Зарубежные концепции личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:16, курсовая работа

Описание

А.Г. Ковалёв ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
темперамента (структуры природных свойств),
направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Содержание

1. Отечественные концепции личности 3
1.1. Концепция личности А. Г. Ковалева 3
1. 2. Концепция личности В.Н. Мясищева 3
1.3. Концепция личности К.К. Платонова 3
1.4. Концепция личности Ю.В. Щербатых 4
1.5. Концепция личности Б.Г. Ананьева 4
2. Зарубежные концепции личности 4
2.1. Психоанализ 4
2.2. Индивидуальная психология 6
2.3. Аналитическая психология 7
2.4. Эго-психология 7
2.5. Диспозициональная психология 8
2.6. Гуманистическая психология 10
2.7. Феноменологический подход 11
2.8. Бихевиоризм 11
Список литературы 13

Работа состоит из  1 файл

Кл.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

      1. Отечественные  концепции личности

     1.1. Концепция личности А. Г. Ковалева

     А.Г. Ковалёв ставит вопрос о целостном  духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),
  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

     Все эти структуры возникают из взаимосвязи  психических свойств личности, характеризующих  устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям  вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

     1. 2. Концепция личности В.Н. Мясищева

       В.Н. Мясищев единство личности  характеризует: направленностью  (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности, но и объективная динамика условий жизни).

     С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная  характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны  с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

     1.3. Концепция личности К.К. Платонова

     Концепция динамической структуры личности. Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

  1. Социально обусловленные особенности (направленность - желания, стремления,идеалы, мировоззрение, моральные качества).
  2. Личный опыт (объем и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек).
  3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
  4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

     1 и 2 - социально обусловлены, 3 и  4 - генетически обусловлены.

     Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют  друг с другом. Однако доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

     1.4. Концепция личности  Ю.В. Щербатых

     По  Ю.В. Щербатых, понятие личности включает в себя две пары диалектически-противоречивых характеристик, без понимания которых трудно понять данный термин.

     1. Личность любого человека представляет  собой совокупность индивидуальных  и специфичных характеристик  человека, отличающих его от других  людей. 

     2. В то же время, в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности.

     3. Личность имеет относительно  устойчивую структуру, в которой  отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему.

     4. Личность человека не является  чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в  процессе индивидуального развития  и воздействия на нее внешних  обстоятельств.

     1.5. Концепция личности Б.Г. Ананьева

     Б.Г. Ананьев считает, что в структуру  личности входят такие свойства:

определенный  комплекс коррелируемых свойств  индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений. 

     2. Зарубежные концепции  личности

     2.1. Психоанализ

     Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в сфере неосознаваемых побуждений.

     В психической жизни Фрейд выделил  три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

     Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаём в данный момент времени.

     Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернуться в сознание.

     Самая глубокая и значительная область  человеческого разума - это бессознательное. Бессознательное представляет собой  хранилище примитивных инстинктивных  побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного.

     Фрейд придал концепции бессознательной  жизни эмпирический статус.

     Позже Фрейд ввёл в анатомию личности три  основных структуры: Ид, Эго и Суперэго. Сфера Ид полностью неосознаваема, в то время как Эго и Суперэго действуют на всех трёх уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Ид.

     Ид  по Фрейду означает примитивные, инстинктивные  и врождённые аспекты личности. Оно целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, которое наполняют наше поведение энергией.

     Эго - это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремиться выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями налагаемыми внешним миром. Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма.

     Суперэго - это интернализованные общественные нормы и стандарты поведения, полученные в процессе “социализации”.

     Психоаналитическая  теория основывается на представлении, что поведение человека активизируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество её остаётся при этом тем  же самым) и мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимыми телесными потребностями, выраженными в виде желаний, называются инстинктами.

     Фрейд назвал две основные их группы: инстинкт жизни и инстинкт смерти.

     Первая  группа включает наиболее существенные, сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов - это определённое количество энергии, находящая разрядку только в сексуальном поведении.

     Вторая  группа - лежит в основе всех проявлений жёсткости и агрессии. Он полагал, что инстинкты подчиняются принципу энтропии, согласно которому любая энергетическая система стремиться к сохранению динамического равновесия.

     Стремясь  избавиться от неприятных эмоциональных  состояний, человек вырабатывает у  себя так называемые защитные механизмы.

  1. Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей угрозы.
  2. Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию внутренних импульсов и угроз. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам.
  3. Рационализация. Этот способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство обычно уже после их совершения.
  4. Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.
  5. Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.
  6. Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.
  7. Замещение. Выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

     2.2. Индивидуальная психология

     Индивидуальная  психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека:

  • человек является единым, самосогласующимся и целостным;
  • человеческая жизнь - это динамическое стремление к превосходству;
  • индивидуум - есть творческая и самоопределяющаяся сущность;
  • социальная принадлежность индивидуума.

     Согласно  Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в  течение жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство.

     Согласно  Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени выраженности социального интереса и степени активности, по отношению к этим трём задачам, Адлер различал типы установки, сопутствующих стилю жизни:

  • управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром);
  • берущий (паразитизм в отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень активности);
  • избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач);
  • социально-полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других).

     Адлер полагал, что стиль жизни создаётся  благодаря творческой силе индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком рождения: первенец, единственный ребёнок, средний или  последний ребёнок.

     Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое “Я”. В этом понятии  воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется  стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса.

     2.3. Аналитическая психология

     К. Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуализации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности и на бессознательном, так и на сознательном уровнях.

Информация о работе Зарубежные концепции личности