Жизненный путь человека в трудах отечественных психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:01, реферат

Описание

Актуальность изучения влияния жизненных планов на качество жизни личности в настоящий момент определяется и сложной социально-экономической ситуацией, когда зациклинность человека на прошлом или трудностях настоящего приводят к серьезным внутриличностным и межличностным конфликтам. Неполноценность структуры личности (без ориентации на будущее) тормозит ее развитие. При этом только единство прошлого, настоящего и будущего в сознании человека обеспечивает его устойчивость в жизни, деятельности и общении.

Содержание

Введение ______________________________________________________2
Жизненный путь человека, как проблема психологии_________________5
Заключение____________________________________________________12
Список использованной литературы_______________________________14

Работа состоит из  1 файл

Жизненный путь человек.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

В 1935 году в «Основах психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути, критикуя Шарлоту Бюлер, которая говорила, что личность в своем жизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве. Рубинштейн говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для Рубинштейна - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю! Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. Центральная проблема личной жизни - сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Личность как субъект жизни - это идея об индивидуально-активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Человек становится субъектом жизни в том смысле, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения.                                                                         

    В отличие от отечественной психологии того времени, которая исследовала личность либо через систему общественных отношений, конкретно реализуемых во взаимодействии между ребенком и взрослым (Л.С. Выготский), либо с помощью категории деятельности (А.Н. Леонтьев), С.Л. Рубинштейн вышел за пределы конкретных видов материальной и идеальной деятельности, поместив личность в более широкий контекст - в пространство ее жизнедеятельности. Именно личность соотносит свои субъективные желания и объективные требования социальной ситуации, осуществляя регуляцию взаимоотношений между субъектом и объектом. "Таким образом, личность не растворяется в деятельности, а посредством нее решает сложные жизненные задачи и противоречия. Здесь деятельность выступает в качестве поведения и поступков. Это и есть качество личности как субъекта жизни, который определяет свои ценности и способы их реализации в жизни, строит свои отношения (и способы общения в них), находит адекватные своей личности способы самореализации в деятельности"  
     Субъектный подход преодолевает обособленное изучение личности - ее отдельных качеств, сторон, свойств, ипостасей вне жизни, а также безличный подход к изучению жизненных структур, ценностей, событий, периодов развития человека.

  • Человек как субъект жизни рассматривается с точки зрения:
    • психического склада - индивидуальных особенностей психических процессов и состояний;
    • личностного склада - мотивации, характера и способностей, в которых обнаруживаются движущие силы личности, ее жизненный потенциал и ресурсы;
    • жизненного склада - способности использовать свой ум и нравственные качества для того, чтобы ставить и решать жизненные задачи, активности, мировоззрения и жизненного опыта.

С этой точки зрения необходимо определить основные жизненные образования  личности. Это - активность, сознание и способность к организации времени жизни. 

В дальнейшем разные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию. В 60-х годах конкретными исследованиями жизненного пути занялся в нашей стране Б. Г. Ананьев. Ему принадлежит самое крупное лонгитюдное исследование личности и ее жизненного пути, на основе которого была определена возрастная периодизация и онтогенез развития личности: детство, юность, выбор профессии, зрелость, пик карьеры, старость. Б.Г. Ананьев считал, что жизненный путь - это история формирования и развития личности в определенном обществе. Согласно его мнению, жизнь человека как история личности в конкретную историческую эпоху, и как история развития его деятельности в обществе складывается из многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства жизни.

Для Б. Г. Ананьева основным в характеристике жизни является возраст человека. Возраст соединяет социальное и биологическое в основные «кванты» – периоды жизни. В жизненном пути он выделяет познание, деятельность, общение, через которые проявляется личность, и несколько периодов жизни . Жизненный путь – жизнь человека как личности, история индивидуального развития  

Периоды жизни личности (по Б. Г. Ананьеву) 

Периоды жизни Проявления  личности в процессе жизненного пути
Детство воспитание, обучение, развитие
юность обучение, образование, общение
зрелость профессионализм, социальное самоопределение личности, создание семьи, осуществление общественно полезной деятельности
старость уход от общественно  полезной и профессиональной деятельности, сохранение активности в сфере семьи
 

Б. Г. Ананьев  обосновал проект науки о целостном  развитии человека в едином жизненном цикле. Эта наука, по Ананьеву — онтопсихология, должна объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции в процессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека. В этой целостности, однако, Б. Г. Ананьев отчетливо различал две взаимодействующие, но все же особые формы. Во-первых, онтогенез — развитие индивида и его мозга, психофизиологических функций. Онтогенез программируется генетически, протекает в биологическом времени жизни. Во-вторых, жизненный путь, который строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями.

К.А. Абульханова-Славская, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считает, что разрешение противоречий жизни способствует развитию личности. Разрешение противоречий жизни Абульханова-Славская видит в способах отношений людей друг с другом. Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую и личностную зрелость человека: "Последняя проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение мы определяем как жизненную стратегию" Абульханова-Славская (вслед за Рубинштейном) предлагает рассматривать жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. В работе «Стратегия жизни» для характеристики жизненного пути К. А. Абульханова-Славская вводит понятия «жизненная позиция», «жизненная линия», «стратегия жизни», «жизненная перспектива».

Жизненная позиция- это жизненные отношения, способ их реализации, отвечающий (или не отвечающий) потребностям, ценностям личности. Это выработанный личностью при данных условиях способ своей общественной жизни, место в профессии, способ самовыражения. Радикальная смена жизненной позиции может являться результатом неразрешенных противоречий или реализации себя в неоптимальных направлениях.

Жизненная линия - реализация жизненной позиции во времени и в об-стоятельтсвах жизни, соответствующая динамическим характеристикам жизненного пути. Это определенная последовательность (или непоследовательность) личности в поведении, реализации своей жизненной позиции, верность себе, своим принципам и отношениям в изменяющихся обстоятельствах. Она имеет типологические характеристики: последовательность - непоследовательность - хаотичность.

Стратегия жизни -это способ раскрытия и разрешения жизненных противоречий, индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни по мере ее осуществления в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Она может носить активный или пассивный характер.

Смысл жизни (жизненная концепция) характеризует теоретический способ организации жизни. Его наличие или отсутствие выступает критерием развития личности. Реально он существует в совокупности с такими понятиями как жизненная позиция и жизненная линия, так как выражает стремления личности и подтверждает ее реальные достижения.

Жизненная перспектива включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые создают возможность оптимального жизненного продвижения. Она открывается тому, кто в настоящем времени создал систему оптимальных (с множеством возможностей) жизненных отношений.

Термин "жизненная стратегия", предложенный Абульхановой-Славской, это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия - это выбор, определение и реализация ценностей жизни. (Абульханова-Славская рассматривает нравственные ценности, этические ценности).

Для анализа  развития личности вводится понятие плотности переживания времени, под которым понимается глубина переживания, уровень задействованности в нем мышления, воображения, двигательной активности. Она может быть малой, средней и высокой. Этому понятию в категории жизненного пути соответствует интенсивность жизни. Развитие личности обеспечивается ее способностью умножать время жизни. Умножение времени жизни происходит за счет интенсивности жизни, т. е. вмещаемости в ее время большего количества отношений, событий, чем у других людей, масштаба охвата пространства культуры. Именно поэтому разные типы людей достигают личностной зрелости в разные периоды жизни, одни - в юности, другие - иногда только под старость, а иногда вообще не достигают ее. Существующая формула: TV = S- время, умноженное на скорость, равно расстоянию, будучи распространена на жизненный путь человека означает, что с чем большей скоростью «идет» человек по жизни, тем длиннее его жизненный путь. Скорости жизненного движения личности ускоряются или замедляются в зависимости от трех личностных способностей: актуализации или оперативного использования своих способностей, потенцирования времени, то есть его сохранение или умножение, своевременности как жизненной оперативности.

К. А. Абульханова - Славская предприняла попытку целостного рассмотрения жизненного пути человека с учетом взаимодействия внешних и внутренних факторов. Автор предлагает рассматривать жизнь как задачу или проблему, а человека в качестве потенциального субъекта собственной жизни.

      Самая большая сложность в постановке проблемы личной жизни в том, чтобы именно осознать ее как проблему, представить ее себе не такой, как она стихийно складывается, а какой она могла бы быть при наличии разумного отношения к жизни и усилий.

       Для отечественной психологии характерна тенденция поиска объективных закономерностей развития психики человека, с целью обеспечения самого человека психологическими знаниями. В советской психологии эволюция научных представлений о жизненном пути человека в известной мере отражала социальную ситуацию в нашем обществе.          Дальнейшие исследования проблемы жизненного пути велись в различных направлениях, каждое из которых пыталось как бы «измерить» его в определенных временных показателях. Так, если у Б.Г. Ананьева широко использовалось понятие возраста, метрического и топологического времени в развитии личности, то Н.А. Логинова основой своих исследований избирает событийный подход. Л.И. Кравченко использует понятие жизненного выбора; В. И. Ковалев понятие перспективы и транспективы жизненного пути; А.А. Кроник с помощью метода каузометрии исследует причинно-следственную связь между выделяемыми личностью событиями, представляя жизненный путь как временное измерение бытия человека с точки зрения ряда событий-причин и событий-следствий. Он считает, что жизненный путь может быть более гибким, пластичным, способным менять свое направление в зависимости от процессов индивидуализации.   В.П. Зинченко делает акцент на активности сознания личности. «Развитие — это судьба человека. Представление о развитии и его путях не может навредить человеку, а может быть, и поможет ему стать самим собой»

     Представленная ретроспектива показывает, что во все времена, понимание зависимости жизненного пути от свободной воли и активности самого человека, даже вопреки официальному общепринятому мнению, присутствовало, но в большей или в меньшей степени. И, если раньше это понимание было на уровне интуиции, веры, то сегодня многие учёные в своих исследованиях пытаются научно обосновывать тот факт, что человек может и должен планировать и строить свою карьеру, свою судьбу. Однако степень его свободы при этом различна и зависит от занимаемой им позиции.

Информация о работе Жизненный путь человека в трудах отечественных психологов