Изображение мифологических животных в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание

В ряду общепризнанных шедевров мирового градостроительного искусства Санкт-Петербург занимает одно из достойнейших мест как город неповторимой красоты. По существу, вся центральная часть города, с которой и начиналась его застройка, представляет собой уникальный культурно-исторический комплекс, характеризующий развитие архитектурно-художественных идей и стилей мирового зодчества на русской почве на протяжении 18-19 - х веков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СФИНКСЫ
1.1 СФИНКСЫ У АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
1.2 СФИНКСЫ ЕГИПЕТСКОГО МОСТА
1.3 СФИНКСЫ - ПАМЯТНИКИ ЖЕРТВАМ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
2. ГРИФОНЫ
2.1 ГРИФОНЫ БАНКОВСКОГО МОСТА
2.2 ГРИФОНЫ НА УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ
3. ДРАКОНЫ
3.1 ДОМА С ДРАКОНАМИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
3.2 ДОМ КУПЦА ТУПИКОВА
4. АТЛАНТЫ И КАРИАТИДЫ
4.1 АТЛАНТЫ НОВОГО ЭРМИТАЖА
4.2 ДВОРЕЦ КНЯЗЕЙ БЕЛОСЕЛЬСКИХ-БЕЛОЗЕРСКИХ
4.3 АТЛАНТЫ И КАРИАТИДЫ ОСОБНЯКА ДЕМИДОВА
4.4 ДОХОДНЫЕ ДОМА
4.5 ДВОРЕЦ СТРОГАНОВЫХ
4.6 ДОМ ДЕПАРТАМЕНТА УДЕЛОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Изображение мифологических животных в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга .docx

— 2.08 Мб (Скачать документ)

Курсовая работа на тему:

«Изображение мифологических животных в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга »

 

 

 

 

Введение

1. Сфинксы

1.1 Сфинксы у академии художеств

1.2 Сфинксы египетского моста

1.3 Сфинксы - памятники жертвам политических репрессий

2. Грифоны

2.1 Грифоны банковского моста

2.2 Грифоны на Университетской набережной

3. Драконы

3.1 Дома с драконами в Санкт-Петербурге

3.2 Дом купца Тупикова

4. Атланты и Кариатиды

4.1 Атланты Нового Эрмитажа

4.2 Дворец князей Белосельских-Белозерских

4.3 Атланты и кариатиды особняка Демидова

4.4 Доходные дома

4.5 Дворец Строгановых

4.6 Дом Департамента уделов

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В ряду общепризнанных шедевров мирового градостроительного искусства  Санкт-Петербург занимает одно из достойнейших мест как город неповторимой красоты. По существу, вся центральная часть  города, с которой и начиналась его застройка, представляет собой  уникальный культурно-исторический комплекс, характеризующий развитие архитектурно-художественных идей и стилей мирового зодчества  на русской почве на протяжении 18-19 - х веков.

На протяжении трехвекового развития архитектурно-декоративного  облика Петербурга зодчие, скульпторы и живописцы широко использовали весь арсенал наиболее выразительных  художественных средств, доводя уровень  их совершенства до степени истинных произведений искусства.

Петербург "населяет" немалое  количество львов, медведей, коней, быков, орлов, сов, змей и многих других представителей животного мира, а также мифических существ: сфинксов, грифонов, фантастических обитателей водного царства… Их скульптурные изображения, исполненные в камне  и металле, украсили подъезды зданий, гранитные спуски к Неве, мосты, фасады домов, скверы и парки.

Меня заинтересовала тема изображения мифологических животных и существ в архитектурных  и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга, ведь проживая в одном из красивейших  городов мира невозможно остаться равнодушным к таким необычным произведениям искусства. Поэтому главная цель моей работы - продемонстрировать как можно больше разнообразных мифологических существ нашего города. Ведь даже коренные петербуржцы имеют весьма смутное представление об истинном множестве доставшихся нам в наследство скульптурных и архитектурных памятниках с мифологическими существами. А между тем стоит лишь немного отклониться во время прогулок по Петербургу в сторону от привычных маршрутов, от широких магистралей, пройти по небольшим улицам и переулкам, - и каждого ожидают внезапные встречи с атлантами и кариатидами, сфинксами и грифонами.

Я считаю рассматриваемую  тему довольно актуальной в наше время, когда интерес молодежи к культурному  наследию города довольно мал. Поэтому  одна из главных задач, поставленных мною - это привлечение внимания моих однокурсников к архитектуре  нашего города. Чтобы они не только узнали о различных мифологических существах, "населяющих" наш город, но и захотели сами прогуляться по городу и посмотреть на них вживую.3

 

1. Сфинксы

 

Сфинкс - мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Санкт - Петербург населяет множество  таких мифологических существ.

Каждому петербуржцу знакомы  сфинксы, стоящие на набережной Невы, перед Академией художеств. Это  единственные “настоящие”, древнеегипетские сфинксы - из Фив, столицы древнего Египта. Все другие сфинксы (всего их 14, считая двух новых “Шемякинских”, напротив знаменитой петербургской тюрьмы “Кресты”), даже установленные раньше сфинксов у Академии художеств, - как четыре гранитных сфинкса на Полюстровской набережной (установлены в 1790-е годы, украдены в середине XIX века, вновь воссозданы в 1958 году), или четыре чугунных у Египетского моста через Фонтанку и два точно таких же на набережной Малой Невки на Каменном острове (все отлиты в 1826 году), - все другие сфинксы созданы петербургскими мастерами, известными или безвестными.

А самый маленький в  нашем городе сфинкс восседает на шлеме богини мудрости Минервы, венчающий  аттик главного фасада здания Российской национальной библиотеки. Его даже трудно заметить с земли. Скульптура исполнена В.И. Демут-Малиновским.

1.1 Сфинксы у академии художеств

 

Набережную Невы у величественного  здания Академии художеств украшают две необычные скульптуры - торжественные  и печальные египетские сфинксы, изваянные из красного полированного  гранита. Каждый, кто проходит мимо, невольно задерживается здесь и  начинает всматриваться в их бесстрастные лица, любоваться необыкновенным изяществом фигур. Если внимательное присмотреться  к сфинксам, то можно увидеть, что  в некоторых местах они повреждены. Первое, что приходит в голову - это  следы военных обстрелов блокадного Ленинграда. Но это не так: во время  войны сфинксы были надежно укрыты, и свои "ранения" они получили гораздо раньше.

История петербургских сфинксов удивительна. В 1820 году греческий историк, живший в Египте, начал раскопки возле древних Фив и обнаружил  две прекрасные скульптуры сфинксов. Поскольку раскопки велись на деньги английского консула в Египте, тот потребовал, чтобы сфинксы  стали его собственностью. Одного из сфинксов консул отправил в Александрию, надеясь выгодно продать. Удивительная находка попалась на глаза русскому путешественнику, будущему писателю Андрею Муравьеву. Сфинкс так понравился Муравьеву, что он решил купить обоих сфинксов для России. Но чтобы найти нужную для покупки сумму, пришлось вести  долгую переписку сначала с русским  послом в Константинополе, а затем  ждать личного разрешения Николая  I. За это время сфинксов уже выторговали французы. Но, в конце концов, Муравьеву повезло: Франция неожиданно отказалась от покупки, и сфинксов купили для России. Теперь появилась новая проблема: как доставить ценный груз в Петербург? Ведь вес скульптур составлял 46 тонн, и не каждое судно могло их перевезти. Даже для того, чтобы их погрузить, пришлось соорудить специальную плавучую пристань с подъемным краном из пальмовых бревен. В конце концов, за сфинксами пришел специальный корабль, в котором, чтобы разместить ценный груз, пришлось даже выпилить часть балок палубы и межпалубных перекрытий. При погрузке одного из сфинксов произошло неожиданное: кран не выдержал тяжести, веревка, которой крепилась скульптура, сдвинулась, и сфинкс ударился о палубу. От удара откололись куски гранита с правой стороны головы, от шеи до макушки скульптуры прошла глубокая борозда.

Второго сфинкса погрузили  благополучно, а затем обе громадные  каменные фигуры закрепили бревнами, словно посадили в клетку, чтобы  в пути по морю скульптуры не упали  во время качки.

мифологическое животное архитектурный петербург

В отдельных ящиках ехали  гранитные короны сфинксов и кусок  гранита, купленный специально для  того, чтобы исправить повреждения.

Сфинксы плыли почти год - сначала по Средиземному морю, потом  вдоль берегов Франции и Англии в Балтийское море, и, наконец, в 1832 году прибыли в Петербург. Их решили установить на набережной Невы перед зданием  Академии художеств. Для этого по проекту архитектора Тона начали сооружать специальную гранитную  пристань, и пока шли строительные работы, скульптуры почти два года простояли во дворе Академии. В 1834 году пристань была готова, сфинксы заняли свои места на высоких гранитных постаментах по обе ее стороны. На постаментах высекли надпись: "Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град Святого Петра в 1832 году". Если присмотреться, то на основании фигур можно рассмотреть еще и высеченные иероглифы. Перевод этой надписи сообщает всем, что сфинксы изображают фараона Аменхотепа III.

Тысячелетние египетские сфинксы удивительно быстро "сроднились" с Петербургом. Кажется, что их бесстрастные лица созвучны неяркой северной природе, строгому и торжественному облику Санкт-Петербурга. Невских сфинксов не раз писали русские  художники, воспевали поэты. Всякий раз хочется повнимательнее вглядеться в лица этих удивительных каменных существ, словно они знают об этом мире и об этой жизни что-то такое, чего никогда не постичь людям.

С самого начала древние  сфинксы стали излюбленным сюжетом  произведений поэтов, писателей и, конечно, художников Петербурга. Стали популярными  персонажами темного мира мрачных  городских легенд. Своей загадочностью  их улыбка может поспорить и выиграть у улыбки Моны Лизы и Чеширского кота. В этом секрет их обаяния. В неразрешимой тайне тысячелетий.

                              

 

 

 

 

 1.2 Сфинксы египетского моста

 

9 августа 1825 года началось  строительство цепного моста  через реку Фонтанку в створе  современного Лермонтовского проспекта. Он был спроектирован инженерами Треттером и Христиановичем.

Рядом с мостовыми устоями  на чугунных пьедесталах были установлены  чугунные сфинксы работы академика  П.П. Соколова. На головах у сфинксов крепились шестигранные фонари. Чугунные порталы моста были украшены росписями  в египетском стиле и иероглифами. Отдельные элементы орнамента были позолочены. Благодаря такому оформлению переправа приобрела соответствующее  название - Египетский мост. Интересно, что автор сфинксов Павел Петрович Соколов является автором и других известных петербургских мостовых скульптур - грифонов Банковского моста  и львов моста Львиного. Все  эти переправы строились примерно в одни и те же годы. Металлические  конструкции и скульптуры были изготовлены  на заводе К.Н. Берда.

20 января 1905 года через  Египетский мост проходил кавалерийский  эскадрон, а навстречу ему - 11 саней  с возницами. Мост затрещал  и рухнул. В воде оказались  все кроме двух всадников и  трёх лошадей. Подоспевшие пожарные  помогли пострадавшим выбраться  на берег. После аварии на  месте Египетского моста остались  гранитные мостовые устои и  сфинксы на пьедесталах. В 1954-1956 годах инженером В. В, Демченко, архитекторами В.С. Васильковским  и П.А. Арешевым был построен новый Египетский мост. Его сдали в эксплуатацию 30 декабря 1955 года, а временную деревянную переправу в 1956 году разобрали. Чугунные сфинксы на мостовых устоях были сохранены, к ним добавили стилизованные торшеры-обелиски.

В 1989 году один из сфинксов был  сбит в воду машиной. Фигуру отреставрировали и поставили на место. В 2004 году прошла реставрация одной и ремонт остальных  скульптур. Выяснилось, что головы сфинксов ранее были вызолочены. В ходе реставрации  позолота сфинксов была восстановлена. Торжественное открытие скульптур после реставрации произошло 27 мая 2004 года.

                            

1.3 Сфинксы - памятники жертвам  политических репрессий

 

Самые молодые сфинксы  в Санкт-Петербурге находятся на набережной Робеспьера. Весной 1995 года на набережной, между Потемкинской улицей и проспектом Чернышевского, появились два бронзовых сфинкса. Они уселись напротив друг друга, своими очертаниями немного напоминая  сфинксов из древних Фив, что украшают Университетскую набережную у Академии художеств.

Но если те изваяния были установлены для украшения набережной и напоминания о высоком мастерстве древних каменотесов, то последние  петербургские сфинксы имеют, главным  образом, символическое значение.

У сфинксов работы скульптора Михаила Шемякина (архитектор В.Б. Бухаев), возлежащих на гранитных постаментах, по два разных профиля. Один, традиционный женский, обращен к домам на набережной. Другой, в виде черепа, обращен к Неве и стоящей на противоположном берегу тюрьме "Кресты". Между сфинксами на парапете набережной - стилизованное окно тюремной камеры с решёткой. По периметрам гранитных постаментов - медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений Н. Гумилёва, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Заболоцкого, Д. Андреева, Д. Лихачёва, И. Бродского, Ю. Галанскова, А. Солженицына, В. Высоцкого, В. Буковского.

С необычайной и вполне узнаваемой "шемякинской" пластикой сделаны эти сфинксы. Поражает не только высочайшее мастерство скульптора, но и сама идея памятника. Так уместны эти сфинксы в Санкт-Петербурге и так уместен этот метафизический символ по отношению к тому времени, когда половина страны жила по официальной версии в обычном "счастливом мире", а другая половина мучилась и погибала в каком-то безумном кошмаре, в безвести и тайне. И многие из этой "счастливой" половины даже не подозревали о существовании второй - Архипелага ГУЛАГ.

Скульптуры сфинксов и  текстовые доски - бронза. Архитектурная  часть - розовый гранит.

                     

 2. Грифоны

 

Грифоны являются одним из символов Санкт-Петербурга.

Грифон, гриф (франц. griffon, лат. gryphus, от греч. grýps) - в мифологии некоторых народов Древнего Востока фантастическое чудовище с туловищем льва, крыльями орла и головой орла или льва с острыми когтями и с белоснежными крыльями

Изображения грифона широко распространены в искусстве народов  Древнего Востока, в античном искусстве. В искусстве более поздних  эпох - это декоративный или геральдический мотив. В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережёт сокровища или сокровенное, тайное знание.

В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного  властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон в Среднем  царстве: его изображение, подвешенное  перед повозкой, ведёт солдата  к победе. В поздний период грифон считался "могущественным животным" и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в  образе грифона изображались боги Гор  и Ра.

В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей  силе, но при этом проницательное и  бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает  Аполлон. Эти чудовищные быстрые  птицы также были впряжены в колесницу  богини возмездия Немесиды, что символизирует  быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немесиды, они вращали  колесо судьбы.

В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва - бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: "Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы"

2.1 Грифоны банковского моста

 

В Санкт-Петербурге сохранилось  несколько уникальных по своей конструкции  мостов - висячих. Рядом с Казанским  собором через канал Грибоедова перекинут пешеходный мост, построенный в 1825-1826 гг. (начало постройки 13 июля 1825 года, открыт для пешеходов 25 июля 1826 года) по проекту инженера Г. Треттера.

Цепи висячего моста закреплены в конструкциях, скрытых в грифонах. Для укрепления металлических цепей, поддерживающих мост, служат чугунные консоли, скрытые внутри полых фигур.

Информация о работе Изображение мифологических животных в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга