Культурно-историческая эволюция театральных представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:14, реферат

Описание

История театральных представлений уходит в далекое прошлое - свои театры имелись и в Древнем Египте, и в Греции и в Римской империи.
С тех пор как на Земле появились первые люди, форма и содержание их культурного отдыха постоянно развивалась и усложнялась: то, что когда-то было ритуальной пляской вокруг костра, теперь выглядит как супер- мегашоу, в котором задействованы лазеры, небоскребы и аэрокосмическая техника.

Работа состоит из  1 файл

эволюц. театра.docx

— 46.74 Кб (Скачать документ)

                                                         Заочное отделение

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

  Факультет                   «Театральное искусство»

 Специализации         «Режиссура эстрады и массовых праздников»

 По предмету «Режиссура фестивального движения»

Тема  «Культурно-историческая эволюция театральных                    представлений»

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История театральных представлений  уходит в далекое прошлое - свои театры имелись и в Древнем Египте, и в Греции и в Римской империи.

С тех пор как на Земле  появились первые люди, форма и  содержание их культурного отдыха постоянно  развивалась и усложнялась: то, что  когда-то было ритуальной пляской вокруг костра, теперь выглядит как супер- мегашоу, в котором задействованы лазеры, небоскребы и аэрокосмическая техника.

Специфическим средством  выражения театра (от греч. theatron - место для зрелищ) является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра лежат в древних охотничьих игрищах и массовых народных обрядах. А первые литературные произведения, в свою очередь, создавались именно для постановки театрального действа. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями и сценической техникой. Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Древнего Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии. В средневековой Европе носителями народного театрального творчества являлись бродячие актеры - гистрионы, жонглеры, скоморохи. Первым профессиональным европейским театром стала итальянская народная комедия масок. С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому образу жизни в городских культурных центрах.

С этих пор театр превращается в общественное средство развлечения, которым остается вплоть до начала XX века, когда на смену ему приходит кино. Увлечение театром можно  проследить до начала II Мировой войны, после которой кино окончательно утвердилось в роли, ранее отведенной театру. К этому моменту интерес  к театру становится сугубо профессиональным. После полувекового забвения интерес  к театру начинает возвращаться, но уже не может приобрести прежнего значения.

Песни козлов во славу  Диониса

Костюмированные шествия  жрецов устраивали еще в древнем  Египте, а первые полноценные представления  стали давать на подмостках древнегреческих  театров — тоже с легкой руки жрецов, которые периодически топали строем по Элладе, прославляя бога вина Диониса. А поскольку после общения  с зеленым змием ничего путного  не получается, театральных жанров было сначала всего два — трагедия и комедия. Греческие актеры были мужчинами — уважаемыми и свободнорожденными. Женщин в актрисы не пускали, на комедийные представления тоже, а для просмотра  трагедий сажали отдельно от мужской  половины зрителей.

Театры устраивались с  размахом — зрительный зал, правда, был без крыши, зато публике разрешалось  приносить на представления подушки, еду и вино, чтобы было веселее смотреть на сцену. Сценой, кстати, называлась постройка (что-то вроде гримерки) за орхестрой — площадкой для актеров. Как: В спектакле было занято всего два актера и хор — от 7 до 15 человек. Актеры выступали на маленьких табуретках-котурнах, прикрепленных к ногам вместо обуви, и в масках, изображавших основные эмоции. Здание театра было настолько большим, что с последних рядов лиц актеров не было видно, так что маски поясняли зрителям, кто кого куда послал. Исполнителям тоже было непросто: им приходилось без конца менять маски, внятно (и громко!) декламировать стихи, петь арии и танцевать на шатких котурнах.

Хлеба и зрелищ!

Первые гладиаторские  бои состоялись в Риме в 264 году до нашей эры на Бычьем рынке, и зрители  были под таким впечатлением, что  событие попало в летописи, а устроители поняли, что нужно развивать тему. Со временем гладиаторы стали сражаться  не только друг с другом, но и с  животными (римляне вообще любили использовать животных нетрадиционно — и плевать  им было на экологию); потом появились  гладиаторы-карлики и даже гладиаторы-женщины. Запретили все это безобразие только в 400 году нашей эры, когда  передовые жители Римской империи  массово приняли христианские ценности. Театр в Риме тоже существовал, но как-то не прижился — может, потому, что актера, умиравшего по замыслу  пьесы, в последний момент заменяли на арестанта, приговоренного к смерти, и убивали прямо на сцене: тут и Станиславский согласился бы, что все получалось очень достоверно. Даже слишком.

Гладиаторами становились  пленные и рабы, жаждущие спасения и свободы, а иногда — свободные  граждане, мечтавшие о славе и  деньгах. В актеры шли опять же рабы (непрестижное это было занятие), лицедеи по призванию и даже один экстравагантный император — Нерон.

Бои проходили на цирковых аренах, а на театральные представления  бюджета не хватало, поэтому до середины I века до нашей эры трагедии давали на временных подмостках, а комедии  — прямо на городских улицах. К началу I века новой эры римляне  все-таки начали строить театры, почти  полностью скопипастив их у греков и добавив от себя кровлю.

Римские актеры играли без  масок, так что трагический жанр постепенно вымер. Зато расцвела пантомима  и пиррихии (танцевально-пантомимические  спектакли), потому что в них участвовали  женщины, которые устраивали на сцене  почти порнографические пляски —  и часто делали на этом грандиозную  карьеру.

Пантомимистка Феодора была девушкой совсем без комплексов, поэтому сначала превратилась из актрисы в патрицианку, а потом вообще стала женой императора Юстиниана. Мужчин-пантомимистов толпа тоже обожала: народ бегал за ними по улицам, их принимали в знатнейших домах и воздвигали им памятники рядом со статуями цезарей. Проще говоря, именно в эпоху Римской империи появились первые фанаты и фан-клубы актеров.

С V по X век это было церковное  богослужение с пением молитв —  литургия, но постепенно скучноватые, хотя и задушевные гимны разбавили  жонглерами, мимами и прочими комедиантами, а популярные в те времена жития  святых превратились в миракли —  средневековые мистерии.

Гистрионы — фрилансеры от театра, странствующие актеры, ваганты — поэты, певцы и жонглеры, шпильманы — бродячие артисты из Германии, а еще студенты университетов и совсем молодые церковнослужители. Где: Вначале, конечно, в церкви, а к XIII веку — на городских площадях.

Актеры давали многосерийные  представления в сопровождении  рифмованных стихов (написанных в  основном на латыни) или показывали сюжеты из Библии — в комическом изложении, с шутками-прибаутками  на злобу дня. За этот самый комизм и актуальность мистерии к середине XVI века и запретили. Совсем.

Комедия дель арте — это высший пилотаж импровизации по-итальянски: именно от площадной комедии масок ведут свое начало профессиональные актерские труппы, театральная режиссура, сценарии и четкое разделение на амплуа. Кто: Актеры, пожизненно исполнявшие роли одного-двух персонажей, имена и характеры их были такими же неизменными и традиционными, как греческие театральные маски. Только "юные влюбленные" играли без масок и более или менее соответствовали возрасту своих персонажей. Эти комедии разыгрывались в апартаментах знатных вельмож, при королевских дворах, на временных подмостках, на карнавалах. Актеры комедии дель арте не изнуряли себя заучиванием роли: за кулисами висел листок с приблизительным сценарием, и, придерживаясь его, актеры вдохновенно несли отсебятину. Естественно, для такой импровизации нужны были хорошая дикция, память, находчивость, фантазия, а заодно — владение искусством пантомимы, акробатики и декламации.

Цирк, цирк, цирк!

Любимое зрелище современных  детей и жителей Древнего Рима. Кто: Клоуны, акробаты, силовые гимнасты, фокусники, иллюзионисты, дрессировщики, наездники, эквилибристы. В стационарном каменном здании или шатком полотняном шатре, который вместе со всей труппой  и реквизитом возили по городам и  весям. Здание и шатер объединял  обязательный атрибут цирка — арена, причем к XIX веку ее размер был унифицирован во всепланетном масштабе: 13 метров в диаметре — по такой окружности лошади легко скакать галопом, не сбрасывая всадника себе под ноги. Как: По "цирковым" дням все античные граждане могли бесплатно насладиться скачками, боями гладиаторов, искусством дрессировщиков и даже водными баталиями, ради которых вся арена заливалась водой при помощи сложной гидравлической системы. Позже цирк стал платным, но развлечения изменились мало — разве что гладиаторов заменили борцы.

Вертеп

Вообще, "вертеп" на старославянском  означает "пещера" — скажем, та пещера, в которой родился Иисус, а вовсе не притон, бордель или  еще какое неприличное место. В старину вертепом называли и  композицию из фигур, воспроизводящих  сцену Рождества Христова. Участники - иногда — живые актеры, чаще кукловоды  и куклы ручной работы, с удивительной резьбой, одеждой и украшениями. Современные коллекционеры покупают таких кукол за весьма впечатляющие суммы.

Вертеп обожали славяне  России, Польши, Белоруссии и Украины. В католических странах и сегодня  устраивают вертепы с девой Марией, волхвами и младенцем Христом. Как: Из подручных материалов, с применением  народных искусств и шедевров декоративно-прикладного  мастерства. Масштабно мыслящие устроители праздников организуют целые Вифлеемские  деревни с живыми актерами и домашними  животными: туда можно войти как  в музей — и дело богоугодное, и прибыль в кармане.

Балаган

Балаган - жанр демократичного сатирического спектакля родился  на русских ярмарках, а первый официальный  балаган учредил в 1700 году Петр I, приказавший выстроить в Москве, в Китай-городе, деревянную "комедийную хоромину", которую два года спустя открыла труппа немецких комиков. Очень  скоро балаган стал обязательной частью программы народных увеселений. В древности это были скоморохи  — они устраивали представления  под аккомпанемент гудка, гуслей, жалейки, домры, волынки или бубна. Но публика попадалась скуповатая, официальные власти скоморохов не жаловали, поэтому долгое время им приходилось  объединяться в ватаги, промышлявшие разбоем на большой дороге. И только к началу XVIII века бродячие артисты  переместились в балаганы, в компанию силачей, гимнастов, фокусников и дрессировщиков. На ярмарках под балаган приспосабливали  что придется, а позже стали  строить специальные временные  здания: публика поприличнее занимала первые ряды — лавки, остальные стояли сзади — в "загоне". Самые известные балаганы работали в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде. Кроме обычных развлечений, в балагане устраивали раек — ящик с толстым стеклом, сквозь которое можно было разглядывать передвижные картинки и слушать рифмованные комментарии к ним: получалось что-то вроде телевизора на ручной тяге. К ящику прилагался агент — раешный дед, который устраивал пиар-акции перед входом в балаган.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

Происхождение древнегреческой  драмы и театра

Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место  занимали сначала эпос, а затем  лирика("Илиада", "Одиссея", произведения лирических поэтов VI в. до н.э.).

Рождение греческой драмы  и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в  культовую драму.

Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы; позднее  он стал богом виноделия, а потом  богом поэзии и театра. Символами  Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла.

На праздниках, посвященных  Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники  праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

Из обрядовых игр и  песен в честь Диониса выросли  три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров).Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия - карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Многое о происхождении  греческой драмы могут сказать  сами слова трагедия и комедия. Слово  «трагедия» происходит от двух греческих  слов: трагос - "козел" и одэ - "песнь", т.е. "песнь козлов". Это название вновь ведет нас к сатирам-спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово «комедия» происходит от слов комос и одэ. "Комос" - это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает "песнь гуляк".

Греческая трагедия, как  правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому  греку. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

Уже во второй половине VI в. до н. э. трагедия достигла значительного  развития. Античная история передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в. до н. э.). Первая постановка его трагедии состоялась весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных костюмов. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.

Информация о работе Культурно-историческая эволюция театральных представлений