Зрительное восприятие человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:38, реферат

Описание

Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от эффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия — наиболее «опредмеченные», объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3
Глава 1.Восприятие как психический процесс...........................................................................4
1.1. Зрительные ощущения……………………………………………………………….………4-5
1.2. Смешение цветов………………………………………………………………….………….5-7
Глава 2. Законы и загадки зрительного восприятия человека………...……………………8
2.1. Психофизиологические закономерности………………………………………..……….8-12
2.3. Восприятие цвета…………………………………………………………………………..12-13
Заключение …………………………………………………………………………….……………14
Список использованной литературы……………………………………….....……………………

Работа состоит из  1 файл

к.р по психологии.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

Весьма существенное отличие контрастных цветов от дополнительных является в том, что дополнительные цвета взаимны. Это значит, что если «а» есть дополнительный к цвету «6», то и цвет «б» есть дополнительный цвету «а». Контрастные цвета не взаимны: например, к желтому цвету контрастным цветом является фиолетовый, а к фиолетовому контрастным цветом является не желтый, а зеленовато-желтый цвет. Причины отличия контрастных цветов от дополнительных окончательно не выявлены.

Если контрастные цвета проецируются на цветную поверхность, то в качестве сложение данного контрастного цвета с цветом поверхности, на который контрастный цвет проецируется. Под одновременным контрастом разумеется изменение в цвете, вызванное его соседством с другим цветом. Этот соседний цвет индуцирует на данном поле контрастный цвет. В условиях одновременного контраста одно из полей является индуцирующим, а другое индуцируемым.

Так как цвета влияют друг на друга взаимно, то каждое поле одновременно влияет на другое и подвергается само влиянию этого соседнего поля.

Подобно последовательному контрасту, одновременный контраст может быть световым и цветовым. Серые квадраты на белом фоне кажутся темнее, чем те же серые квадраты на черном фоне. На красном фоне серый квадрат кажется зеле­но-голубым, тот же серый квадрат на синем фоне кажется оранжевым.

Исследования показали, что одновременный контраст объясняется явлением автоконтраста или автоиндукции. Это явление заключается в том, что при воз­буждении сетчатки глаза светом, одновременно с прямым процессом, стимулиру­ющим ощущение данного цвета, возникает «обратный» процесс, стимулирующий ощущение цвета, контрастного данному: на каждый цвет накладывается контра­стный к нему цвет. При этом автоконтраст от цвета освещения значительно сильнее, чем от «собственного цвета» поверхности. Явление одновременного контраста объясняется распространением (иррадиацией) «обратного процесса» на смежные участки сетчатки, не раздраженные данным световым потоком. В том случае, когда одновременный контраст возникает к цвету фона, он объясняется явлением автоконтраста к цвету фона. В том случае, когда цветная поверхность освещена одним и тем же цветным светом, один и тот же контрастный цвет может быть назван каким угодно воспринимаемым цветом поверхности. С дру­гой стороны, одинаково выглядящие цвета при освещении различными источни­ками света вызывают различные контрастные цвета, обусловленные цветным светом, освещающим экран. Следовательно, одинаково выглядящие цвета могут вызвать контрастный цвет, имеющий любой тон спектра.

Таким образом, одинаково выглядящие цвета, освещенные различными источ­никами света, вызывают неодинаково выглядящие контрастные цвета, обуслов­ленные в основном не воспринимаемым цветом поверхности, а цветным светом, освещающим данную поверхность.

Из этого положения следует, что глаз является анализатором, дифференциру­ющим свет, падающий на данную поверхность, и свет, отраженный данной повер­хностью. Таким образом, одновременный контраст возникает на основе индук­ции от света.

Аналогичные явления возникают при восприятии природы в естественных условиях. Отражения цветного света от зеленой листвы, от цветной поверхности и т. д. вызывают резко выраженные контрастные цвета, которые несравнимо сильнее, чем контрасты от самих окрашенных поверхностей.

Для объяснения явлений одновременного контраста существовали две теории — Г. Гельмгольца и Э. Геринга.

Гельмгольц считал, что явления одновременного контраста могут быть частично сведены к процессу адаптации, возникающему вследствие нестрогой фиксации глаз. В тех же случаях, когда условия фиксации глаз строго соблюдались, Гельмгольц объясняет явления одновре­менного контраста ошибочными суждениями.

С точки зрения, которую защищал Геринг, одновременный контраст является результатом взаимодействия раздраженных мест сетчатой оболочки глаза.

Против теории Гельмгольца говорят следующие эксперименты Геринга: если смотреть через красное стекло одним глазом, а через синее стекло другим глазом на серую полосу, изображенную на белом фоне, и фиксировать взгляд на точке, лежащей несколько ближе к наблюдателю, чтобы увидеть серую полосу раздвоенной, то наблюдатель увидит на фиолето­вом фоне голубо-зеленую и оранжевую полосы. В данном случае воспринимается фон одного цвета, но вследствие влияния красного и си­него цвета одна и та, же серая полоса правым и левым глазом воспринимается по-разному — контрастно к цвету стекла.[4]

Против теории Гельмгольца говорят и экс­перименты, в которых цвета одновременного контраста смешивались со смежными цветами, как и объективно существующие цвета, подчи­няясь в этом случае законам смешения цветов. Изменения в контрастном цвете в этих экспе­риментах возникали не к воспринимаемому цвету, а к цветному свету, о присутствии кото­рого испытуемые даже не подозревали. Сле­довательно, ни о каком влиянии «суждений» в данных экспериментах не могло быть и речи. Объяснение цветного контраста, по данным этих исследований, заключается в том, что на каждый цвет накладывается контрастный к нему цвет. Однако в некоторых случаях явления одновременного контраста усиливаются и ослабляются вследствие влияния центральных факторов. Так, одновременный контраст за­висит в определенной мере от разделения формы на части; одновременный контраст распро­страняется на всю воспринимаемую фигуру, как бы «разливаясь» по ней, если она не расчле­нена. Но достаточно разбить эту фигуру на какие-либо две части, чтобы линия, разделяющая фигуру на две, явилась преградой для распространения контраста. Целый ряд опытов под­тверждает это положение.

Так, на белом фоне под малым углом зрения все цвета имеют тенденцию сдвигаться по направлению к двум «положительным критическим точкам», одна из которых находится в крайней видимой красной части спектра, а другая — между зеленым и голубым цветами спектра. Вследствие этого на белом фоне желтые, оранжевые, пурпуровые и фиолетовые цвета краснеют, а желто-зеленые, зеленые и синие — голубеют. Вместе с тем синие, а также фиолетовые и голу­бые цвета заметно темнеют на белом фоне.

Раскрытие закономерностей изменения цветовых систем на расстоянии приобретает осо­бенно большое значение для монументальной живописи, которая при архитектурных соору­жениях крупных масштабов должна быть рассчитана на восприятие на больших расстояниях.

            Каждый цвет определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловле­но, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с дру­гой — ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некото­рые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему.

Еще И.В. Гёте отмечал действие цветов на настроение и делил с этой точки зрения цвета на: а) возбуждающие, оживляющие, бодрящие и б) порождающие печально-беспокойное на­строение. К первым он относил красно-желтые, ко вторым — сине-фиолетовые. Промежуточ­ное место он отводил зеленому цвету, который способствует, по мнению Гете, состоянию спо­койной умиротворенности. Известную роль в этом эмоциональном воздействии цветов играют, по-видимому, и ассоциации: голубой цвет ассоциируется с цветом голубого неба, зеленый — с зеленью, голубо-зеленый — с водою, оранжевый — с пламенем и т. д. Цвета производят определенное физиологическое воздействие на человеческий организм. Французский невро­патолог Ч. Фере отметил, что показания динамометра, определяющего сжатием руки мус­кульную силу, изменяются при различных условиях освещения. При кратковременной рабо­те производительность труда увеличивается при красном цвете и уменьшается при синем; при длительной работе производительность труда увеличивается при зеленом цвете и снижа­ется при синем и фиолетовом. Экспериментальные исследования В. М. Бехтерева, И. Н. Спиртова и других установили возбуждающее и угнетающее действие различных цветов, в связи с чем Бехтеревым была поставлена задача использования терапевтического эмоционального воздействия цветов на психическое состояние душевнобольных.

Ф. Стефанеску-Гоанга установил, что при действии пурпурного, красного, оранжевого, жел­того цветов учащаются и углубляются дыхание и пульс, а при действии зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов возникает обратное действие. Следовательно, первая группа цве­тов является возбуждающей, а вторая — успокаивающей.[5]

                                                    

                                                       2.3. Восприятие цвета

Ощущение цвета нельзя оторвать от восприятия цвета. Обычно нами восприни­мается не цвет «вообще», но цвет определенных предметов. Предметы эти нахо­дятся от нас на определенном расстоянии, в определенной воздушной среде и бывают освещены прямыми или непрямыми лучами белого или цветного света. Кроме цветов поверхности предметов мы воспринимаем среду, через которую видим эти предметы, например туман, дым, окутывающие видимые нами предме­ты. Наконец, сами предметы могут быть полупрозрачными или «мутными». В этом случае они могут освещаться светом, не только падающим на их поверхность, но и проходящим через них (молочное стекло, полупрозрачные камни). Если цвет не локализуется вовсе, то он воспринимается как цвет пространства. Цвет про­зрачных предметов называется цветом поверхности в отличие от цвета про­странства.

Цвет, видимый нами как цвет определенного предмета, обладает специфиче­скими свойствами. Основным из этих свойств является относительная его кон­стантность при изменяющихся условиях освещения. Хотя, будучи освещен­ной различным по яркости и цвету светом, цветная поверхность предмета отра­жает различный цветовой поток, воспринимаемый цвет поверхности, так же как и объективная окраска самого предмета, при этом не изменяется. Мы как бы «снимаем» освещение, воспринимаем цвет в его нормальном освещении. Это «снятие» освещения и как бы перевод его в условия нормального освещения обозначается обычно как трансформация цвета. Не существуй у нас подобной трансформации, белый цветок, находящийся под зеленой листвой, должен был бы казаться того же цвета, что сама листва под открытым небом; клубок белых ниток при свете лампы должен был бы иметь для нас цвет апельсина. Однако в естественных условиях наших восприятий этого нет: лист белой бумаги оста­ется белым при желтоватом освещении электрической лампы и под зеленой листвой, хотя физически состав отражаемого им света в обоих случаях разли­чен. Писчая бумага воспринимается нами как белая и в сумерки, а шрифт печатного текста как черный и при ярком солнечном освещении, хотя свет, отражаемый белой бумагой, слабее света, отражаемого шрифтом при солнечном освещении. Еще Э. Геринг отмечал, что кусок угля в полдень отражает в не­сколько раз больше света, чем кусок мела на рассвете; между тем и в полдень уголь воспринимается нами как черный, а мел на рассвете как белый. Это постоянство цвета в некоторых отношениях особенно примечательно: при по­стоянстве величины и формы изменяется лишь изображение на сетчатке: в дан­ном случае изменяется и объективный раздражитель — физический состав све­товых лучей, отражаемых поверхностью воспринимаемого цвета, в соответствии с цветом самого предмета, хотя этот последний является лишь одним из условий, определяющих действующий на глаз раздражитель.

Явление константности и трансформации цвета — по-видимому, сложный процесс, обусловленный как центральными, так и периферическими факторами. Для того чтобы правильно и достаточно дифференцированно определить их ахроматической константности цвета поверхностей еще и константность освещенности. [6]

Константность освещенности объясняется тем, что к цвету освещения прибав­ляется контрастный цвет. Вследствие этого как хроматическое, так и ахромати­ческое освещение нивелируется по своей силе, приближаясь к среднему дневно­му, а хроматическое освещение, сверх того, становится менее хроматическим. Явление хроматической константности цвета выражается в тенденции вос­принимать цвет поверхности как освещенной средним дневным светом и объяс­няется явлением константности освещенности.

Проблема ахроматической константности — это проблема восприятия свет­лоты поверхности.

При одинаковом освещении изменения в светлоте поверхности совпадают с изменениями в яркости света. Однако явление константности освещения вызы­вает только тенденцию к нивелировке освещенности. Но так как, несмотря на константность освещения, различие в восприятии освещенности все же суще­ствует, то проблема восприятия светлоты не может быть объяснена только кон­стантностью освещенности. Светлота поверхности определяется отношением между отраженным и полным световыми потоками. Поэтому восприятие свет­лоты поверхности определяется осознанием соотношений между цветовыми свойствами предметов и цветовыми свойствами освещающего их света.

Это осознание соотношений между освещенностью и собственным цветом поверхности возникает на основе опыта — предшествующих восприятий. Су­щественную роль при осознании этих соотношений играет осознание качества фактуры поверхности (микрорельеф и микроцвет), а также осознание качества материала поверхности. Поэтому светлота воспринимается не независимо от условий освещения, обратно — вследствие осознания условий освещения.


Заключение

Таким образом,  зрительное восприятие — совокупность процессов построения видимого образа окружающей действительности. На ранних этапах филогенетического развития зрительное восприятие обеспечивает получение информации о пространственном положении и движениях объектов. Позднее эта информация дополняется сведениями о форме объектов. У высших млекопитающих, в т. ч. и у человека, зрительное восприятие занимает в системе других перцептивных процессов ведущее место. Наряду с задачей отражения предметов и их свойств оно выполняет также важную проприоцептивную функцию, участвуя в восприятии и регуляции движений наблюдателя.

Информация о работе Зрительное восприятие человека