Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:02, курсовая работа
Переориентация системы ценностей в обществе в современных социальных условиях требует осмысления с новых позиций целей и задач воспитания, обновление его содержания. Нужды социально-экономического развития и концепция модернизации отечественного образования ставят перед школой задачи подготовки современных просвещенных, этических, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеют сотрудничать, владеют развитым ощущением ответственности за судьбу страны.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы воспитания организованности школьников 6
1.1 Психолого-педагогическая суть организованности как личного качества ребенка 6
1.2 Особенности организованности в учебном процессе 11
1.3 Самостоятельность как элемент организованности школьников 18
Глава 2. Методы и организация исследования 22
2.1 Методы исследования 22
2.2 Организация исследования 23
2.3 Оценка уровня развития организованности школьников 25
Заключение 31
Список литературы 32
Приложения 34
Содержание
Переориентация системы ценностей в обществе в современных социальных условиях требует осмысления с новых позиций целей и задач воспитания, обновление его содержания. Нужды социально-экономического развития и концепция модернизации отечественного образования ставят перед школой задачи подготовки современных просвещенных, этических, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеют сотрудничать, владеют развитым ощущением ответственности за судьбу страны.
К личным качествам, которых требует современное общество принадлежит организованность. Именно организованность позволяет человеку успешно справляться с теми требованиями, которые ставит перед личностью окружающая действительность, согласовывать их с собственными нуждами и интересами, освобождая себя от внешнего контроля, принудительных проверок.
Сенситивным периодом в воспитании организованности выступает школьный возраст, поскольку именно на протяжении его усваиваются основы нравственности, происходит сознательное освоение социальной среды и образов деятельности, формируется направленность личности (Н.Н. Безруких, М.Н. Волокитина, Л.А. Высотина, В.В. Зеньковский, С.П. Ефимова).
Проблемы
воспитания организованности учеников
находят отражение в
Суть, содержание и структура организованности как качества личности рассматриваются в роботах Е.П. Ильина, А.Г. Ковалева.
И.С. Мангутов, Л.И. Уманский рассматривают проблему организованности в процессе изучения особенностей организаторской деятельности; С.Л. Чернер - в процессе формирования деловых качеств личности; Ю.К. Васильев и И.А. Мельничук обращаются к организованности, исследуя вопрос экономического воспитания учеников. Ряд ученых связывает организованность учеников с их учебной деятельностью. Так, А.Д. Алферов рассматривает организованность как необходимую предпосылку воспитания ответственного отношения школьников к обучению. По мнению Е.С. Рабунского, воспитание организованности учеников непосредственно связано с их самостоятельной учебной деятельностью. М.И. Шилова считает, что организованность в обучении отображает отношение школьника к умственному труду.
Непосредственно вопросом воспитания организованности учеников посвящено небольшое количество работ. Среди них - исследование формирования организационных умений и навыков у младших школьников (Т.Я. Долгая); педагогических условий формирования организованности у школьников (Н.Ф. Прокина, Ц.Р. Якобсон) и старших дошкольников на материале занятий по ручной работе (К.С. Сейдекулова); воспитание организованности младших школьников в разновозрастных группах продленного дня (В.П. Ручкина).
Таким образом, в педагогической науке есть определенные предпосылки для решения изучаемой проблемы. Однако воспитание организованности школьников в учебно-воспитательном процессе, с учетом социальных отношений, возраста, исследовано, на наш взгляд, недостаточно. Анализ социальной, психолого-педагогической литературы по проблеме организованности и изучение реального состояния сформированности данного качества у современных учеников позволили выявить основные разногласия:
- необходимость воспитания организованности и отсутствие форм, методов ее целенаправленной реализации в процессе обучения;
- высокий уровень педагогических требований к организованности учеников в средних классах и низкий уровень ее сформированности в начальных классах.
Поиск путей решения данных противоречий составил проблему исследования.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в средней школе.
Предмет исследования - особенности организованности в средней школе у учеников разных возрастов.
Целью исследования является выявить особенности организованности школьников младшего, среднего и старшего возраста.
Задача исследования:
- определить теоретико-методические основы организованности школьников;
- показать средства развития организованности школьников разных возрастов;
- определить уровень организованности учеников младших, средних и старших классов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованной литературы и приложений. Общий объем - …… страниц.
Социально-экономические преобразования, которые происходят в нашей стране, породили противоречивые тенденции. С одной стороны, при отказе от жесткого внешнего контроля у людей появилась возможность организации жизни согласно собственным взглядам, согласно своим склонностям, устремлениям. Сегодня жизнь человека, во многом зависит от его собственной активности, умения организовать и предоставить событиям желательное направление.
С другой стороны, игнорирование моральных ограничений, долгожданная свобода обернулись вседозволенностью, этической деградацией, разгулом грубости и насилия. Желая получить "борцов", способных выжить в условиях многоаспектного кризиса, забываем, что любая агрессия ведет к отторжению от окружающего мира.
Сегодня обществу необходимы изменения в сознании и поведении людей, которые в целом предъявляет более высокие требования к воспитанию подрастающего поколения. Возникают задачи перед воспитанием современного поколения. Это, прежде всего, формирование новых жизненных установок личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.
Итак, общественные изменения и новые задачи, которые стоят перед современным человеком требуют отражения в учебно-воспитательном процессе школы воспитания организованности, которая позволяет справляться с требованиями окружающей действительности, согласовывать эти требования с собственными желаниями, освобождая себя от внешнего принудительного контроля, проверок. Феномен „личности” всегда находился в центре внимания многих наук. С философской точки зрения личность - „человек со всеми социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми" [37, 45]. В понятии „личность” фиксируются общественные и социальные отношения человека.
Личность - это социальная функция человека, система ее социальной деятельности [17, 45]. Личность - действительность индивида как социального феномена, это субъект общественного отношения, который реализовывает себя в социальной деятельности.
В философии личность возникает как интегральное понятие, которое обосновывается социальную форму существования индивида, в рамках которой он владеет внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, которая дает возможность творчески проявлять себя. Чтобы оставаться самим собой, личность должна менять именно себя, с учетом всех изменений, которые происходят в обществе [14,99].
Л.С. Выготский подчеркивал, что личность является понятием социальным, оно выражает все, что есть в человеке сверхъестественное и историческое. Личность не рождается, но возникает в результате культурного и социального развития [11, 25].
По
определению В.А. Аверина, личность
„... общественный индивид, объект и
субъект исторического
По мнению Л.И. Божович „личность - это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная его характеристика, когда он действительно становится личностью, заключается в том, что он способен властвовать над случайностями и менять обстоятельства жизни согласно своим целям и задачам; он способен также сознательно управлять и самим собой" [16]. В педагогике личность рассматривается как „участник исторически- эволюционного процесса, выступая носителем социальных ролей и владеет возможностью выбора жизненного пути", как феномен общественного развития, конкретный живой человек, который владеет сознанием и самосознанием, то есть личность характеризуется таким уровнем психического развития, которое позволяет ей управлять собственным поведением. По мнению П.Я. Гальперина: „... личность человека... есть дело рук самого человека, продукт его самовоспитания. Поскольку личность никогда не дана готовой, но всегда совершается, она есть не пассивная вещь, но творческий процесс” [12,27]. Итак, способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности являются существенными признаками личности.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что как личность человек является самостоятельным, творческим субъектом общественного сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самоусовершенствованию.
Личность раскрывается через многочисленные „ характеристики". Созданный К.К. Платоновым „Алфавит черт личности" содержит 1301 единицу. С них 61% - негативные, 32% - хорошие, положительные, 7% - нейтральные [22].
В.А. Блюмкин, Г.Н. Гумницкий, Т.В. Цирлина типологизировали моральные качества личности:
1)
мировоззренческие, идейно-
2) моральные (этические);
3) деловые;
4)
прагматические. Терминологический
массив, который характеризует
Д.Б. Эльконин, занимаясь изучением эффективности воспитательного процесса, отметил следующие качества, которые характеризуют воспитанность личности: патриотизм, коллективизм, общительность, интернационализм, почет к старшим, доброта, гуманность, честность, трудолюбие, добросовестное отношение к работе, активность, смелость, сила воли, самокритичность, скромность, ответственность, принципиальность, целеустремленность, бережливость, дисциплинированность, старательность, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным, ловким, закаленным, стремление к физическому совершенству [62].
М.И. Шилова в своей минимальной диагностической программе изучения уровней воспитанности школьников выделяет следующие качества: патриотизм, старательность, ответственность, дисциплинированность, инициативность, бережливость, аккуратность, самокритичность, организованность [11].
Из-за целостности человеческий личности, единства ее сознания, отношения и поведения „выделение” или „игнорирование” какого-нибудь личного качества не может не быть условным. Вместе с тем, в современных условиях перед образованием выдвигаются принципиально новые духовно-этические и социально-экономические требования, возникают новые задачи воспитания современного поколения. Это, прежде всего, формирование новых жизненных установок личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.
По мнению В.А. Аверина, „активность личности оказывается в том, как она превращает обстоятельства, направляет ход жизни, формирует жизненную позицию. Динамика жизни человека перестает быть случайной чередой событий, она начинает зависеть от своей активности, от способности организовать и предоставить событиям желательное направление" [2]. То есть, организованность, которая стала стойким качеством, позволяет личности легко справляться с требованиями окружающей действительности, которые возникают перед ней, согласовывать эти требования с собственными желаниями, освобождая себя от внешнего, принудительного контроля, проверок. Организованность возникает там, где существует доверие к личности. Там, где доверия нет, организованными можно назвать лишь отдельные формы поведения человека, отдельные действия, отдельные поступки. В этом случае организованность не становится качеством личности [2].
Информация о работе Выявление особенностей внимания школьников методом наблюдения