Значение психических состояний и их роль в юридической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 11:38, контрольная работа

Описание

Самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.

Содержание

1. Значение психических состояний и их роль в юридической практике……………………………………………………………….2
2. Задача………………………………………………………………….8
3. Список литературы…………………………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 34.14 Кб (Скачать документ)

Содержание:

  1. Значение психических состояний и их роль в юридической практике……………………………………………………………….2
  2. Задача………………………………………………………………….8
  3. Список литературы…………………………………………………..13

 

  1. Значение  психических состояний  и их роль в юридической  практике.

     Самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.

     Среди психических явлений психическим  состояниям принадлежит одно из основных мест. Проблема психических состояний  имеет в человекознании огромное значение , поскольку психические состояния существенно определяют характер деятельности человека.

     Психическое состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.

     Наряду  с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического свойства. Так как в каждом психическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.), что создаёт дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными её отношениями, поведенческими потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.

     Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем  их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы.

     Системообразующим фактором для состояний можно  считать актуальную потребность, которая  инициирует то или иное психологическое  состояние. Если условия внешней  среды способствуют быстрому и лёгкому  удовлетворению потребности, то это  способствует возникновению позитивного  состояния - радости, воодушевления, восторга и т.д., а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку. Вначале многие психологические состояния являются неравновесными, и лишь после получения недостающей информации или получения необходимых ресурсов, они приобретают статический характер. Именно в начальный период формирования состояния возникают наиболее сильные эмоции – как субъективные реакции человека, выражающего своё отношение к процессу реализации актуальной потребности. Важную роль в характере нового установившегося состояния играет «блок целеполагания», который определяет как вероятность удовлетворения потребности, так и характер будущих действий. В зависимости от информации, хранящейся в памяти, формируется психологический компонент состояния, включающий в себя, эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия». Последний компонент очень важен для понимания характера состояния, так как именно через него человек воспринимает мир и оценивает его. После установки соответствующих «фильтров», объективные характеристики внешнего мира уже гораздо слабей могут воздействовать на сознание, а главную роль играют установки, убеждения и представления. Например, в состоянии любви объект привязанности кажется идеальным и лишённым недостатков, а в состоянии гнева другой человек воспринимается в исключительно чёрном цвете, и логические доводы очень мало влияют на эти состояния. Если в реализации потребности участвует социальный объект, то эмоции принято называть чувствами. Если в эмоциях главную роль играет субъект восприятия, то в чувстве тесно сплетены и субъект и объект, причём при сильных чувствах второй человек может занимать в сознании даже большее место, чем сам индивид (чувство ревности, мести, любви). После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами человек приходит к какому-то результату. Этот результат или позволяет реализовать потребность, вызвавшую данное состояние (и тогда оно сходит на нет), либо результат оказывается отрицательным. В этом случае возникает новое состояние – фрустрации, агрессии, раздражения и т.д., в котором человек получает новые ресурсы, а значит – новые шансы эту потребность удовлетворить. Если же и дальше результат остаётся негативным, то включаются механизмы психологической защиты, снижающие напряжённость психических состояний, и уменьшающие вероятность возникновения хронического стресса.

     Психические состояния в зависимости от целей  их изучения различают по критериям:

     а) преобладания в психических состояниях вызывающего их психического процесса:

     б) вида деятельности, в котором проявляются  психические состояния;

     в) влияния психических состояний  на деятельность.

     При этом многие из состояний могут входить  в каждую из этих групп. 
По преобладанию психических процессов психические состояния делятся на гностические, эмоциональные, волевые, трудовые, учебные и спортивные.

     Гностические  психические состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность  и т. д.

     Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность  и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.

     Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие  и т. д.

     Трудовые  психические состояния: готовность, неподготовленность, вдохновение, воодушевленность, энергичность, вялость, апатичность, деловитость, праздность, усталость, терпение и нетерпение и т. д.

     Учебные психические состояния: возбужденность, подавленность, заторможенность, сосредоточенность, рассеянность, внимательность и невнимательность, заинтересованность, безразличие и  т. д.

     Спортивные  психические состояния: собранность, расслабленность, напряженность, подвижность, скованность, уверенность и неуверенность, бодрость, вялость, целеустремленность, ответственность и т. д.

     При этом все психические состояния  делятся на:

     · оптимальные

     · стрессовые

     · депрессивные

     · внушенные

     Оптимальные психические состояния - это состояния, наиболее соответствующие тому или иному виду деятельности. Каждый вид деятельности для наиболее успешного его осуществления требует своеобразных, психических состояний. Тяжелый физический труд, например, наиболее успешно осуществляется при максимальном возбуждении, большой энергии, активности, подвижности и расторопности. На теоретических занятиях, напротив, нужны любознательность, пытливость, сосредоточенность, усидчивость, максимальная внимательность; здесь повышенная подвижность, расторопность и высокая возбужденность вредны. Одно и то же психическое состояние может быть наилучшим для одного вида деятельности и вредным для другого, иного по своей психологической структуре.

     Стрессовые (перевозбужденные) психические состояния допустимы в виде страсти, порыва, азарта в бою и в аварийных ситуациях, хотя и не являются наилучшими и в этих условиях деятельности. Там же, где требуется строгая расчетливость, сообразительность, высокая внимательность и большая точность движений, перевозбужденные состояния, безусловно, вредны, потому что они большей частью приводят к напряженности, скованности, ограниченности внимания, к плохой сообразительности.

     Депрессивные  психические состояния вредны во всех видах деятельности. Они выражаются в вялости, ограниченной подвижности, плохой сообразительности, апатичности и пассивности. Учащийся в состоянии депрессии, по существу, недееспособен. Ни его трудовая, ни учебная, ни спортивная деятельность не может быть успешной. В таком состоянии, как говорится, «все валится из рук». Его нельзя допускать к ответственной и опасной работе. Он может выполнять только легкие и малоподвижные виды деятельности, не требующие ни высокой сообразительности, ни расторопности, ни инициативы и находчивости.

     Внушенные (суггестивные) психические состояния могут быть полезными или вредными во всех видах деятельности и поведения в зависимости от того, что внушено суггестором. Внушение (суггестия) осуществляется при сниженной осознанности суггеренда (подвергающегося внушению). Суггестивные состояния довольно широко распространены в процессе обучения и воспитания, труда, в массовых коммуникациях и других явлениях общественной жизни.

     Все эти состояния подобны соответствующим  психическим процессам и свойствам  личности, в чем проявляется одна из важнейших закономерностей психологии.

     Применительно к юридической практике, а именно к работе следователя, психические состояния играют очень важную роль. Для успешной работы следователь должен учитывать как свое психическое состояние так и состояние людей, с которыми ему придется работать.

     При производстве отдельных следственных действий с участием лиц, имеющих  процессуальный статус потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, свидетеля  следователь должен учитывать эмоциональное  состояние данных лиц, т.к. для достижения сотрудничества сначала надо найти  подход к человеку, а найти подход можно путем наблюдения и предварительного изучения данных о лице, что в  свою очередь поможет выстроить  оптимальную линию поведения, создания благоприятного психологического климата.

     Помимо  психических состояний других лиц, следователю необходимо учитывать  и свое состояние. При стрессовых или депрессивных ситуациях мало вероятен успех работы с другими лицами, т.к. они могут воспользоваться данной “слабостью” и специально вводить в заблуждение, выводить на конфликт.

 

      2.Задача:

     В одну из юридических консультаций коллегии адвокатов обратилась молодая женщина, заявившая, что примерно три месяца назад был арестован ее муж  по подозрению в совершении тяжкого  преступления, связанного с посягательством  на жизнь сотрудника правоохранительного  органа, санкция соответствующей  статьи предусматривает лишение  свободы на срок от 12 до 20 лет, смертную казнь или пожизненное лишение  свободы. С доверительницей было заключено соглашение на защиту прав ее мужа на предварительном следствии; адвокатом получен ордер, разрешающий его допуск к участию в деле. Заключая соглашение, доверительница заверяла адвоката, что ее муж Виктор - добрый, отзывчивый и бесконфликтный человек, любит семью, очень привязан к маленькому сыну, давно и успешно трудится на заводе, где характеризуется положительно. Адвокат внимательно слушал, привычно полагая, что заявительница в какой-то мере лукавит, пытаясь «приукрасить» мужа. Каково же было его удивление, когда из уст следователя прокуратуры он услышал точно такую же личностную характеристику обвиняемого! А как же тогда нож? А порезы на теле работника милиции?

     Адвокат посетил подзащитного, находившегося  в СИЗО, в тот же день. В беседе с Виктором выяснилось, что однажды поздним вечером Виктора остановил сотрудник милиции и потребовал предъявить документы. Пропуск на завод - с фотографией, должностью и адресом предприятия - его не устроил, а паспорта с собой у Виктора не было. «Вперед, в отдел!» - последовала команда. Категоричный отказ Виктора куда-либо следовать вызвал неадекватную реакцию - рослый милиционер умело провел прием самбо, обыскал задержанного (как выяснится позже - совершенно непрофессионально), и в положении «рука за спину» повел впереди себя. Идти предстояло далеко. Спотыкающийся Виктор пытался оправдываться, клялся в том, что ничего не нарушил, просил его отпустить - тщетно. Первый рывок вызвал град тумаков, второй - привел к их усилению. «Приведу в отдел, заведу в спортзал - и будем всем нарядом на тебе тренироваться», - заверил страж порядка.

     «Добьют...» - обречено подумал Виктор. И вдруг  свободная рука почувствовала в  кармане курточки что-то твердое. Пальцы нащупали «колодочку» маленького перочинного  ножика. Мысль заработала лишь в  одном направлении: «Вот оно - спасение. Не дамся, вырвусь, убегу!». Незаметно  приподнял руку с ножом к лицу, зубами открыл лезвие и, не разворачиваясь, ударил назад, за спину. От неожиданности  сотрудник отпустил вторую руку Виктора, но мгновенно сориентировался и  бросился на него, пытаясь разоружить. Виктор отпрыгнул в сторону, и  темнота скрыла его. На следующий  же день он был задержан у проходной  своего завода. Будучи допрошенным, свою вину признал частично, пояснив, что  не имел умысла посягать на жизнь работника  милиции, а действуя так, спасал собственную  жизнь.

Информация о работе Значение психических состояний и их роль в юридической психологии