочных  и краткосрочных кредитов и  займов по бухгалтерскому балансу  за последний отчетный период  и на дату обращения с указанием  кредиторов, величины долга, даты  получения и даты погашения  кредитов, видов их обеспечения,  процентной ставки, периодичности  погашения, сумм просроченной  задолженности с приложением  подтверждающих документов;

Информация о работе Обзор законодательства о государственных гарантиях