«Портрет Антонии Сарате» Франсиско Хосе де Гойя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение творчества испанского художника Ф. Гойи и искусствоведческий анализ его знаменитой картины «Портрет Антонии Сарате». Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1. Изучить испанскую живопись конца XVIII - первой трети XIX вв.;
2. Рассмотреть жизненный и творческий путь Ф. Гойя;
3. Проанализировать портретную живопись Ф. Гойя;
4. Сделать искусствоведческий анализ картины Ф. Гойя «Портрет актрисы Антонии Сарате».

Содержание

Введение 3
1. Франсиско Гойя и испанская живопись конца XVIII - первой трети XIX вв. 5
1.1. Ф. Гойя – творческий путь: начало и становление 5
1.2. Болезнь художника и новый этап его творчества 8
2. Портретная живопись Ф. Гойя 16
2.1. Портреты как отражение испанской действительности 16
2.2. Искусствоведческий анализ картины Ф. Гойя «Портрет актрисы Антонии Сарате» 19
Заключение 25
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

3652.001.00- готово (1).doc

— 190.00 Кб (Скачать документ)

2.2. Искусствоведческий анализ картины  Ф. Гойя «Портрет актрисы Антонии Сарате»

«Портрет актрисы Антонии Сарате» по настроению и характеру передачи внутреннего состояния человека является одним из лучших произведений эпохи романтизма. Картина поступила в дар Эрмитажу в 1972 году от американского предпринимателя русского происхождения Арманда Хаммера.

 

 

Рис.2. Портрет актрисы Антонии Сарате - Франсиско де Гойя. Около 1810-1811. Холст, масло. 71x58

Испания начала XIX века – это пора власти самого реакционного двора в Европе. Глубокая ночь реакции царила в стране, находящейся накануне взрыва. В эти годы Гойя, несмотря на звание первого живописца короля, независимо и гордо смотрел прямо в глаза дегенеративным коронованным особам, он презирал и ненавидел корыстолюбивых вельмож и ханжей-церковников, терзавших народ. О Гойя говорили, что его картины кажутся написанными мыслью, и его кисть заставляет нас сегодня услышать в бездонном безмолвии мрака, окружавшего прелестную Антонию Сарате, и зловещий шепот наушников, и сладкие комплименты придворных хамов, и звон гитары, и звуки романса, и прерывистое дыхание, и шелест кружев. Жизнь, терпкая и желанная, предстает перед нами.18

Известно, что потомственную актрису, жену популярного комика Бернарда Хиля, мать знаменитого литератора Антонио Хиль и Сарате – Антонию Сарате (1775-1811), Гойя писал дважды в 1810-1811 гг. На погрудном портрете мастер изобразил женщину в белой чалме, украшенной луной, вероятно, она представлена в одной из ролей. Женщина выглядит очень печальной - Антония Сарате тяжело болела туберкулезом, а портрет был написан незадолго до ее смерти.

Однако не античные пропорции лица, не безупречность осанки, не красота наряда заставляют с первого взгляда запомнить и полюбить навсегда ее образ. Магнетически приковывает к картине немного тревожный взгляд широко открытых, чуть усталых глаз актрисы, мерцающие блики ее огромных зрачков, прикрытых тяжелыми, ясно очерченными веками. Безмерная бездна ночи окружает молодую испанку. Видно, что женщина не только печальна, она еще и чем-то удивлена, почти испугана, а ее брови вопросительно приподняты. Однако профессиональное умение актрисы владеть своими чувствами и природная гордость заставляют сеньорину молчать. И лишь тонкие ноздри чуть вздрагивают, выдавая волнение.

Холодный свет подчеркивает бледность прекрасного лица, обрамленного густыми кудрями. Он озаряет светло-серебристое  платье и легкую косынку актрисы, играет бликами на наброшенной на плечи накидке с горностаевым мехом. Свет озаряет лоб, обрамленный густыми кудрями, касается нарумяненной округлости щек и рассыпается жемчужными брызгами по серебряной снежности корсажа, заключенного в пушистую раму горностаевого меха, и, наконец, загорается пурпурными бликами на наброшенной на плечи накидке.19 Чувствуется, что женщина овеяна какой-то тайной. И в этой тайне, в этой нераскрытости весь Гойя, певец своего времени.

Палитра Гойи в эти годы становится все более сдержанной, почти скупой. Весь накал страстей, бушующих в груди художника, всю силу любви и ненависти мастер выражает в борьбе света и тьмы, он, пожалуй, ближе, чем кто-либо в XIX веке, приближается к пониманию искусства Рембрандта, гениально владевшего тайнами валера и умевшего раскрыть до конца неисчерпаемые богатства немногих скупых красок. Черное, белое, розовое, красное, серое - вот строго ограниченный колористический строй холста, и вся мощь темперамента живописца раскрывается в тончайших сочетаниях этой скупой заданной гаммы цветов.

Очень трудно найти словесное определение этим мерцающим и переливающимся пепельным, перламутровым, жемчужным, серебристым, пурпурным, алым, багряным, аспидно-черным и белоснежным колерам, музыкально слагаемым в единственную в мировом искусстве мелодию, имя которой - живопись Франсиско Гойи.

В полотнах Франсиско  Гойи была еще одна черта, которая во многом определила развитие искусства будущего – редкая напряженность, экспрессия, тот внутренний огонь, который неотразимо чарует нас в образе Антонии Сарате. Многие крупные мастера живописи Европы оставили нам превосходные образцы женских портретов, порою выполненных виртуознее полотен Гойи. Некоторые из этих художников владели не менее блестяще рисунком, иные на первый взгляд обладали роскошным колоритом. Однако среди немногих великих живописцев, таких, как Тициан и Рубенс, Гойя дал национальный тип женской красоты, оставшийся непревзойденным. В портрете Антонии Сарате живописец, прошедший шестидесятилетний рубеж, как бы раскрывает свое ощущение мира.

Если вглядеться в смятенное лицо молодой женщины, то можно прочитать глубоко затаенное горестное изумление, сожаление, почти испуг. Будто перед глазами актрисы из мрака восстает все фантастическое уродство реальности, весь калейдоскоп дурных страстей человечества – сластолюбия, коварства, угодливости и чванства, предательства и жадности. И не крылатые духи и ведьмы, возникающие в ночных кошмарах, а люди во всей своей обнаженности восстают из окружающего Антонию мрака. И в мерцании призрачного, неверного света, озаряющего Сарате, не столько видно, сколько можно догадаться о людях-чудовищах кружащегося вокруг нее.

Это один из интереснейших портретов-биографий. Несмотря на грим и условность маски известной актрисы, на почти вымученную полуулыбку женщины, можно ясно ощущать нестираемые следы усталости, глубокого разочарования во всем ее облике. Художник как бы подчеркивает публичное одиночество Антионии, поместив ее в центре черной бездны и именно заставив, нас догадываться по сложнейшим рефлексам о фантасмагорическом окружении актрисы, невидимом нам. В этом сложнейшая метафора портрета, приближающая, включающая саму Антонию в персонажи цикла «Капричос» - этого энциклопедического собрания изображений страстей рода человеческого.

Франсиско Гойя заставляет зрителя пытаться проникнуть в тончайшую психологическую ткань состояния Антонии Сарате. Живописец делает нас сообщниками, совладельцами тайны актрисы – ее так тщательно замаскированного страха.

Вообразите на миг  утлый кораблик женской судьбы знаменитой актрисы, мятущейся по бурному житейскому морю, рискующий ежечасно разбиться  о Сциллу и Xaрибду вульгарного меценатства, похотливости, зависти, корыстолюбия в этой липкой людности - словом, всех тех невыносимых «благ», которые несет с собою «прелестная» жизнь на сцене мадридского театра в «благословенной» Испании начала XIX века.20

В отражении духовной смятенности Антонии Сарате, в психологичности ее драмы, прикрытой кажущейся внешней импозантностью, в изображении жуткой и милой усталости молодой женщины, в потрясающем умении выразить целый мир в небольшом полотне - в этом все колдовство Франсиско Гойи, мастера единственного и неповторимого, одного из самых гениальных толкователей человеческой жизни на живописных полотнах.

Многие последователи Франсиско Гойи в XIX веке, подражая свободе письма испанского художника, к сожалению, не обладали его великолепным умением, глубочайшим тактом и чувством меры. Этот гениальный испанский живописец намного опередил время, создав произведения новой, еще прежде не виданной остроты и силы, что делает его картины истинными шедеврами мировой живописи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение работы необходимо отметить следующее.

Расцвет испанской живописи пришелся на период от 80-х годов XVI до 80-х годов XVII века. Расцвет испанской культуры - литературы и театра (связанный с именами Сервантеса и Лопе де Вега), а затем живописи пришелся на время ослабления экономической и политической жизни страны и являлся следствием упадка официально придворной культуры и ослабления контроля со стороны королевского двора. Для испанского искусства было характерно существование традиций не классических, а средневековых, готических, а также привязанность к правде, к национально-бытовому колориту. В формировании испанской школы была очень велика роль церкви, в искусстве преобладали религиозные сюжеты. Однако религиозные идеи воспринимаются им очень конкретно, в рамках реальной действительности, чувственный мир удивительным образом уживается с религиозным идеализмом, а в мистические сюжеты врывается народная, национальная стихия.

В XVII вв., когда создавали свои работы Веласкес, Рибера и др. Испания еще пользовалась плодами колониальных захватов латинской Америки и спорила за первенство в Европе с Англией. По мере угасания имперского величия, в Испании наблюдался общий упадок культуры и к началу XIX века она была рядовой европейской страной, развитие капитализма в которой сильно тормозило значительное влияние католической церкви. Тем интереснее для истории мирового искусства стала вспыхнувшая звезда живописца Ф. Гойя, картины которого вошли в мировую коллекцию живописи, среди которых наиболее известными являются «Маха обнаженная», «Маха одетая», «Семья Карла IV», серия «Капричос» и др.

В курсовой работе выполнен искусствоведческий анализ одного из произведений зрелого Гойи «Портрет актрисы Антонии Сарате». Эта картина подарена СССР в 1972 году американским бизнесменом А. Хаммером, является единственной из работ Гойя в России, поэтому представляет особый интерес для ценителей испанской и мировой живописи XIX века.

«Портрет актрисы Антонии  Сарате» Ф. Гойя считается одним из лучших портретов эпохи романтизма. Это один из интереснейших портретов-биографий. Художник в произведении подчеркивает публичное одиночество Антионии, поместив ее в центре черной бездны и заставив зрителя только догадываться о состоянии и невидимом окружении актрисы. В этом сложнейшая метафора портрета, включающая саму Антонию Сарате в персонажи цикла «Капричос» - этого энциклопедического собрания изображений страстей человеческого рода.

В потрясающем умении выразить целый мир в небольшом полотне и является уникальность Франсиско Гойи, мастера единственного и неповторимого, одного из самых гениальных толкователей человеческой жизни на полотне.

С учетом того, что российская публика практически не знакома  с работами Ф. Гойя, полный анализ его  творческого наследия еще предстоит в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Алпатов М. Очерки по истории портрета. – М.: Искусство, 1937. – 96 с.
  2. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. - М.: Издательство В. Шевчук, 2002 - 344 с.
  3. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004.- 368 с.
  4. Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи: Человек и вещь. Портрет и натюрморт. - М.: АСТ, 1998 - 104 с.
  5. Елисеева Е.М. Великие испанские художники. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 144 с.
  6. Ельшевская Г.В. Портрет. - М.: АСТ-Пресс, 2002. – 208 с.
  7. Жабцев В.М. Портрет в европейской живописи. – Минск: Харвест, 2010. – 128 с.
  8. Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. - М.: Изобразительное искусство, 1986. - 328 с.
  9. Каганэ Л. Испанская живопись. – М.: Аврора, 1977. – 112 с.
  10. Колпинский Ю. Франсиско Гойя. - М.: Искусство, 1985. – 140 с.
  11. Ортега-и-Гассет Хосе. Веласкес. Гойя. - М.: Республика, 1997. – 352 с.
  12. Проблемы портрета. Материалы научной конференции (1972). - М.: Советский художник, 1973. - 328 с.
  13. Прокофьев В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. – М.: Искусство, 1986. – 144 с.
  14. Раздольская В.И. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 368 с.
  15. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. -. СПб.: Азбука- классика, 2001. - 320 с.
  16. Шахнович М.И. Гойа против папства и инквизиции. – М. Академия Наук, 1955. – 340 с.
  17. Шикель Р. Мир Гойи. 1746-1828. - М.: Терра, 1998. – 192 с.
  18. Шнайдер М. Франсиско Гойя. – М.: Русич, 2005. – 400 с.

1 Прокофьев В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. – М.: Искусство, 1986. – С. 12.

2 Ортега-и-Гассет Хосе. Веласкес. Гойя. - М.: Республика, 1997. – С. 206.

3 Колпинский Ю. Франсиско Гойя. - М.: Искусство, 1985. – С. 64.

4 Прокофьев В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. – М.: Искусство, 1986. – С. 89-90.

5 Шнайдер М. Франсиско Гойя. – М.: Русич, 2005. – С. 127-128.

6 Шнайдер М. Франсиско Гойя. – М.: Русич, 2005. – С. 132.

7 Шикель Р. Мир Гойи. 1746-1828. - М.: Терра, 1998. – С. 104.

8 Прокофьев В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. – М.: Искусство, 1986. – С. 117.

9 Колпинский Ю. Франсиско Гойя. - М.: Искусство, 1985. – С. 141.

10 Там же, с. 149-150.

11 Шикель Р. Мир Гойи. 1746-1828. - М.: Терра, 1998. – С. 146.

12 Шнайдер М. Франсиско Гойя. – М.: Русич, 2005. – С. 274.

13 Елисеева Е.М. Великие испанские художники. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – С. 95.

14 Шнайдер М. Франсиско Гойя. – М.: Русич, 2005. – С. 283-284.

15 Шнайдер М. Франсиско Гойя. – М.: Русич, 2005. – С. 297.

16 Каганэ Л. Испанская живопись. – М.: Аврора, 1977. – С. 85-86.

17 Ортега-и-Гассет Хосе. Веласкес. Гойя. - М.: Республика, 1997. – С. 268.

18 Ортега-и-Гассет Хосе. Веласкес. Гойя. - М.: Республика, 1997. – С. 284.

19 Шнайдер М. Франсиско Гойя. – М.: Русич, 2005. – С. 312.

20 Шнайдер М. Франсиско Гойя. – М.: Русич, 2005. – С. 337.




Информация о работе «Портрет Антонии Сарате» Франсиско Хосе де Гойя