Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 06:04, курсовая работа
Право на трудовые споры закреплено за трудящимися в ч.4 ст. 37 Конституции Российской Федерации: «Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку»[1].
Закрепление права на индивидуальные споры в анализируемой статье выступает важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан и работодателей в сфере трудовых отношений.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В КОМИССИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ
1.1 Порядок рассмотрения и принятия решения по индивидуальному трудовому спору в комиссии по трудовым спорам
1.2 Порядок исполнения и обжалования решений комиссии по трудовым спорам
ГЛАВА 2. РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В СУДЕ
2.1 Порядок рассмотрения и принятия решения по индивидуальным трудовым спорам в суде
2.2 Обжалование и исполнение судебных решений по индивидуальным трудовым спорам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
42
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В КОМИССИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ
1.1 Порядок рассмотрения и принятия решения по индивидуальному трудовому спору в комиссии по трудовым спорам
1.2 Порядок исполнения и обжалования решений комиссии по трудовым спорам
ГЛАВА 2. РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В СУДЕ
2.1 Порядок рассмотрения и принятия решения по индивидуальным трудовым спорам в суде
2.2 Обжалование и исполнение судебных решений по индивидуальным трудовым спорам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Право на трудовые споры закреплено за трудящимися в ч.4 ст. 37 Конституции Российской Федерации: «Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку»[1].
Закрепление права на индивидуальные споры в анализируемой статье выступает важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан и работодателей в сфере трудовых отношений.
Статья 381 Трудового кодекса РФ определяет: «Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора»[2].
Необходимость закрепления в праве возможности и порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров обуславливается тем обстоятельством, что интересы работодателя и наемного работника не всегда совпадают, возможно столкновение этих интересов на любой стадии трудовых отношений и возникновение конфликтов на этой почве.
Индивидуальные трудовые споры представляют интерес потому, что порядок их разрешения отличается от порядка рассмотрения иных гражданско-правовых споров за счет наличия досудебной стадии рассмотрения спора.
Актуальность проблемы регулирования индивидуальных трудовых споров в настоящий период определяется тем, что действующее законодательство и правоприменительная практика не в полной мере гарантируют объективной защиты трудовых прав граждан. При этом все настойчивее специалистами ставятся вопросы необходимости введения трудовой юстиции.
Сложности в правоприменительной практике возникают еще и потому, что трудовое законодательство РФ пока нестабильно.
Целью работы является исследование индивидуальных трудовых споров и их подведомственности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать порядок рассмотрения и принятия решения по индивидуальному трудовому спору в комиссии по трудовым спорам;
2. Охарактеризовать порядок обжалования и исполнения решений в комиссии по трудовым спорам;
3. Проанализировать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде;
4. Рассмотреть порядок обжалования и исполнения судебных решений по индивидуальным трудовым спорам.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, Трудовой Кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и подзаконные акты.
При подготовке работы использовались труды Ю.П. Орловского[3], В.Н. Толкуновой[4], Л.Н. и А.Л. Анисимовых[5]., А.М.Куренного[6], А. И. Ставцевой[7], И.Я. Киселева, А.С. Леонова и многих других.
Индивидуальные трудовые споры в соответствии со ст.382 Трудового кодекса РФ рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Действующий Трудовой кодекс РФ предполагает возможность обращения работника с жалобой/просьбой разрешить возникшую проблему в государственную инспекцию труда субъекта федерации. Однако такая инспекция не является основным органом для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
Комиссии по трудовым спорам подведомственны все индивидуальные трудовые споры за исключением тех, которые отнесены к компетенции судов. Для этого надо выяснить, является ли спор индивидуально-трудовым, и определить подведомственность, во-вторых, определить, не относится ли спор к исключительной компетенции суда[8].
К подведомственности комиссии по трудовым спорам относятся споры, связанные с трудовыми договорами: связанные с приёмом на работу, например, вопросы о дате приема на работу, об изменении названия, наименования должности, профессии, специальности. Особенно это актуально для тех работников, чьи профессии связаны с определенными льготами, например, с пенсией за выслугу лет.
Ст.381 Трудового кодекса РФ включила в число индивидуальных трудовых споров разногласия по вопросам изменения условий труда (в том числе и условия оплаты труда). Споры по заявлению работников о переводе на другую работу, о выплате компенсации за выполнение нижеоплачиваемой работы после перевода относятся к компетенции суда. Ст.394 Трудового кодекса РФ говорит о вынесении решения о переводе на другую работу. Соотнося статьи 391 и 394, можно говорить о переводах, осуществляемых вопреки интересам работника, и таким образом можно признать, что комиссия по трудовым спорам вправе рассматривать споры о переводе, если работодатель не соблюдает требования закона о переводе. Сюда относятся переводы беременных, женщин с малолетними детьми, лиц с пониженной трудоспособностью и т.д., то есть та группа людей, которые переводятся только по их согласию[9].
По общему правилу, споры о восстановлении незаконно уволенного работника должны рассматриваться в суде, однако есть некие правила, которые обязывают при определенных в законе условиях уволить работника, который желает прекратить трудовые отношения с работодателем. Например, работник поступил на обучение в ВУЗ и желает расторгнуть трудовой договор, а работодатель не желает расторгать договор и утверждает то, что работник должен проработать еще две недели - тогда можно обращаться в комиссию по трудовым спорам для решения этого вопроса. Также если работнику не представляется работа, которая обусловлена трудовым договором, можно обращаться в комиссию по трудовым спорам.
Один из главных вопросов трудовых отношений - вопрос оплаты труда – относится к подведомственности комиссии по трудовым спорам. Общие вопросы оплаты труда: по ст.133 Трудового кодекса РФ месячная зарплата работника отработавшего за месяц выполненную норму труда и отработавшего норму времени не может быть ниже МРОТ.
Комиссией по трудовым спорам могут рассматриваться споры, связанные с премиями, которые входят в состав зарплаты работника, вопросы премирования по другим основаниям не относятся к компетенции комиссии по трудовым спорам (например, премии по результатам соревнования, связанные с юбилейными датами, за рационалистическую деятельность). Есть такая формула: комиссия по трудовым спорам, как правило, рассматривает споры связанные с премиями, если право на получение этой премии возникает у всех работников, выполнивших условия положения о премировании. Нередко отдельные вопросы стимулирования труда работника решаются в коллективном договоре, например, в него может быть включено обязательство о выплате премий не с учетом, а по согласованию с профсоюзом. Положение о премировании становится локальным нормативным актом, а соответственно работодатель не может в одностороннем порядке отступить от условий положения и работник может обжаловать данные действия работодателя. Может существовать фонд начальника цеха, мастера, премии из этого фонда могут выплачиваться с согласованием с профгрупоргом. Потребовать выплаты такой премии через комиссию по трудовым спорам практически невозможно, так как эти премии - чистый субъективизм. Комиссии по трудовым спорам отказать в приеме такого заявления по причине неподведомственности не вправе, но они могут работнику объяснить бесполезность такого разбирательства[10].
Оплата труда при отклонении от норм труда (за сверхурочную работу и т.д.). Так как это споры, связанные с применением трудового законодательства, то они подведомственны комиссии по трудовым спорам. К ведению комиссии по трудовым спорам относятся вопросы, связанные с оплатой труда, с выпуском бракованной продукции во время простоя. В браке может отсутствовать вина работников, также определяется полный или частичный брак, а определение степени уменьшения расценок к компетенции комиссии по трудовым спорам не относится, так как это спор об установлении условий труда. Спор по простою может возникать не только по вопросу отказа оплаты времени простоя, но также и размера таких выплат. Например, работодатель отказывает в оплате вынужденного простоя в связи с тем, что работник не предупредил о начале простоя. Такой спор также подведомственен комиссии по трудовым спорам.
Удержание из зарплаты - это значительная доля проходящих через комиссию по трудовым спорам вопросов оплаты труда. В общем виде их подведомственность можно определить так - все споры связанные с удержанием зарплаты предусмотренной в трудовом законодательстве могут быть рассмотрены комиссией по трудовым спорам. То есть споры об удержании, которые попадают под действие других отраслей права, например, споры об удержании алиментов, комиссией по трудовым спорам рассматриваться не могут. Если подоходный налог удержан в большем размере, чем кажется работнику, то такие споры должны решаться через налоговые органы и действия налоговых органов обжалуются в суд, а не в комиссию по трудовым спорам.
Во всех случаях, когда такие выплаты не произведены или их размер меньше чем должен быть, то работник вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам. Но, например, споры о взыскании средней зарплаты при задержке выдачи трудовой книжке подлежат рассмотрению в общем порядке, то есть и комиссия по трудовым спорам может их разрешать.
Подведомственны комиссии по трудовым спорам также споры по рабочему времени и времени отдыха. Например, лица, работающие по гибкому графику, могут при нарушении переводиться на жесткий график до трех месяцев, при повторном нарушении до двух лет, споры в таких случаях также подведомственны комиссии по трудовым спорам.
Помимо обжалования взысканий, работники могут обжаловать применение других мер правового воздействия, например, если работник считает, что дисциплинарное взыскание возложено на него неправомерно или он не согласен с размером меры взыскания или ее вида. Кроме того, в комиссию по трудовым спорам может быть оспорено такое взыскание, как устное замечание. Требования по досрочному снятию дисциплинарного взыскания в комиссии по трудовым спорам не рассматриваются.
В то же время комиссии по трудовым спорам неподведомственны споры по вопросам:
- установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов, изменения штатов;
- исчисления трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ, когда законом или иным нормативно-правовым актом о труде установлен новый порядок их рассмотрения;
- установления или изменения условий оплаты труда (например, о присвоении тарифных разрядов)[11].
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам регламентируется Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законам, в Трудовом кодексе РФ это ст.289, ст.384-390.
Ст.385 Трудового кодекса РФ предусматривает, что индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласие непосредственно с работодателем. Выполнение условия о предварительном урегулировании разногласия вызывает некоторые сомнения, обязательно ли это правило. Согласно Трудового кодекса РФ это правило должно быть исполнено в полном объеме. И если такого действия работник не предпринял, то это дело не должно приниматься к компетенции комиссии по трудовым спорам.
Наличие неурегулированных переговоров, т.е. переговоров, проводимых работником самостоятельно или с участием своего представителя с работодателем, которые не привели к желаемому результату, как признак спора, выделяется большинством российских правоведов[12].
Вместе с тем встречается и другое мнение. Так, С.А. Голощапов полагал, что "урегулированных разногласий не может быть. Если существует разногласие между двумя субъектами, следовательно, оно еще не урегулировано"[13]. Сходную позицию заняли и другие ученые, которые не выделяют в качестве квалифицирующего признака попытку урегулировать возникшие разногласия[14].
Анализируя две точки зрения, трудно не согласиться с мнением, что урегулированных разногласий не бывает. Вместе с тем, необходимость предварительного урегулирования разногласий (до обращения в соответствующий юрисдикционный орган) предусмотрена нормами Трудового кодекса РФ. Однако возникает вопрос насколько обоснованно «неурегулированность» разногласия рассматривать отличительным признаком индивидуального трудового спора?
Предварительное урегулирование разногласий предусмотрено ч.2 ст. 385 Трудового кодекса РФ, согласно которой работник до обращения в комиссию по трудовым спорам должен самостоятельно или с участием своего представителя предпринять попытку урегулировать разногласия путем непосредственных переговоров с работодателем.
В литературе уже было высказано мнение о некоторой двусмысленности, содержащейся в понятии трудового спора, в связи с определением его через формулировку «неурегулированные разногласия». Отмечалось, что данная формулировка ч. 1 ст. 381 Трудового кодекса РФ способна породить вывод о возложении законом на стороны обязанности предпринять некие усилия по урегулированию возникших разногласий до обращения в юрисдикционный орган (в данном случае в комиссию по трудовым спорам). Иными словами, попытка урегулирования разногласий, не увенчавшаяся успехом, есть условие для последующей передачи спора на рассмотрение соответствующего юрисдикционного органа. А значит, юрисдикционной стадии разрешения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам должна предшествовать доюрисдикционная стадия, на которой стороны должны попытаться урегулировать свои разногласия. В связи с этим возникает ряд вопросов:
– обязаны ли стороны (или хотя бы одна из них) предпринять усилия по урегулированию возникших разногласий до обращения в комиссию по трудовым спорам? Является ли отсутствие данных о том, что такие действия предпринимались, основанием для отказа комиссией по трудовым спорам в приеме к рассмотрению соответствующего заявления;
Информация о работе Индивидуальные трудовые споры и их подведомственность