Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является изучение теоретических основ института финансового контроля в Российской Федерации и выявление путей к его возможному совершенствованию.
Основными задачами, которые были поставлены при написании данной работы, являются:
определение понятия и сущности финансового контроля;
изучение форм и методов проведения финансового контроля;
изучение нормативно-правовой базы, регулирующей институт финансового контроля;
поиск направлений по совершенствованию финансового контроля и его нормативно-правовой базы.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового контроля 5
1.1. Понятие финансового контроля и его сущность 5
2.2. Цели, принципы, предмет и метод, финансового контроля. 9
2.3. Финансовая дисциплина 13
Глава 2. Осуществление финансового контроля в Российской Федерации 15
1.1. Формы проведения финансового контроля 15 -
2.2. Организация и проведение финансового контроля - 17 -
2.3 Субъекты, осуществляющие финансовый контроль в РФ - 19 -
Глава 3. Пути совершенствования финансового контроля - 33 -
Заключение - 39 -

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ11.docx

— 108.07 Кб (Скачать документ)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового контроля 5

1.1. Понятие финансового контроля и его сущность 5

2.2. Цели, принципы, предмет и метод, финансового контроля. 9

2.3. Финансовая дисциплина 13

Глава 2. Осуществление финансового контроля в Российской Федерации 15

1.1. Формы проведения финансового контроля 15 -

2.2. Организация и проведение финансового контроля - 17 -

2.3 Субъекты, осуществляющие финансовый контроль в РФ - 19 -

Глава 3. Пути совершенствования финансового контроля - 33 -

Заключение - 39 -

 

 

 

Введение

В системе управления финансовыми ресурсами особое место с точки зрения 
эффективности организации их формирования, распределения и использования в 
общественном воспроизводстве занимает институт финансового контроля. Финансовый 
контроль призван предотвращать и выявлять нарушения законодательно установленных 
норм финансового оборота государственного и частного капитала, а также обеспечить 
эффективность хозяйственных операций.

Основными звеньями финансового контроля являются Счетная палата РФ, счетные палаты на региональном и муниципальном уровнях, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Центральный банк РФ, Главное управление федерального казначейства Минфина России, Комитет РФ по финансовому мониторингу, муниципальные казначейства и муниципальные налоговые инспекции, различные общественные объединения.1

В стране действует ряд нормативно-правовых актов, которые в той или иной  мере регулируют контрольную и надзорную деятельность. Однако сориентироваться в компетенции и полномочиях контролирующих органов стало весьма затруднительно. Это не позволяет субъектам экономических отношений эффективно использовать их для защиты прав и законных интересов, противостоять злоупотреблениям и порой неквалифицированным, ошибочным действиям работников контролирующих органов.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что контроль проникает, по существу, во все сферы экономики, затрагивает интересы миллионов людей и десятков тысяч предприятий и организаций. Эффективная система финансового контроля является необходимым условием обеспечения законности, целесообразности и эффективности    деятельности по контролю за финансово-хозяйственными оборотами государственного, муниципального и частного капиталов.

Целью написания данной работы является изучение теоретических основ института финансового контроля в Российской Федерации и выявление путей к его возможному совершенствованию.

Основными задачами, которые были поставлены при написании данной работы, являются:

  • определение понятия и сущности финансового контроля;
  • изучение форм и методов проведения финансового контроля;
  • изучение нормативно-правовой базы, регулирующей институт финансового контроля;
  • поиск направлений по совершенствованию финансового контроля и его нормативно-правовой базы.

Основная  часть работы разделена на три  главы. Первая глава посвящена теоретическим  основам финансового контроля и  включает в себя определение предмета финансового контроля, его цели и  принципы. Во второй главе отражены формы проведения финансового контроля в РФ, а также подробное внимание уделено органам, осуществляющим финансово-контрольную  деятельность. В третьей главе  представлена общая оценка системы  финансового контроля в РФ и сформулированы некоторые предложения по её совершенствованию.

Теоретической базой для написания  данной работы послужили научные  работы различных авторов в форме  статей и докладов, ряд нормативно-правовых актов разного уровня, учебно-методические пособия и другие источники.

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового контроля

1.1. Понятие финансового контроля и его сущность

Ни одно государство не может  эффективно функционировать без  хорошо 
отлаженной системы государственного контроля. С контроля начинается 
исполнительность, ответственность, сбалансированность развития и безопасность 
общественной системы, населения, человека, субъектов экономических отношений. Финансовый контроль и, прежде всего государственный финансовый контроль 
имеет особую важность для жизнедеятельности общества.2

Государственный  и  муниципальный  финансовый  контроль представляет собой  институт Общей части финансового  права. Эта  позиция  является  общепризнанной  в  науке  финансового права.3  В то же время некоторые ученые отмечают только специфические виды финансового контроля, осуществляемые различным и органам и в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой и других сферах.4 В науке существует обоснованная позиция, относящая финансовый контроль к подотрасли финансового права.5

Государственный  и  муниципальный  финансовый  контроль является  составной  частью финансового контроля  и одним  из видов  государственного  контроля. Контроль  необходимо рассматривать в качестве одной  из форм управленческой деятельности,  т.е. как самостоятельную  функцию управления, имеющую целевую направленность,  определенное содержание и способы  его  осуществления.   Подобное  понимание  финансового контроля  присуще большинству развитых стран  мира и  закреплено  в  международных документах.  Так, в  преамбуле Лимской Декларации руководящих принципов    контроля,    принятой IX   Конгрессом   Международной   организации   высших   контрольных органов, организация  контроля определена в качестве обязательного  элемента  управления  общественным и  финансовыми средствами, так как такое управление  влечет за собой  ответственность  перед  обществом6.  Такой подход  позволяет осуществить сравнительный анализ  финансового  контроля,  сопоставить фактические   результаты   финансовой   деятельности   с заранее  показателями. Система финансового контроля исходит из того, что государственные финансы имеют структуру: федеральный бюджет, бюджеты регионов, система специальных 
внебюджетных фондов. Государственные денежные фонды имеют финансовую и 
кредитную формы, а во взаимодействии отечественных и зарубежных субъектов финансовых 
взаимоотношений проявляется валютная сущность финансов, выступающих в форме 
отечественной и иностранной валюты. Контроль валютных процессов имеет 
общенациональную значимость как в деле инвестиционной активности, стабильности 
национальной финансово-денежной системы, так и в обеспечении экономической 
безопасности страны.7

Финансовый   контроль   служит   формой   реализации   контрольной  функции  финансов  и  с  позиций  финансового  права призван  в  первую очередь охранять и  обеспечивать права государства  и  муниципальных  образований.  Финансовый  контроль имеет стоимостное  выражение,  поэтому  он  осуществляется во всех  сферах  общественного  воспроизводств а  и  сопровождает все этапы финансовой деятельности  государства,  муниципальных образований,  предприятий,  учреждений,  организаций.

Указом  Президента РФ от 25  июля  1996 г.  № 1095  «О  мерах по   обеспечению   государственного   финансового   контроля   в Российской   Федерации»8 установлено,   что   государственный финансовый  контроль включает в себя  контроль за  исполнением  федерального  бюджета  и  бюджетов  внебюджетных  фондов, организацией  денежного  обращения,  использованием  кредитных   ресурсов,   состоянием   государственного   внутреннего   и внешнего  долга,  государственных  резервов,  предоставлением финансовых  и  налоговых льгот и  преимуществ.

Контроль —  это  правовая  конструкция,  призванная  обеспечить строгое  и  неукоснительное исполнение  законов,  соблюдение  правовой  дисциплины  органами  государственной  власти, органами  местного  самоуправления,  физическим и юридическим и лицами.  Сущность  и  назначение  контроля  состоят в  наблюдении  за деятельностью подконтрольного  субъекта;  в  получении  объективно й  и  достоверной  информации  о  состоянии законности  и дисциплины на этом субъекте;  в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям;  в принятии мер по  привлечению  к  ответственности  нарушителей  законности  и  дисциплины.  Финансовый  контроль  является  способом организации  обратных  связей,  благодаря  которым  государственные  или  муниципальные  органы  получают  информацию  о ходе  выполнения  принятых  ими  нормативных  правовых актов.

Установление контроля за финансовой деятельностью  является  одним  из  направлений  финансовой  политики  государства. Государственный и  муниципальный финансовый  контроль осуществляется в  целях реализации финансовой  политики,  и  в таком  качестве он  имеет несколько аспектов.

Во-первых,  государственный  и  муниципальный  финансовый контроль представляет собой  одну из функций  государственного управления. Он  обеспечивает проверку финансовой деятельности  участников  финансовых  правоотношений  в  целях  предотвращения  или  выявления  нарушений  норм  права.

Во-вторых,   государственный   и   муниципальный   финансовый  контроль  —  это  одна  из  стадий  конкретных  управленческих  действий   государства. Так, установив   правило   подач и физическим и лицам и  налоговой декларации,  государство  в лице  налоговых органов  получает возможность сопоставлять расходы и доходы  конкретного гражданина,  контролировать  полноту и своевременность уплаты  им  обязательных  платежей  в бюджет.

В-третьих,  государственный  и  муниципальный  финансовый контроль  —  это  форма  обратной  связи  в  системе  финансово-правового  регулирования,  поскольку,  получая  информацию  о совершаемых  противоправных  деяниях  в  финансовой  сфере, государство  оценивает  проводимую  финансовую  политику  и осуществляет ее  своевременную  корректировку.

В-четвертых,  государственный  и  муниципальный  финансовый  контроль  представляет собой  способ  поддержания  режима законности  и  правопорядка  в  финансовой  сфере,  поскольку о н направлен на  обеспечение соблюдения  норм  финансового права.

С учетом  изложенного  для  объективной оценки роли и  места  финансового  контроля  его  следует рассматривать  в двух аспектах: узком и широком.

В   широком  аспекте  государственный и   муниципальный   финансовый  контроль  —  это  совокупность  мер  государственного регулирования,  обеспечивающих  в  целя х  осуществления  эффективной  государственной  финансовой  политик и  экономическую  безопасность  России и  соблюдение  государственных  и муниципальных интересов  в  процессе  публичной  финансовой деятельности.

В  узком  аспекте государственный и муниципальный финансовый  контроль — это контроль  государства и  муниципальных образований в лице  компетентных органов, а также  иных уполномоченных органов за законность ю  и  целесообразностью действий  в  процессе аккумулирования,  распределения и использования денежных  фондов  государства и  муниципальных  образований    в    целях    эффективного    социально-экономического развития  страны.

Финансовый  контроль,  как  и  контроль  вообще,  представляет  собой  специальный  способ  обеспечения  законности  в  финансовом  праве  и  осуществляется  на  всех стадиях финансовой деятельности.  Поскольку финансовый  контроль  является  разновидностью  государственного  контроля,  он  несет  в  себе  все сущностные черты последнего.  В то же  время  государственный и  муниципальный  финансовый  контроль имеет некоторые специфические черты,  отличающие  его от иных  направлений контрольной деятельности  и заключающиеся в особенностях  его объекта  и  предмета,  состава субъектов  контроля  (органов  и агентов)  и  подконтрольных субъектов,  целей  и  задач,  а также форм  и  методов.  Специфика  государственного  и  муниципального финансового контроля зависит и  от сфер финансовой деятельности,  в которых он  осуществляется:  бюджетной,  налоговой,  кредитной,  страховой  сфер,  сфер денежного обращения  и валютного  регулирования,  аккумулирования,  распределения  и использования финансов  предприятий  и др.

В  сферу  государственного  и  муниципального  контроля  не входит проверка  исполнения  финансовых требований  и правил экономического,  а не  юридического характера,  которые хотя  и влияют  на  публичную  финансовую деятельность,  но  не  относятся    к   финансово-правовому   регулированию   (управление портфелем ценных бумаг,  планирование  прибыли  на коммерческом  предприятии,  соблюдение  экспортных  и  импортных  квот и т. д.).  Государственный и  муниципальный финансовый  контроль за  частным  сектором  экономики  затрагивает только  сферу   выполнения   денежных   обязательств   перед   государством (уплату  налогов  и  иных  обязательны х  платежей),  соблюдение законности  и  целевого  использования  при  расходовании  выделенных им  бюджетных средств,  соблюдение установленных государством  правил  ведения бухгалтерского  учета,  расчетных, кассовых,  валютных  операций,  а также выполнение  законных требований органов государства и органов местного самоуправления  относительно  предоставления  какой-либо  финансовой документации.

Эффективность  финансового  контроля  со  стороны  государства  и муниципальных образований  во многом зависит от качества организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового, ведения валютных операций и т. д.

Таким  образом,   основным и   направлениям и   финансового контроля являются  проверка  соблюдения  субъектами финансового  права  законодательства  и  обеспечение  целесообразности финансовой  деятельности  государства  и  муниципальных  образований. Однако  сферой  осуществления финансового  контроля следует считать  не  только  финансовую деятельность государства и  муниципальных образований,  но также и финансовую деятельность  физических  и  юридических  лиц ,  связанную  с  публичным и  интересами .

 

2.2. Цели, принципы, предмет и метод, финансового контроля.

Цель государственного и  муниципального  финансового  контроля  может  быть  определена  как  обеспечение  законности  и эффективности  публичной  финансовой  деятельности.   Наиболее  очевидно  это  выражается  в  проверке  соблюдения  различных финансово-правовых  режимов:  налоговых режимов,  режимов валютных  ограничений,  иммунитета  бюджета и т.д.  Финансовый   контроль за   законностью   распространяется   и   на совершение  финансовых действий  (операций),  установленных не  только  запрещающим и  нормами.  Например,  согласно пункту 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подконтрольным и  являются  требования  о  предоставлении  органам и  исполнительной  власти,  органами  местного самоуправления всей  информации,   необходимой  для  осуществления   парламентского контроля  законодательным  (представительным) органам,  представительным  органам  местного самоуправления  в  пределах  их компетенции  по бюджетным вопросам.

Информация о работе Финансовый контроль