Нестандартные формы занятости. Временные работники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:42, реферат

Описание

Одной из форм нестандартной занятости является работа по временным контрактам. Эта форма занятости получает все большее распространение, и в настоящее время, например, в странах Западной Европы удельный вес временных работников составляет в среднем 6—8% рабочей силы. К категории временных относятся работники, нанимаемые по контрактам на определенный срок, занятые в промышленности на условиях подряда, а также находящиеся на учебе в специальных посреднических фирмах временной занятости.

Работа состоит из  1 файл

Нестандартные формы занятости.docx

— 29.64 Кб (Скачать документ)

Нестандартные формы  занятости. Временные работники

Одной из форм нестандартной  занятости является работа по временным  контрактам. Эта форма занятости  получает все большее распространение, и в настоящее время, например, в странах Западной Европы удельный вес временных работников составляет в среднем 6—8% рабочей силы. К категории временных относятся работники, нанимаемые по контрактам на определенный срок, занятые в промышленности на условиях подряда, а также находящиеся на учебе в специальных посреднических фирмах временной занятости. Предприятия, использующие временную рабочую силу по контрактам, имеют возможности для повышения эффективности своей деятельности за счет следующих факторов. 1. Они могут применять то количество рабочей силы, которое необходимо на данном этапе функционирования производства вследствие экономической конъюнктуры, не связывая себя гарантами занятости. Временный персонал, например, не пользуется законодательными гарантиями защиты от увольнений. Временные работники не обеспечиваются ни пособиями по увольнению, ни пособиями по безработице. 2. Используя временных работников, предприниматели снижают издержки на рабочую силу за счет более низкой заработной платы и ограниченного набора социальных выплат для этой категории занятых. 3. Временные работники используются на непрестижных рабочих местах. 4. За счет временных работников предприятия замещают постоянных работников, отсутствующих по болезни, находящихся в отпусках, проходящих профподготовку или переподготовку. 5. Использование временного найма для отбора постоянной рабочей силы, исходя из профессиональных критериев, отношения к труду, социальной активности. 6. Поскольку временный персонал привык к частой сменяемости рабочих мест, затраты времени на вхождение его в работу сокращаются и труд сразу же становится производительным. В США, например, отмечены случаи, когда администрация предприятий постепенно заменяет постоянный персонал временным, пользуясь изменениями в федеральной политике занятости, согласно которой стало возможным нанимать временных работников, не гарантируя им обеспеченность работой или социальными выплатами и льготами в течение четырех лет. По данным проведенного в США опроса, основными мотивами обращения предпринимателей к временной рабочей силе являются временное замещение вакансий (до найма постоянного работника или перехода временного работника на это место на постоянной основе) (55% ответов); потребность в дополнительной рабочей силе в период вью о кой конъюнктуры (53%); использование временных работников для реализации разовых проектов (44%); замена постоянных работников в отпускной период (37%).

Еще совсем недавно экспертное сообщество и средства массовой информации обсуждали ситуацию с досрочно исчерпанными квотами на привлечение иностранных  работников, критиковали действующую  систему квотирования и даже предлагали вовсе отказаться от ограничений  для въезда трудящихся-мигрантов  в Россию. В декабре 2008 года в связи  с ухудшающейся ситуацией на рынке  труда Председатель Правительства  Российской Федерации поставил задачу сокращения привлечения иностранной  рабочей силы в два раза. В какую  сторону теперь может повернуться  вектор государственного регулирования  в области внешней трудовой миграции? Нужны ли России трудящиеся-мигранты в условиях кризиса?  
       В последние годы привлечение иностранных работников значительно росло. За период с 2006 по 2008 гг. численность трудящихся-мигрантов возросла более чем в 3 раза. Общая потребность работодателей в привлечении иностранных работников в прошлом году составила 2 517 тыс. человек, в том числе заявленная в 2007 году - 1 336 тыс. человек и дополнительно в 2008 году - 1 181 тыс. человек. На 2009 год работодатели представили заявки о потребности в привлечении иностранной рабочей силы в объеме около 2 534 тыс. человек. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу составила 3,8 млн. человек. 
       Значительное количество иностранных работников было востребовано в регионах, где наблюдался активный экономический рост, развитие промышленного производства, либо освоение новых месторождений полезных ископаемых, что требовало привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Основными потребителями иностранной рабочей силы являлись и остаются города Москва и Санкт-Петербург, Московская, Новосибирская, Иркутская, Тюменская области, Хабаровский, Приморский края, Ханты-Мансийский автономный округ. Особым регионом, привлекающим большое число иностранных работников, с 2008 года стал Краснодарский край в связи со строительством олимпийских объектов. 
       Сегодня иностранные работники привлекаются в строительство, обрабатывающее производство, торговлю, транспорт и сферу услуг более чем по 2,6 тыс. наименований профессий и должностей.  
       Анализ профессионально-квалификационной структуры потребности в иностранных работниках показывает, что иностранные граждане в основном привлекаются по профессиям рабочих. При этом значительная часть мигрантов занимается неквалифицированным трудом.

Таблица. Профессионально-квалификационная структура потребности в иностранных работниках на 2009 г. 
(по данным Минздравсоцразвития России)

Наименование  группы

Профессии, должности

тыс. чел.

%

Руководители учреждений, организаций и предприятий

генеральный директор предприятия, производитель работ, специалист, директор фирмы

157,1

6,2

Специалисты высшего уровня квалификации

инженер, архитектор, инженер-проектировщик, агроном, консультант, товаровед, экономист

64,2

2,5

Специалисты среднего уровня квалификации

электрик участка, механик, техник, агент торговый, экспедитор, агент коммерческий, бухгалтер

76,4

3,0

Служащие, занятые подготовкой  информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием

учетчик, кассир

2,2

0,1

Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности

повар, кухонный рабочий, официант, продавец непродовольственных товаров, рабочие зеленого хозяйства профессии

80,5

3,2

Квалифицированные работники  сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства

овощевод, вальщик леса

91,5

3,6

Квалифицированные рабочие  крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр

каменщик, бетонщик, штукатур, плотник, арматурщик, электрогазосварщик, слесарь-ремонтник, слесарь по ремонту автомобилей, формовщик изделий, швея профессии

110,3

43,6

Операторы, аппаратчики, машинисты  установок и машин и слесари - сборщики

машинист бульдозера, оператор пульта управления, монтажник, водитель автомобиля, тракторист, водитель погрузчика

271,7

10,7

Неквалифицированные рабочие

рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, подсобные рабочие, пастух, грузчик, уборщик, дворник

682,3

27,1


С одной стороны, рабочие места для иностранных  работников - это тяжелый, низкоквалифицированный и малооплачиваемый труд, который зачастую осуществляется во вредных и опасных условиях. Понятия «достойный труд» и «трудовая миграция» редко встречаются в российской практике. 
       Большая часть иностранных работников осуществляют трудовую деятельность по рабочим профессиям, среди которых наиболее востребованы подсобные рабочие, каменщики, опалубщики, штукатуры, плотники, маляры. К тому же, даже в условиях экономического кризиса население России останется инертным, так как низкая территориальная мобильность рабочей силы обусловлена, прежде всего, проблемой жилищного обустройства. 
       Таким образом, потребность в привлечении иностранных работников, например в сфере строительства, сохранится, поскольку высвобождение трудовых ресурсов не решит проблему структурного дефицита кадров, связанную и с мобильностью рабочей силы, и с качеством рабочих мест. 
       С другой стороны, на руководящие должности представительств, открываемых в России иностранными компаниями, чаще назначаются иностранные граждане, имеющие соответствующий опыт управления за рубежом. Также иностранные граждане занимают рабочие места, требующие высокой квалификации в связи с особенностью производственного процесса и применяемого импортного оборудования. Таким образом, привлечение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа также останется актуальным.  

 С учетом  стратегической задачи формирования  новой экономики должна быть  пересмотрена и структура привлекаемой  иностранной рабочей силы. Необходимо  создание благоприятных условий  и стимулирование привлечения  в страну высококвалифицированных  специалистов из-за рубежа. Новые  положения миграционного законодательства, вступившие в силу в 2007 году, создали такую возможность. 
       В 2008 году Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации был утвержден перечень должностей иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них специальности, на которые квоты не распространяются . 
       В указанный перечень включены руководители (генеральный директор акционерного общества, генеральный директор объединения, генеральный директор предприятия, директор завода, директор представительства, директор фабрики, директор предприятия, директор фирмы, директор акционерного общества) и высококвалифицированные специалисты (биофизик, биохимик, инженер-микробиолог, инженер по защите информации, инженер по автоматизации и механизации производственных профессий). 
       По должностям, указанным в перечне, на 2008 год работодателями было заявлено почти 16 тысяч иностранных работников. Наиболее востребованными оказались генеральный директор предприятия, директор (начальник, управляющий) предприятия. Напротив, некоторые должности (биофизик, биохимик, инженер по автоматизации и механизации производственных процессов) оказались вовсе невостребованными. По специальностям инженер-микробиолог и инженер по защите информации планировалось привлечь 3 и 5 человек соответственно.

Виды прав иностранных граждан  в области занятости 
 

В области занятости  иностранным гражданам принадлежат  следующие права:

  1. Право граждан на выбор места работы. Иностранные граждане наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

  1. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости. Иностранные граждане наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

  1. Право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации. Иностранные граждане наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.

  1. Право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц. Иностранные граждане наравне с гражданами Российской Федерации вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Оказание содействия иностранным  гражданам в поиске подходящей работы

 

 

Для получения  государственной услуги содействия в поиске подходящей работы при последующих  обращениях иностранные граждане представляют следующие документы:

  • документы, удостоверяющие личность и гражданство иностранного гражданина, - иностранные граждане;

  • документы, удостоверяющие личность, - лица без гражданства;

  • индивидуальную программу реабилитации инвалида, выдаваемую в установленном порядке, - граждане, являющиеся инвалидами.

Результатом предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы является получение иностранным  гражданином выписки из регистра получателей государственных услуг  в сфере занятости населения (банка  вакансий и работодателей), содержащей сведения о свободных рабочих  местах (вакантных должностях) или  об отсутствии вариантов подходящей работы, а также направления на работу.

 

 

Информирование иностранных граждан  о положении на рынке труда  в субъекте Российской Федерации

 

 

Государственная услуга по информированию о положении  на рынке труда в субъекте Российской Федерации предоставляется неопределенному  кругу лиц с использованием средств  массовой информации, сети Интернет, информационно-телекоммуникационных сетей, средств связи, иными законными способами.

Государственная услуга предоставляется также работниками  центров занятости населения  при обращении гражданина с заявлением-анкетой, которая является документом, необходимым  для получения государственной  услуги определенным лицом. 
Предоставление документов для получения государственной услуги неопределенным кругом лиц не требуется. 
 

Информирование иностранных граждан  о положении на рынке труда  в Российской Федерации, правах и  гарантиях в области занятости  населения и защиты от безработицы

 

 

Для получения  государственной услуги по информированию о положении на рынке труда  в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы необходимо лично или письменно обратиться в Федеральную службу по труду и занятости.

Предоставление  государственной услуги также осуществляется путем размещения в средствах  массовой информации, на официальном  сайте Роструда в сети Интернет информации о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.

В случае если получатель государственной услуги нуждается  в уточнении отдельных сведений о положении на рынке труда  в Российской Федерации, правах и  гарантиях в области занятости  населения и защиты от безработицы, необходимо:

Информация о работе Нестандартные формы занятости. Временные работники