Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:24, контрольная работа
С развитием и изменением экономической и социальной жизни общества, роль и значение коллективного договора в регулировании труда неоднократно менялись. В условиях становления и развития рынка труда в современных условиях и новых по своему характеру общественных связях в современной России происходит очередное изменение содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнёрского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.
1. Введение стр. 3
2. История заключения коллективных договоров в России стр. 4
Понятие коллективного договора
Значение коллективного договора
Стороны коллективного договора
Содержание коллективного договора
Порядок заключения коллективного договора
Заключение
Решение задач
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Институт
ПРАВА»
Учебная дисциплина «Трудовое право»
(контрольная работа)
1. | Введение | стр. 3 |
2. | История заключения коллективных договоров в России | стр. 4 |
3.
4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Понятие коллективного
договора
Значение коллективного договора Стороны коллективного договора Содержание коллективного договора Порядок заключения коллективного договора Заключение Решение задач Список используемой литературы |
стр. 7
стр. 9 стр. 10 стр. 16 стр. 18 стр. 20 стр. 21 стр. 24 |
Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 февраля 2002 года, открыл новую страницу в почти столетней истории заключения коллективных договоров в России.
С развитием и изменением экономической и социальной жизни общества, роль и значение коллективного договора в регулировании труда неоднократно менялись. В условиях становления и развития рынка труда в современных условиях и новых по своему характеру общественных связях в современной России происходит очередное изменение содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнёрского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.
Установив в числе основных принципов регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений сочетание государственного и договорного регулирования, Трудовой кодекс не только сохранил правовой статус коллективного договора, но и усилил его по сравнению с прежним законодательством. Упоминания и ссылки на коллективный договор, нормы, относящиеся к коллективно-договорному регулированию, содержатся более чем в сотне статей Трудового кодекса. Целый ряд его нормативных положений не может быть реализован иначе, как через механизм коллективного договора.
В настоящее время коллективный договор носит характер локально-правового нормативного акта, призванного служить своеобразным «внутренним трудовым кодексом» для наёмных работников и работодателя в конкретной организации. Он является актом непосредственного участия трудовых коллективов в правовом регулировании труда работников данного производства, в создании локальных норм трудового права и в управлении предприятием.
Трудовой
кодекс изменил условия
Другая тенденция развития трудовых правоотношений состоит в сужении сферы государственного регулирования и в расширении дозволений, рекомендаций относительно того, как лучше решать в организациях вопросы труда и заработной платы в коллективно-договорном порядке при установлении условий труда работников, их социальной защите, согласовании социально-трудовых интересов работников и работодателей. Это означает, что более высокий уровень трудовых прав и гарантий для работников по сравнению с тем, что установлено законодательством, может быть предусмотрен именно в коллективных договорах.
В данной работе мы подробнее проанализируем законы и иные нормативные акты, относящиеся к указанной теме, а также рассмотрим сам коллективный договор, как один из основных источников гарантий прав субъектов трудового права.
2. История заключения коллективных договоров в России.
Первые коллективные договоры возникли в результате ожесточенной борьбы трудящихся за свои социальные и экономические права. В условиях, когда продолжительность рабочего дня составляла не менее 10-12 часов, труд женщин и детей оплачивался в размере 30-50% от заработка мужчины-рабочего, а оплачиваемый отпуск и второй выходной день в неделю рассматривались как «бредовые мечтания», хозяева предприятий наотрез отказывались заключать коллективные договоры. По их мнению, за требованиями коллективных переговоров стояли происки революционеров, покушавшихся на «священное право собственности» и стремившихся подорвать главные устои общественного существования.
Тем не менее, рабочему движению Запада удалось достичь своих целей, и постепенно нормы, впервые зафиксированные в коллективных договорах, нашли свое отражение в законодательных актах, стали неотъемлемой частью современных международных стандартов в сфере труда.
В России первые коллективные договоры появились во времена первой русской революции. Однако в царский период нашей истории их заключалось немного и они не имели юридического признания.
После Октябрьской революции 1917 года практика заключения коллективных договоров в России приобрела правовой статус, закрепленный декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда» от 2 июля 1918 года.
Коллективные договоры первых лет советской власти сыграли большую роль в формировании трудового законодательства того времени. «Статьи первого Кодекса законов о труде 1918 года, - отмечают Б.А. Архипова и Л.Н. Писарева, - воспроизводят основные нормы трудового права, выработанные именно коллективно-договорной практикой. Таковы, например, ст. 32 - о предварительном испытании при приеме на работу, ст. 46 - об основаниях для увольнения, ст. 59 - о показателях, учитываемых при определении размера тарифных ставок, ст. 69 - о запрещении удержаний и вычетов из заработной платы»1.
В тот период коллективные договоры «заключались, в основном, на частных предприятиях и реально определяли размеры оплаты и условия труда. Но уже первый декрет содержал условие, несовместимое с природой колдоговоров: право Наркомата труда утверждать договоры и навязывать их одной из сторон»2.
С началом политики военного коммунизма коллективно-договорная практика полностью исчезла из жизни общества, а все аспекты трудовых отношений стали регулироваться в централизованном порядке.
В 20-е годы коллективные договоры заключались довольно активно, и этот процесс не оставался без внимания партийных и советских органов, которые год от года усиливали свое вмешательство, навязывая коллективным договорам задачи мобилизации трудящихся на выполнение плановых заданий. Поворотным этапом на пути к централизации коллективных переговоров стало Постановление ЦК ВКП (б) от 20 октября 1929 г. «О колдоговорной компании на 1929/1930 год». В практику вошли директивные письма руководящих партийно-правительственных и профсоюзных органов, регламентирующие содержание договоров и процедуру коллективных переговоров. В опубликованном 6 января 1932 г., в газете «Труд» «Примерном содержании коллективного договора» основной упор делался на вопросы обеспечения производственного процесса, организации социалистического соревнования, укрепления трудовой дисциплины.
Начиная с 1934 года - года «съезда победителей», года окончательного утверждения в стране командно-административной системы и усиления массовых репрессий - коллективные договоры не заключались вообще. Переговорам не осталось места там, где главенствовал непререкаемый приказ.
В
период восстановления народного хозяйства
после Великой Отечественной
войны, когда очевидной стала
необходимость задействовать
В ходе экономической реформы 1960-х годов предпринимались попытки использовать переговорный процесс. Постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 6 марта 1966 г. «О заключении коллективных договоров на предприятиях» сторонам колдоговоров было дано право регулировать некоторые вопросы зарплаты, условий труда и быта.
26 августа 1977 года Президиум ВЦСПС и Госкомтруд СССР утвердили «Положение о порядке заключения коллективных договоров», в котором были определены не только порядок заключения, но и основные разделы, содержание коллективного договора, а также меры по контролю за его выполнением. 28 сентября 1984 года это «Положение» было утверждено в измененном виде, в котором «отразилась проявившаяся в ту пору тенденция к регламентации содержания коллективных договоров».4
После смены в стране политического строя и с началом либеральных реформ в экономике государство отказалось от централизованного регулирования многих вопросов социально-трудовых отношений и предложило работникам и работодателям решать их самостоятельно, используя принятые во всем мире механизмы социального партнерства. Правовую базу для этого создали Указ Президента Российской Федерации «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 года и Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года. В дальнейшем правовая база социального партнерства получила дальнейшее развитие в Кодексе законов о труде (1992 г.), новых редакциях Закона о коллективных договорах и соглашениях (1995 и 1999 гг.), законах «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995 г.), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996 г.), законодательстве субъектов Российской Федерации, ТК РФ и других нормативных актах.
В том, что за относительно небольшой период истории - десять лет - коллективные договоры превратились из пустой и никому не нужной формальности в реально работающий механизм регулирования социально-трудовых отношений, мы видим неоспоримую заслугу профсоюзного движения. Профсоюзные органы использовали все имеющиеся в их распоряжении методы, чтобы помочь своему активу в работе над коллективным договором. Заключение соглашений, контакты с федеральными и местными властями, правовая и методическая помощь, проведение исследований, масштабное обучение профсоюзных кадров и актива юридическим, экономическим и психологическим аспектам переговорного процесса - все это способствовало переходу коллективно-договорной работы на новый уровень, соответствующий реалиям рыночной экономики. Очень скоро профсоюзные комитеты многих организаций сумели преодолеть безразлично-скептическое отношение к коллективному договору, которое сформировалось у руководителей и у работников в советский период нашей истории. Новые коллективные договоры стали подробными нормативными документами, регулирующими все стороны социально-трудовых отношений в организации, а разработка их содержания - одной из важнейших сторон ее жизни.