Заикание. Причины и симптомы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:48, контрольная работа

Описание

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц рече¬вого аппарата. Проблема заикания считается одной из самых древних в истории развития учения о различных расстройствах речи. Разное пони¬мание его сущности обусловлено уровнем развития науки и по¬зиций, с которых авторы рассматривали и рассматривают это речевое расстройство.

Работа состоит из  1 файл

логопедия.docx

— 35.00 Кб (Скачать документ)

   На основе физиологических расстройств формируются психологические особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание, и тогда психологические изменения нередко выступают на первый план.

Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889).

   В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические).

К физиологическим симптомам относятся:

речевые судороги, нарушения ЦНС и физического  здоровья, общей и речевой моторики.

К психологическим:

речевые запинки и другие нарушения экспрессивной  речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.

   Основным внешним физиологическим симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд.

   В зависимости от преобладания в тех или иных органах речи судороги делят на: дыхательные, голосовые и артикуляционные.

Отмечаются  три формы нарушения дыхания  при заикании:

экспираторная форма (судорожный выдох),

инспираторная форма (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием),

респираторная форма (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

Судороги  в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:

  • смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается блеющий прерывающийся («А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а. а. а.»);
  • размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь);
  • вокальная, свойственная детям (впервые выделена И.А. Сикорским). Дети протягивают гласные в словах.

В артикуляционном аппарате различаются судороги:

  • губные,
  • язычные,
  • мягкого нёба.

Чаще  и резче они проявляются при  произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т. д); реже и менее напряженно — щелевых. На звонких, как более  координационно сложных, судороги проявляются  чаще, чем на глухих, особенно при  их сочетании с гласными, а также  в начале слова, возглавляющего фразу, синтагму или абзац.

Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой самих трудных звуков, большую роль играют грамматические факторы: положение слова во фразе, структура текста и т. п. При этом надо учитывать содержание высказывания, так как известно, что заикание усиливается по мере семантического и эмоционального осложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных рассуждениях и спорах. Ученики меньше заикаются при пересказе хорошо подготовленного учебного материала. Известное значение в отношении частоты заикания имеет ритм речи.

   В проявлениях заикания характерными являются также различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.

Отмечается  общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость, переключаемость и пр.

   Еще в начале XX в. Э. Фрешельс подчеркивал, что «специфической основой заикания» является то психическое состояние, на основании которого возникает «сознание расстройства речи».

Н. И.Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка.

   Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе.

Фиксированность на дефекте и эмоциональное реагирование на дефект.

Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое, застревающее, навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх).

   Важно найти критерии, которые характеризуют нарастающую сложность разных уровней (степеней) фиксированности на дефекте. В качестве такого критерия могут быть использованы 3 варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту (безразличное, умеренно-сдержанное и безнадежно-отчаянное) и 3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые действия и состояния). В связи с этим оправдано введение рабочего термина «болезненная фиксация» для выделения соответственно трех групп заикающихся:

1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток. На этой стадии может возникнуть первые признаки логофобии.

3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще всего подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, выраженная логофобия, страх перед людьми, ситуациями и пр.

   Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте позволило установить следующее: фиксированность является одним из основных факторов, усложняющих структуру дефекта и эффективность его преодоления.

   Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений. Тоническая судорога иногда может рассматриваться как попытка заикающегося бороться со своим недугом. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно связан с эмоциональным отношением к своему дефекту.

   Эффективность логопедической работы с заикающимися детьми находится в обратной зависимости от разной степени их фиксированности на дефекте.

Также имеется прямая зависимость фиксированности  на дефекте от возраста детей (или  стажа заикания). Это объясняется  наличием неблагоприятных факторов окружающей среды, совершенствованием и усложнением психической деятельности в связи с формированием личности детей, появлением сдвигов в нервной и эндокринной системах, связанных с пубертатным периодом.

   Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические особенности: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и др.

   В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности заикающихся.

   Попытки замаскировать речевые трудности порождают у заикающихся различные неречевые и речевые уловки, которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже — в речевой моторике (покусывания кончика языка, нижней губы, облизываиие губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков и т. д.) в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболы): э, и, ну, вот, да и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  Заключение 

   Несмотря на то, что в настоящее время исследование заикания направлено на раскрытие его центральных механизмов, последние остаются мало разработанными. Существующие концепции возникновения заикания не объясняют выявленных клиницистами разных групп больных, страдающих заиканием, при одинаковом типе и тяжести судорожных нарушений речи.

   Проблема возникновения нейрофизиологических механизмов синдрома заикания до сих пор остается нерешенной. Актуальность исследования этой проблемы определяется необходимостью разработки адекватных методов терапии и коррекции, поскольку существующие в настоящее время подходы к лечению заикания часто не приводят к полному излечению.

   Среди основных факторов риска развития заикания наиболее часто называют наследственность, раннее мозговое повреждение и нарушения эмоционально-волевой сферы.

   Психологическое исследование не выявило существенных различий между детьми с разными сроками заикания. Всем детям в разной степени были свойственны нарушения эмоциональной сферы, расторможенность, страхи, быстрая истощаемость. Эти наблюдения еще раз подтвердили дисфункцию высших центров вегетативной и эмоциональной регуляции у больных заиканием независимо от сроков заболевания и возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           Список литературы 

1.  Н.В. Витт. Речь и эмоции: учебное пособие.– М.,1984.

2.  Н.В. Витт. Эмоциональная регуляция речевого поведения. – М., 1983.

3.  Н.А. Власова. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. – М.,1959.

4.  Л.С. Выготский. Мышление и речь // Собр. соч. – М.,1982. – Т. 2.

5. А.И. Захаров. Неврозы у детей. – СПб., 1996.

6.  М. Зееман (пер. с чешск.). Расстройство речи в детском возрасте – М.,1962.

7.  Логопедия: Учебник для студентов деф. факультетов пед. ин-тов / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1995.

8.  А.Р. Лурия, Д.Я. Юдович. Речь и развитие психических процессов у ребенка.—М., 1957.

9.  В.Н. Мясищев. Личность и неврозы. – М.,1960.

10.  И.П. Павлов. Экспериментальная патология высшей нервной деятельности.

11.  Л.С. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб., 1998.

12.  И.А. Сикорский. О заикании. – М.,1889.

Информация о работе Заикание. Причины и симптомы