Женщина и Мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотипов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:36, дипломная работа

Описание

Украина сейчас переживает трудный процес трансформирования економических, социально-политических, духовно-моральных отношений как внутренних, так и внешних, стремясь стать полноправным членом международного сообщества. Достижение этой цели связано с решением целого ряда задач, которые требуют обьединения всех сил общества . Основой обьединения может быть защита и поддержка прав человека, одним из главных направлений, является обеспечение равенства и равноправия мужчин и женщин. (1) На современном этапе развития социальной наукигендерная проблематика является достаточно актуальнй. Изменения, которые охватили все сферы украинского социума, переориентировали существующие еще в советские временасуществующие стереотипы гендерного поведения. (2) У ст. 24 Конституция Украины провозглашает равенство прав мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни .

Содержание

Введение…………………………………………………………...……2
Глава. 1. Методологические подходы к исследованию
Гендерных неравенств………………………………………. …….... 4
Глава. 2. Социологические аспекты гендерных
Стереотипов счастья…………………………………………………19
Глава 3. Социальные алгоритмы поиска счастья.
Результаты исследования.... …………………………………………57
Заключение. ……………………………………………………………. 69
Список использованной литературы…………………………………71

Работа состоит из  1 файл

Женщина и Мужчина в поисках гармонии.docx

— 113.89 Кб (Скачать документ)

 

Таким образом, прежде гармоничная  модель мира оказалась разрушенной, “части”ее, естественно перетекавшие друг в друга, противопоставлены, поляризованы и находятся в состоянии взаимного  отрицания, что крайне аг-рессивирует  бытие. На смену имманентной миру и человеку Богини-Праматери пришел трансцендентный Отец, который отныне будет обитать“на небесах”, т. е. , как  правильно подметила Малаховская, в области первой (девственной) ипостаси Богини. А человек, прежде бывший соработником божественной силы, отныне станет рабом  божьим.

 

И если, как пишет С. Булгаков, “в почитании женской ипостаси в  божестве язычеству приоткрывались священные и трепетные тайны, не раскрывшиеся в полноте, быть может, и доселе.... ”, то ныне поруганные божества древности мстят человеку за пренебрежение  ими. Объявив все языческие божества бесами, демонами, христианство заложило само под себя мину замедленного действия, посеяло зерно собственного будущего кризиса.

 

Поскольку в патриархатной  культуре мужчина и женщина воспринимаются описываются как жесткая оппозиция, а за фасадом этой оппозиции располагаютс”  и на ней строятся другие оппозиции (например “мужественная” культура—“женственная”природа), оппозиционизм же актуализирует  агрессию, то и сам эротическии  акт нередко описывается в  художественной“высокой”литературе  в военньц терминах или терминах, обозначающих отношение покорителя к покоренному Например в арабских сказках нередко сравнение девственницы с еще необъезженно] кобылицей (четкая коннотация с покорением природы), а  мужской детородный оргак отождествляется  с орудием убийства: напрягшейся  стрелой, пушкой, котораг пробивает  брешь в неприступной крепости и  т. д. Любовь и смерть воистину оказы  ваются сестрами, но не так, как в  матриархатной религии, где они  естественные равнозначные ипостаси единой Богини, а как два вычлененных  недолжных (“пре ступных”) фрагмента, связанных общей репрессивной функцией. Тело Великой Богини расчленено, тело человека политизировано. И потому одной из основных задач современного феминизма является, как это точно  формулирует Т. Клименкова, “выведение сексуальности из-под власти микрополитики” . Особого рассмотрения требуют и  другие символы “женского” ряда —  пустота, бесформенность, пассивность, эмоциональность, — значимость которых  для познания мира явно недооценивается  в патриархатной культуре. Современный  мир сотрясаем множеством кризисов: экологических, экономических, социальных, политических. Все эти кризисы  —лишь проекции более глобального  кризиса, а именно кризиса сознания. И, возможно, возрастающий ныне интерес  к женщине и“женственности”свидетельствует  о том, что они могли бы сыграть  не последнюю роль в выходе из социокультурного тупика.

 

    Национальный Эрос.

 

Диапазон понятия “эрос”грандиозен: от космических сил притяжения и  отталкивания, гравитации и электромагнетизма (Любовь и Вражда—первосилы, организующие все в Бытии, по Эмпедоклу) до тончайших  вибраций душевной жизни и чувственности  в индивидуальной любви, до эротики  и секса, до совместимости/несовместимости  тканей, входящих и исходящих друг в/из друга в соитии. По“Теогонии” Гесиода, Эрос — из первейших сущностей-первобожеств, наряду с Хаосом и Эребом. Его  функция —всесвязь элементов  Бытия. В этом плане Эрос аналогичен Ре-лигии, которая, по первосмыслу, “вос-связь” распавшегося, значит, разъединенного. Эрос и Религия — близкофункциональны  и потому — соперничающи. Эрос входит во все религии как мощный элемент: Любовь к Богу, к ближнему, Святое семейство и благословение брака  в христианстве, бхакта-йога и тантризм в Индии, орфические мистерии в Элладе, дионисии, вакханалии, карнавалы; исступления  плодородящей силы Природы весною, когда разгулом эротической энергии  во человечех имели интенцией  подпитать грядущую урожайность, плодоношение Природы.... В то же время высокие  религии (христианство, ислам, буддизм, иудаизм.... ) противостояли Эросу как животной Воле к Жизни, инстинктивной, “безусловному рефлексу” пола, —и в выстраивании Человека как общественного существа, как души и духа, как личности иНото SAPIENS, обуздывали плоть и природную волю к продолжению рода. Цивилизация —Природа. Эрос стал подозрителен, Эрос стал гоним- выжигали и преследовали. Аскеза, сублимация, цензура—все это те рамки-теснины, формы и клапаны, в которые дозволено было океану Эроса просачиваться в

 

Психологи констатируют доминирование  лево-или правополушарного мышления в зависимости от различных условий, что и определяет психологические  особенности субьекта. Недавн опубликованные результаты исследований Б. Шейвица  и его сотрудников из Йельского  университета, изучавших работу мозга  с помощью магнитного резонанса (32), свидетельствуют в пользу общности биологических и культурных характеристик. Американские исследователи показали, что структуры мозга, ответственные  за функции речи, располагаются в  мозге у мужчин более асимметрично, чем в мозге женщин. Эти результаты существенно дополняют известные  сведения о языковых структурах мозга. изучение которых началось еще в  середине 18 века. Шейвиц и его коллеги  установили, что при решении языковых задач у мужчин активизиуются  участки лишь в дном полушари, а  у женщин- в обоих производятся) живые существа, но также и идеи философии, идеалы для истории и  устроения социума. Эрос- страсть, ”пассионарность”(Л. Гумилев). А, как писал Гегель, без  страсти не делается ничего истинно  великого. Словом, Эрос —зона избытка, самопревосхождение Бытия в противовес его ипостаси: в равенстве самому себе и в экономии, к чему склонны  мудрость и наука.... — не техника. Ибо труд и техника, изобретательность—тоже виды коитуса с Материей, объятий-соитий с нею.... Хотя и наука, как ЛЮБО-. знание, тоже понятие Природы— в  жены.... “Познать” ведь —и Истину, и Женщину.... Так что и в философии (тоже ЛЮБВИ к мудрости) игра-охота  на все Женское совершается: на Истину, Субстанцию, Тайну. Основу (в Боге—Шеллинг), на Реальность, Действительность, Материю, Природу.... Все они — женского рода и в русском, и в латинском, и немецком, и французском. Лишь андрогинный  Альбион все это— усреднил, обезродил.... Заместительны “когито” с “които”.... (Космос), характера народа (Психея) и склада мышления (Логос). Патриархатная  цивилизация, в которой мы прописаны  и которая, похоже, уже заходит  в тупик (изведение Природы и  Жизни на Земле, проблемы экологии), в своих ценностных установках всячески унижала и подавляла Женское  и Материнское, давая им побочные роли —и в Духе. Так как вообще без них обойтись невозможно, то интеллектуальная и властная цензура  отводила канал Эроса и Природы  в служебность Мужскому. Так, “жена  да убоится мужа”, и женщина —  служанка мужчины в исламе. Так  накапливается сложнейший переплет разных форм Эроса, натуральных и  искусственных, —в ходе истории цивилизации  и в каждой стране. Тут тоже уловим особый аспект и ракурс, что видится  какНациональный Эрос.

 

Именно гендерные установки  отражают в известном смысле “стратегию”системы пол-гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком, выявляя всевозможные стереотипы, как культурные так и  социальные. (34) Установкапо Узнадзе- готовность, предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий  и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целинаправленный характер протекания соответствующей  деятельности , служит основной целесообразной избирательной активности человека. (17) Культурный стереотип-определенный канон мыслей и восприятия, устойчивое воспроизведение досуговых занятий, форм поведения. (10)

 

С одной стороны, культурный стереотип помогает индивиду приентироваться  в ситуациях закрепившаяся форма  предубеждения играет негативную роль, мешает обьективно оценить противоречия, возникающие в ходе развития общественных отношений, неоднозначность поступков  люде. (10) Понятиесоциального стереотипа в социологию введеноамериканским  исследователем У. Липпманом в работе “Общественное мнение”. (18) Стереотип  от греч. typos- отпечаток. Прочно сложившийся, постоянный образец, стандарт. (11) Стереотип  социальный- стандартизированный. устоцчивый, эмоционально насыщенный, ценностно  определенный образ, представление  о социальном обьекте. В таком  смысле был введен в социальные науки  У. Липпманом. В основе социального  стереотипа находится реальный психологический  феномен генерализации, обобщения, схематизации данных своего и чужого опыта.

 

Исторически социальный стереотип  исследовался в основном как стереотип  представителя социальной группы, как  антропостереотип, а внутри этого  обьекта еще более узко-как  этнический стереотип, как предрассудок.

 

Социологический анализ расскрывает  более глубокое содержание социального  стереотипа. Будучи концентрированным  выражением социальной установки(отсюда выдвижение на первый план человека как  главного соц. обьекта и основного  содержания социального стереотипа. Он выполняет те же функции в жизнедеятельности  индивида и социальной общности: регуляции, интеграции и т. п. Роль социального  стереотипа в социальном процессе определяется тем, что этот стереотип представляет собой одну из разновидностей превращенной формы общественных отношений, а  именно их переонификацию, их“запись”как  отношений социальных в виде антропоморфных образов . При таком подходе становятся понятными свойства социального  стереотипа, зачастую обьясняемые особенностями  индивидуальной психики, напр. ,феномен  поляризации или“черно-белое”мышление. Функциональное назначение социального  стереотипа. состоит в том , чтобы  феноменологтчески поляризовать в  противоположных образах стороны  социального противоречия, психологически мобилизировать на его разрешение силы участников социального процесса. Социальный стереотип- образ, полярный по знаку  оценки , жестко фиксированный, не допускающий  малейшего сомнения в его истинности, побуждающий к строго однозначному действию. Свойства социального стереотипа широко используются в практике средств  массовой информации, в искусстве. (12)

 

Именно гендерные установки  отражают в известном смысле “стратегию”системы пол-гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком, выявляя всевозможные стереотипы, как культурные так и  социальные. (34) Установкапо Узнадзе- готовность, предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий  и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целинаправленный характер протекания соответствующей  деятельности , служит основной целесообразной избирательной активности человека. (17) Именно гендерные установки отражают в известном смысле “стратегию”системы пол-гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком, выявляя всевозможные стереотипы, как культурные так и социальные. (34) Установкапо Узнадзе- готовность, предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целинаправленный характер протекания соответствующей деятельности , служит основной целесообразной избирательной активности человека. (17) Соответствующая технология формирования гендерных ролей проявляется в кинематографе. Если сравнить советский кинематограф 50-х годов с сегодняшним, можно ясно увидеть смену построения и оценки образа женщины. Политическая установка общества на привлечение женщин к социальной активности в то время вела к созиданию на экране образов героинь, которые не только строили свою жизнь сами, но и оказывали влияние на общество, т. е. женщин самостоятельных с определенным, всеми принятым , стереотипом поведения. Героиня сегодняшнего дня (сегодняшний стереотип)-чаще всего красивая игрушка с длинными ногами в качестве положительного образа или дешевая проститутка в качестве образа отрицательного.

 

Во множестве рекламных  роликов мужчина представлен  как босс, компетентный специалист, а женщине отводится обслуживающая  роль. С экранов смотрят на нас  умные, очень важные мужчины и  экзальтированные женщины, радостно обнюхивающие колбасы, стиральные порошки, грязные  рубашки или с восторгом разглядывающие подарки, начиная с домашней техники  и заканчивая ювелирными украшениями, полученные от“настоящих мужчин”. Здесь  наиболее очевидно проступает технология гендера через кинематорграф. Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу  попадают в сложившуюся систему  отношений , где женщинам отведена пассивная  роль, а мужчинам активная. При этом значимость активного (“мужского”)всегда выше пассивного(“женского”) в соответствии с иерархией отношений. Например, в образовательных методиках  детских садов обучающие игры для девочек и мальчиков различно ориентированы. В игровой комнате  отведены части отдельно для девочек  и для мальчиков. У девочек  воспроизведена домашняя обстановка (внутренний, “пассивный”мир), где они изучают  типы машин, правила дорожного движения, виды профессий. И если на образовательных  занятиях девочек знакомят с понятиями(но не дают навыков), формирующимися у  мальчиков в обучающих играх, то мальчиков не учат о ком-нибудь заботиться. Мальчикам дарят книги  познавательног характера. а девочкам-детскую  кулинарию. И хотя книга по кулинарии  носит название детской, она ассоциируется  только с девочками и только им предназначена. необходимости идентификации  с мужчинами (отцом) для достижения власти. Асимметричное родительство связано с обесцениванием женского вклада (очевидно, потому, что эта  деятельность не имеет рыночной стоимости) презрение общества к женской  работе помогает мальчику определить себя в оппозицию к женскому полу, представительницей которой является мать. иерархиями. (1)

 

    Роль мужчины  и женщины: от прошлого к  настоящему

 

Роковое противопоставление мужчины как “господина”, “главы”, “вершителя судеб”женщине как существу второстепенному, создание ребра Адама, в какой-то мере является причиной дисгармоничности общественного устройства, социального  неравенства мужских и женских  ролей. Следует заметить, что проблемы одной“половины”всегда прямым или  косвенным образом отражаются на положении и состоянии другой. Социальные проблемы женщин–суть в равной степени проблемы статуса и осознавания ролей мужчины и женщины в социуме.

 

В глубине веков не существовало социального равенства между  людьми, а тем более между мужчиной и женщиной. Последнее занимало такое  же подчинённое положение , как раб, выполняя только свои домашние и материнские  обязанности. Хотя историки и археологи  свидетельствуют о том времени, когда женщины играла ведущую  роль в общественной жизни. То была эпоха матриархата. Об этом периоде  мы узнаём из преданий и мифов, сохранившихся  и дошедших до наших дней. В разные исторические эпохи существовали и  различные мифы о женщинах. Во времена  средневековой инквизиции был распространён  миф о женщине–ведьме, и множестве  женщин стали его жертвами. В конце XIX века миф о роковой женщине, безжалостной соблазнительнице, нашёл  отражение в творчестве ряда крупных  писателей (более подробно о мифических образах женщины можно узнать из книги Ц. Короленко [34]). В Стране Советов господствовал миф о  супрерженщине: женщине– матери, работнице  и общественной деятельнице одновременно. Следует упомянуть один парадокс: чем больше обожествляли женщину  и поклонялись ей на каком-то отрезке  истории, тем более унизительные и подчиненное положение она  занимала в реальности. Американская исследовательница Б. Фридан объяснила  этот парадокс так: “Чем меньше реальные функции, которыми наделена роль женщины, тем больше её декорирует бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту”[35]. Обратившись к истории, можно  найти подтверждение этой мысли. Древние греки обожествляли женскую  красоту в скульптурах, украшая  ими храмы, но в реальной жизни“лишних”дочерей подкидывали или приносили в  жертву, девушек продавали, а на женщин смотрели лишь как на безмолвных домохозяек. В большинстве государств Древней  Греции женщины были привязаны к  дому, им не полагалось вмешиваться  в общественные дела. Они не могли  принимать участия в управлении городом, наследовать собственность  или обладать ею, а также защищать себя в суде. Женщинам не разрешалось  даже покупать вещи, стоимость которых  превышала определённую сумму. В  течение всей жизни женщина подчинялась  родственникам по мужской линии– сначала отцу, а затем мужу, брату  или сыну.

Информация о работе Женщина и Мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотипов