Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение теоретических основ института финансового контроля в Российской Федерации и выявление путей к его возможному совершенствованию.
Основными задачами, которые были поставлены при написании данной работы, являются:
определение понятия и сущности финансового контроля;
изучение форм и методов проведения финансового контроля;
изучение нормативно-правовой базы, регулирующей институт финансового контроля;
поиск направлений по совершенствованию финансового контроля и его нормативно-правовой базы.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового контроля 5
1.1. Понятие финансового контроля и его сущность 5
2.2. Цели, принципы, предмет и метод, финансового контроля. 9
2.3. Финансовая дисциплина 13
Глава 2. Осуществление финансового контроля в Российской Федерации 15
1.1. Формы проведения финансового контроля 15 -
2.2. Организация и проведение финансового контроля - 17 -
2.3 Субъекты, осуществляющие финансовый контроль в РФ - 19 -
Глава 3. Пути совершенствования финансового контроля - 33 -
Заключение - 39 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового контроля 5
1.1. Понятие финансового контроля и его сущность 5
2.2. Цели, принципы, предмет и метод, финансового контроля. 9
2.3. Финансовая дисциплина 13
Глава 2. Осуществление финансового контроля в Российской Федерации 15
1.1. Формы проведения финансового контроля 15 -
2.2. Организация и проведение финансового контроля - 17 -
2.3 Субъекты, осуществляющие финансовый контроль в РФ - 19 -
Глава 3. Пути совершенствования финансового контроля - 33 -
Заключение - 39 -
Введение
В системе
управления финансовыми ресурсами особое
место с точки зрения
эффективности организации их формирования,
распределения и использования в
общественном воспроизводстве занимает
институт финансового контроля. Финансовый
контроль призван предотвращать и выявлять
нарушения законодательно установленных
норм финансового оборота государственного
и частного капитала, а также обеспечить
эффективность хозяйственных операций.
Основными звеньями финансового контроля являются Счетная палата РФ, счетные палаты на региональном и муниципальном уровнях, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Центральный банк РФ, Главное управление федерального казначейства Минфина России, Комитет РФ по финансовому мониторингу, муниципальные казначейства и муниципальные налоговые инспекции, различные общественные объединения.1
В стране действует ряд нормативно-правовых актов, которые в той или иной мере регулируют контрольную и надзорную деятельность. Однако сориентироваться в компетенции и полномочиях контролирующих органов стало весьма затруднительно. Это не позволяет субъектам экономических отношений эффективно использовать их для защиты прав и законных интересов, противостоять злоупотреблениям и порой неквалифицированным, ошибочным действиям работников контролирующих органов.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что контроль проникает, по существу, во все сферы экономики, затрагивает интересы миллионов людей и десятков тысяч предприятий и организаций. Эффективная система финансового контроля является необходимым условием обеспечения законности, целесообразности и эффективности деятельности по контролю за финансово-хозяйственными оборотами государственного, муниципального и частного капиталов.
Целью написания данной работы является изучение теоретических основ института финансового контроля в Российской Федерации и выявление путей к его возможному совершенствованию.
Основными задачами, которые были поставлены при написании данной работы, являются:
Основная часть работы разделена на три главы. Первая глава посвящена теоретическим основам финансового контроля и включает в себя определение предмета финансового контроля, его цели и принципы. Во второй главе отражены формы проведения финансового контроля в РФ, а также подробное внимание уделено органам, осуществляющим финансово-контрольную деятельность. В третьей главе представлена общая оценка системы финансового контроля в РФ и сформулированы некоторые предложения по её совершенствованию.
Теоретической базой для написания данной работы послужили научные работы различных авторов в форме статей и докладов, ряд нормативно-правовых актов разного уровня, учебно-методические пособия и другие источники.
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового контроля
1.1. Понятие финансового контроля и его сущность
Ни одно государство не может
эффективно функционировать без
хорошо
отлаженной системы государственного
контроля. С контроля начинается
исполнительность, ответственность, сбалансированность
развития и безопасность
общественной системы, населения, человека,
субъектов экономических отношений. Финансовый
контроль и, прежде всего государственный
финансовый контроль
имеет особую важность для жизнедеятельности
общества.2
Государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой институт Общей части финансового права. Эта позиция является общепризнанной в науке финансового права.3 В то же время некоторые ученые отмечают только специфические виды финансового контроля, осуществляемые различным и органам и в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой и других сферах.4 В науке существует обоснованная позиция, относящая финансовый контроль к подотрасли финансового права.5
Государственный и муниципальный
финансовый контроль является составной
частью финансового контроля и одним
из видов государственного контроля.
Контроль необходимо рассматривать
в качестве одной из форм управленческой
деятельности, т.е. как самостоятельную
функцию управления, имеющую целевую направленность,
определенное содержание и способы
его осуществления. Подобное
понимание финансового контроля
присуще большинству развитых стран
мира и закреплено в международных
документах. Так, в преамбуле Лимской
Декларации руководящих принципов
контроля, принятой IX
Конгрессом Международной
организации высших контрольных
органов, организация контроля определена
в качестве обязательного элемента
управления общественным и финансовыми
средствами, так как такое управление
влечет за собой ответственность
перед обществом6. Такой подход позволяет
осуществить сравнительный анализ
финансового контроля, сопоставить
фактические результаты финансовой
деятельности с заранее показателями. Система
финансового контроля исходит из того,
что государственные финансы имеют структуру:
федеральный бюджет, бюджеты регионов,
система специальных
внебюджетных фондов. Государственные
денежные фонды имеют финансовую и
кредитную формы, а во взаимодействии
отечественных и зарубежных субъектов
финансовых
взаимоотношений проявляется валютная
сущность финансов, выступающих в форме
отечественной и иностранной валюты. Контроль
валютных процессов имеет
общенациональную значимость как в деле
инвестиционной активности, стабильности
национальной финансово-денежной системы,
так и в обеспечении экономической
безопасности страны.7
Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции финансов и с позиций финансового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать права государства и муниципальных образований. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводств а и сопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций.
Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»8 установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Контроль — это правовая конструкция, призванная обеспечить строгое и неукоснительное исполнение законов, соблюдение правовой дисциплины органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическим и юридическим и лицами. Сущность и назначение контроля состоят в наблюдении за деятельностью подконтрольного субъекта; в получении объективно й и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на этом субъекте; в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям; в принятии мер по привлечению к ответственности нарушителей законности и дисциплины. Финансовый контроль является способом организации обратных связей, благодаря которым государственные или муниципальные органы получают информацию о ходе выполнения принятых ими нормативных правовых актов.
Установление контроля за финансовой деятельностью является одним из направлений финансовой политики государства. Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях реализации финансовой политики, и в таком качестве он имеет несколько аспектов.
Во-первых, государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой одну из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку финансовой деятельности участников финансовых правоотношений в целях предотвращения или выявления нарушений норм права.
Во-вторых, государственный и муниципальный финансовый контроль — это одна из стадий конкретных управленческих действий государства. Так, установив правило подач и физическим и лицам и налоговой декларации, государство в лице налоговых органов получает возможность сопоставлять расходы и доходы конкретного гражданина, контролировать полноту и своевременность уплаты им обязательных платежей в бюджет.
В-третьих, государственный и муниципальный финансовый контроль — это форма обратной связи в системе финансово-правового регулирования, поскольку, получая информацию о совершаемых противоправных деяниях в финансовой сфере, государство оценивает проводимую финансовую политику и осуществляет ее своевременную корректировку.
В-четвертых, государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой способ поддержания режима законности и правопорядка в финансовой сфере, поскольку о н направлен на обеспечение соблюдения норм финансового права.
С учетом изложенного для объективной оценки роли и места финансового контроля его следует рассматривать в двух аспектах: узком и широком.
В широком аспекте государственный и муниципальный финансовый контроль — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целя х осуществления эффективной государственной финансовой политик и экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных интересов в процессе публичной финансовой деятельности.
В узком аспекте государственный и муниципальный финансовый контроль — это контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законность ю и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны.
Финансовый контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в финансовом праве и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности. Поскольку финансовый контроль является разновидностью государственного контроля, он несет в себе все сущностные черты последнего. В то же время государственный и муниципальный финансовый контроль имеет некоторые специфические черты, отличающие его от иных направлений контрольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля (органов и агентов) и подконтрольных субъектов, целей и задач, а также форм и методов. Специфика государственного и муниципального финансового контроля зависит и от сфер финансовой деятельности, в которых он осуществляется: бюджетной, налоговой, кредитной, страховой сфер, сфер денежного обращения и валютного регулирования, аккумулирования, распределения и использования финансов предприятий и др.
В сферу государственного и муниципального контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на публичную финансовую деятельность, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т. д.). Государственный и муниципальный финансовый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выполнения денежных обязательств перед государством (уплату налогов и иных обязательны х платежей), соблюдение законности и целевого использования при расходовании выделенных им бюджетных средств, соблюдение установленных государством правил ведения бухгалтерского учета, расчетных, кассовых, валютных операций, а также выполнение законных требований органов государства и органов местного самоуправления относительно предоставления какой-либо финансовой документации.
Эффективность финансового контроля со стороны государства и муниципальных образований во многом зависит от качества организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового, ведения валютных операций и т. д.
Таким образом, основным и направлениям и финансового контроля являются проверка соблюдения субъектами финансового права законодательства и обеспечение целесообразности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Однако сферой осуществления финансового контроля следует считать не только финансовую деятельность государства и муниципальных образований, но также и финансовую деятельность физических и юридических лиц , связанную с публичным и интересами .
2.2. Цели, принципы, предмет и метод, финансового контроля.
Цель государственного и муниципального финансового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности. Наиболее очевидно это выражается в проверке соблюдения различных финансово-правовых режимов: налоговых режимов, режимов валютных ограничений, иммунитета бюджета и т.д. Финансовый контроль за законностью распространяется и на совершение финансовых действий (операций), установленных не только запрещающим и нормами. Например, согласно пункту 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подконтрольным и являются требования о предоставлении органам и исполнительной власти, органами местного самоуправления всей информации, необходимой для осуществления парламентского контроля законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам.